Фраза «девочек бить нельзя» знакома многим с детства. Её произносят взрослые, учителя, родители, будто бы воспитывая в мальчиках рыцарское поведение. Однако, когда мальчик оказывается объектом агрессии со стороны девочки и спрашивает: «А сдачи можно дать?», начинается путаница. Наказывать ли его за ответную реакцию? Учить терпеть? Или всё-таки разрешать защищаться? Разберёмся с этим с точки зрения психологии.
Гендерные установки: добрая идея, опасные последствия. Призыв «девочек бить нельзя» изначально носил воспитательную цель: формировать уважительное и неагрессивное поведение мальчиков. Но если остановиться только на этом правиле и не развивать эмоциональный интеллект, ситуация становится опасной. Установка превращается в двойной стандарт: мальчику нельзя, а девочке можно. Это формирует у девочек ложное чувство безнаказанности, а у мальчиков — ощущение беспомощности и внутреннего конфликта: «я не имею права защищаться».
Агрессия не имеет пола. С точки зрения психологии, агрессия — это поведение, а не черта пола. Бывают девочки, которые агрессивны, и мальчики, которые становятся жертвами. Фокус должен быть не на том, кто проявляет агрессию, а на самом факте агрессии.
Важно научить ребёнка, что:
- никто не имеет права тебя бить — ни мальчик, ни девочка;
- ты тоже не имеешь права первым проявлять насилие;
- но ты имеешь право защищаться — разумно и безопасно.
Давать ли сдачи? Важен контекст:
- Если ребёнок может защититься словами или уйти — это предпочтительно. Учим навыкам ассертивного поведения: говорить «мне это неприятно», «не трогай меня», звать на помощь.
- Если нападение физическое и постоянное — ребёнок имеет право защищаться. Но здесь важно не подменять защиту агрессией.
Речь не о поощрении насилия, а о формировании у ребёнка чувства границ и способности постоять за себя.
Очень важно, чтобы мальчик видел в своей жизни взрослого мужчину, который сам живёт по этим же принципам: не прибегает к насилию, умеет решать конфликты словами, сохраняет уважение даже в споре. Это может быть отец, дедушка, старший брат, дядя или тренер.
Если же дома присутствует агрессия — даже в «мягких» формах, таких как крик, угрозы, унижение матери или детей — любые разговоры о «нельзя бить девочек» теряют смысл. Ребёнок учится не на словах, а на примере.
Когда отец говорит сыну:
- «Ты не должен бить девочку»
- но сам кричит на мать или хлопает дверями,— мальчик считывает двойное послание: «мужчине можно проявлять силу, если он сердится».
Поэтому ключевой задачей отца (или другого значимого мужчины) становится:
- быть примером уважающего поведение;
- уметь управлять своей злостью, не разрушая других;
- показывать, что защита — это не нападение, а способность сохранить достоинство и свои границы.
Только так слова родителей обретают настоящую силу. И только тогда ребёнок вырастает с пониманием: насилие не является способом решения конфликта — независимо от пола участников.
Что делать родителям?
- Говорите не только о "нельзя", но и о "можно": не просто «не бей», а «если тебя бьют — позови взрослого», «отойди», «не бойся сказать "нет"».
- Объясняйте, что девочки — такие же люди. Их поведение тоже имеет последствия.
- Не обесценивайте чувства мальчиков. Фразы вроде «не ной» или «ты же мужик» блокируют эмоциональную реакцию и учат терпеть насилие.
- Поддерживайте обе стороны. Если ваш сын дал сдачи — выясните, что произошло. Возможно, он не агрессор, а защищающийся.
- Следите за тем, какой пример вы подаёте в семье. Спокойный голос, уважение к партнёру, умение просить прощения и признавать ошибки — всё это формирует здоровую модель поведения у ребёнка.
Важно уйти от формулировки «девочек бить нельзя» к более зрелой установке:«Насилие недопустимо ни в каком виде — и по отношению к девочкам, и к мальчикам. Но защищаться — можно и нужно».
И ещё важнее — жить в соответствии с этими принципами, чтобы дети учились не по теории, а по реальному примеру.
Резюме, для ребенка: Что делать, если тебя бьют, дразнят или обижают:
- Скажи твёрдо: «Мне это неприятно», «Не делай так», «Я не хочу, чтобы ты меня трогал/а»
- Попробуй отойти и не вступать в конфликт
- Если не помогает — обратись к взрослым: учителю, родителю, воспитателю
- Ты имеешь право защищаться,если на тебя нападают физически. Но: не мсти, не причиняй вреда сильнее, чем нужно, чтобы защититься
- Ты не слабый/слабая, если просишь о помощи. Это — сила.
Для родителей:
Как поддержать ребёнка в ситуации, когда его обижает сверстник (в т.ч. девочка):
- Слушайте без осуждения. Не спешите обвинять — сначала разберитесь в ситуации.
- Поддержите эмоции ребёнка. «Ты имеешь право злиться, если тебя бьют», «Ты не обязан терпеть»
- Не делите поведение на «девочка — значит не страшно». Агрессия — это поступок, не гендер.
- Научите 3 стратегиям защиты:- Устная граница: «Стоп, не трогай!»- Уход от конфликта- Обращение к взрослому
- Если ребёнок дал сдачи: Не ругайте сразу. Узнайте, что спровоцировало. Объясните разницу между агрессией и защитой.
Автор: Ирина Широкова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru