Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

"Мама, где ты?" Анализ привязанностей: кто был доступен в детстве?

Психологическое упражнение.

Цель упражнения: Осознать, каким образом детский опыт эмоциональной доступности взрослых сформировал вашу текущую модель привязанности — и как это отражается на ваших отношениях, доверии, автономии и тревожности в близости.

Зачем это нужно?

Психологическая теория привязанности утверждает: то, как с нами взаимодействовали значимые взрослые в детстве — особенно в ранние годы — оказывает долгосрочное влияние на то, как мы строим отношения, как реагируем на близость, конфликты и даже одиночество. Упражнение помогает выявить эмоциональные "настройки", с которыми вы вошли во взрослую жизнь.

Шаг 1. Кто был рядом?

Закройте глаза (буквально, если комфортно) и мысленно перенеситесь в своё детство — от младшего возраста до подросткового. Постарайтесь вспомнить:

  • Кто был рядом с вами чаще всего?
  • Кто из взрослых был для вас «значимым»? Это может быть родитель, бабушка, дедушка, няня, соседка, старший брат или даже учитель.
  • Кто давал вам эмоциональную поддержку, а кто — скорее контроль, ожидания или молчаливое разочарование?

Запишите всех этих людей.

Шаг 2. Была ли доступность?

Для каждого человека из списка ответьте письменно на следующие вопросы:

  • Был ли этот человек эмоционально доступен? Мог ли он выслушать, понять, утешить?
  • Был ли этот человек физически рядом или часто отсутствовал?
  • Как он реагировал на ваше горе, страх, радость?
  • Могли ли вы обратиться к нему за помощью?
  • Чувствовали ли вы себя в безопасности рядом с ним?

Шаг 3. Как вы это переживали?

Теперь добавьте личную эмоциональную реакцию:

  • Что вы чувствовали, когда этот человек был рядом?
  • Какие стратегии вы выработали, чтобы получить его внимание? Замереть? Угодить? Бесконечно стараться? Замыкаться в себе?
  • Какие чувства были для вас "неприемлемыми" рядом с этим человеком (например, страх, злость, плач)?

Шаг 4. Связь с настоящим

Подумайте:

  • Повторяется ли что-то из этого в ваших сегодняшних отношениях?
  • Есть ли ситуации, в которых вы "впадаете в детскую стратегию" — например, замолкаете, если обидно, или начинаете доказывать свою нужность?
  • Насколько вы сейчас можете полагаться на других? Насколько вы позволяете себе нуждаться?

Шаг 5. Осознание — первый шаг

Важно: цель упражнения — не обвинить родителей или прошлое, а понять, как тот опыт формировал ваши реакции. Увидеть закономерность — это уже движение к свободе. Вы не обязаны жить на автопилоте детских стратегий.

Если вы замечаете, что какие-то воспоминания вызывают сильные эмоции — страх, боль, злость — это нормально. Запишите их. Иногда этого достаточно, чтобы началось внутреннее "перепроживание" опыта, особенно если вы дадите себе сегодня то, чего не хватало тогда — внимание, принятие, право чувствовать.

Это упражнение можно повторять, возвращаясь к новым слоям памяти. С каждым разом контуры вашей внутренней карты становятся яснее — и вы всё больше становитесь взрослым не "по паспорту", а по внутреннему ощущению устойчивости.

Автор: Елена Маланьина
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru