Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Девочек бить нельзя, а давать сдачи?

Фраза «девочек бить нельзя» знакома многим с детства. Её произносят взрослые, учителя, родители, будто бы воспитывая в мальчиках рыцарское поведение. Однако, когда мальчик оказывается объектом агрессии со стороны девочки и спрашивает: «А сдачи можно дать?», начинается путаница. Наказывать ли его за ответную реакцию? Учить терпеть? Или всё-таки разрешать защищаться? Разберёмся с этим с точки зрения психологии.

Гендерные установки: добрая идея, опасные последствия. Призыв «девочек бить нельзя» изначально носил воспитательную цель: формировать уважительное и неагрессивное поведение мальчиков. Но если остановиться только на этом правиле и не развивать эмоциональный интеллект, ситуация становится опасной. Установка превращается в двойной стандарт: мальчику нельзя, а девочке можно. Это формирует у девочек ложное чувство безнаказанности, а у мальчиков — ощущение беспомощности и внутреннего конфликта: «я не имею права защищаться».

Агрессия не имеет пола. С точки зрения психологии, агрессия — это поведение, а не черта пола. Бывают девочки, которые агрессивны, и мальчики, которые становятся жертвами. Фокус должен быть не на том, кто проявляет агрессию, а на самом факте агрессии.

Важно научить ребёнка, что:

  • никто не имеет права тебя бить — ни мальчик, ни девочка;
  • ты тоже не имеешь права первым проявлять насилие;
  • но ты имеешь право защищаться — разумно и безопасно.

Давать ли сдачи? Важен контекст:

  • Если ребёнок может защититься словами или уйти — это предпочтительно. Учим навыкам ассертивного поведения: говорить «мне это неприятно», «не трогай меня», звать на помощь.
  • Если нападение физическое и постоянное — ребёнок имеет право защищаться. Но здесь важно не подменять защиту агрессией.

Речь не о поощрении насилия, а о формировании у ребёнка чувства границ и способности постоять за себя.

Очень важно, чтобы мальчик видел в своей жизни взрослого мужчину, который сам живёт по этим же принципам: не прибегает к насилию, умеет решать конфликты словами, сохраняет уважение даже в споре. Это может быть отец, дедушка, старший брат, дядя или тренер.

Если же дома присутствует агрессия — даже в «мягких» формах, таких как крик, угрозы, унижение матери или детей — любые разговоры о «нельзя бить девочек» теряют смысл. Ребёнок учится не на словах, а на примере.

Когда отец говорит сыну:

  • «Ты не должен бить девочку»
  • но сам кричит на мать или хлопает дверями,— мальчик считывает двойное послание: «мужчине можно проявлять силу, если он сердится».

Поэтому ключевой задачей отца (или другого значимого мужчины) становится:

  • быть примером уважающего поведение;
  • уметь управлять своей злостью, не разрушая других;
  • показывать, что защита — это не нападение, а способность сохранить достоинство и свои границы.

Только так слова родителей обретают настоящую силу. И только тогда ребёнок вырастает с пониманием: насилие не является способом решения конфликта — независимо от пола участников.

Что делать родителям?

  • Говорите не только о "нельзя", но и о "можно": не просто «не бей», а «если тебя бьют — позови взрослого», «отойди», «не бойся сказать "нет"».
  • Объясняйте, что девочки — такие же люди. Их поведение тоже имеет последствия.
  • Не обесценивайте чувства мальчиков. Фразы вроде «не ной» или «ты же мужик» блокируют эмоциональную реакцию и учат терпеть насилие.
  • Поддерживайте обе стороны. Если ваш сын дал сдачи — выясните, что произошло. Возможно, он не агрессор, а защищающийся.
  • Следите за тем, какой пример вы подаёте в семье. Спокойный голос, уважение к партнёру, умение просить прощения и признавать ошибки — всё это формирует здоровую модель поведения у ребёнка.

Важно уйти от формулировки «девочек бить нельзя» к более зрелой установке:«Насилие недопустимо ни в каком виде — и по отношению к девочкам, и к мальчикам. Но защищаться — можно и нужно».

И ещё важнее — жить в соответствии с этими принципами, чтобы дети учились не по теории, а по реальному примеру.

Резюме, для ребенка: Что делать, если тебя бьют, дразнят или обижают:

  • Скажи твёрдо: «Мне это неприятно», «Не делай так», «Я не хочу, чтобы ты меня трогал/а»
  • Попробуй отойти и не вступать в конфликт
  • Если не помогает — обратись к взрослым: учителю, родителю, воспитателю
  • Ты имеешь право защищаться,если на тебя нападают физически. Но: не мсти, не причиняй вреда сильнее, чем нужно, чтобы защититься
  • Ты не слабый/слабая, если просишь о помощи. Это — сила.

Для родителей:

Как поддержать ребёнка в ситуации, когда его обижает сверстник (в т.ч. девочка):

  • Слушайте без осуждения. Не спешите обвинять — сначала разберитесь в ситуации.
  • Поддержите эмоции ребёнка. «Ты имеешь право злиться, если тебя бьют», «Ты не обязан терпеть»
  • Не делите поведение на «девочка — значит не страшно». Агрессия — это поступок, не гендер.
  • Научите 3 стратегиям защиты:- Устная граница: «Стоп, не трогай!»- Уход от конфликта- Обращение к взрослому
  • Если ребёнок дал сдачи: Не ругайте сразу. Узнайте, что спровоцировало. Объясните разницу между агрессией и защитой.

Автор: Ирина Широкова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru