Предыстория
После того, как паровоз Стефенсона 27 сентября 1825 года привёл первый железнодорожный состав из Стоктона в Дарлингтон и тем самым положил начало новой эпохе в сфере перевозок, стало очевидно, что военные вскоре тоже осознают огромную ценность этого изобретения для своих целей.
На самом деле, всего год спустя французский морской офицер Монжери — хотя в его стране ещё не было таких средств передвижения — рекомендовал создать полноценный бронепоезд из трёх бронированных вагонов, в каждом из которых было по две гаубицы, а локомотив находился в середине.
Естественно, это предложение поступило слишком рано, поскольку сначала должна была появиться более или менее разветвлённая железнодорожная сеть, прежде чем железная дорога могла обрести реальное военное значение.
Немец Фридрих Вильгельм Харкорт понял это раньше других и в 1833 году предложил построить железную дорогу (между Везером и Липпе, а затем вдоль долины Рейна) исключительно по стратегическим соображениям.
Поначалу железная дорога использовалась в основном как средство передвижения. Известно, что с 1830 года небольшие отряды — менее 100 человек — перевозились по железной дороге на короткие расстояния. В 1839 году 8000 солдат были доставлены десятью поездами обратно в Берлин после завершения маневров в Потсдаме. Первая крупная переброска войск в мирное время состоялась в 1846 году, когда прусский армейский корпус (более 12 000 человек) был переброшен с помощью новых транспортных средств к границе города Краков, чтобы предотвратить распространение беспорядков на территорию Пруссии.
Революционные войны 1848–1849 годов не только привели к массовым перевозкам войск по территории Австро-Венгерской монархии, но и, в связи со взрывом арки моста, соединявшего материк с Венецией, стали первой попыткой препятствовать движению поездов путём повреждения рельсов.
В течение следующих 15 лет Австро-Венгрия оставалась лидером в области военного транспорта — наряду с Францией, которая смогла получить полезный опыт во время Крымской войны 1854–1856 годов. Во время этой войны также была построена первая полевая железнодорожная линия для чисто военных целей.
Хотя первая крупная перевозка войск произошла в Пруссии, эта страна поначалу оставалась в тени. Только в 1857 году, когда начальником прусского Генерального штаба стал Гельмут фон Мольтке-старший, который с 1830-х годов был тесно связан с военным транспортом и осознавал его исключительные возможности, ситуация изменилась. Его организационные планы по продвижению по железной дороге были необходимым условием для поразительных успехов, которых Пруссия добилась в войнах 1864, 1866 и 1870–1871 годов.
В 1848–1849 гг. впервые были организованы крупномасштабные перевозки в военных целях, но и впервые задокументировано использование железнодорожных составов в качестве средства ведения войны. Когда австрийский армейский корпус выдвинулся из Богемии, чтобы осадить Вену, железнодорожники, вступившие в союз с повстанцами, воспротивились этому, поэтому вперед были отправлены “охранные” локомотивы для перевозки войск, к каждому из которых была прицеплена платформа с солдатами, для защиты которых по бокам были проложены рельсы, по одному на каждую платформу. над другим, чтобы защитить его. Такие машины, которые, очевидно, были эффективны, по-видимому, использовались австрийцами позже в ходе того же конфликта в Венгрии и Италии.
Если таким образом был создан предшественник пехотного вагона бронепоезда, то первая артиллерийская установка была установлена на железнодорожном вагоне во время Гражданской войны в США, которая действительно была «железнодорожной войной» с многочисленными перевозками войск и припасов, частыми попытками обеих сторон уничтожить рельсы, их восстановлением и объездами. Сначала генерал Конфедерации Роберт Ли установил морскую пушку за наклонным броневым щитом на семиосном товарном вагоне. Этот «железнодорожный монитор» вступил в бой 29 июня 1862 года на станции Сэвидж, к востоку от Ричмонда, штат Вирджиния.
Для армии Союза компания Baldwin Locomotive Works в Питтсбурге изготовила бронированную 15,2-сантиметровую пушку на поворотном креплении на платформе, но это железнодорожное орудие поначалу не вызвало интереса и было снято с производства, но позже на заводе Atlantic & North Carolina Railroad в Ньюберне было создано несколько подобных конструкций.
Бронированный поезд с шестью такими орудийными вагонами и бронированным локомотивом был остановлен конфедератами в августе 1864 года выстрелом в котёл, а затем сожжён. Для осады Петербурга в октябре 1864 года армия Союза даже установила 32-сантиметровую мортиру на железнодорожный вагон.
В Европе Австро-Венгрия даже планировала построить и использовать во время войны с Пруссией в 1866 году два бронепоезда, вооружённых батареями, на линии Дуная, но война закончилась так быстро, что эти поезда так и не были построены.
В 1869 году, перед началом Франко-прусской войны, император Наполеон III попытался построить бронепоезд, состоявший из трёх железнодорожных вагонов. Производство затянулось до 1871 года. Хотя поезд так и не участвовал в боевых действиях в осаждённом Париже, позже он попал в руки коммунаров, которые использовали его на кольцевой линии.
Однако после того, как пруссаки окружили Париж, главный инженер военно-морского флота М. Дюпюи дю Ломе построил в железнодорожных мастерских Парижа и Орлеана четыре бронированных вагона с 14- и 16-сантиметровыми морскими орудиями, а также два бронированных локомотива и бронированный ремонтный поезд. Эти подразделения неоднократно использовались против пруссаков, в том числе в последней попытке прорваться 19 января 1871 года на Руэльском вокзале.
После перемирия они остались в Париже, а позже были захвачены парижскими коммунарами и использовались на мостах через Сену и между Батиньолем и Аньер. Хотя эти бронепоезда не добились впечатляющих успехов, несколько прямых попаданий снарядов, при которых вагоны переворачивались, не получив серьёзных повреждений, по крайней мере, продемонстрировали преимущества броневой защиты.
Наряду с парижскими бронепоездами во время Франко-прусской войны и борьбы с Коммуной в Бретани и Перигоре были построены и использовались другие бронепоезда. Все они были разоружены к началу 1972 года. В 1980-х годах во Франции были построены два прототипа хорошо вооружённых бронепоездов, но они были разобраны.
В то время как американские и большинство французских проектов с современной точки зрения можно рассматривать как предшественников железнодорожной артиллерии, именно британцы собрали первый настоящий бронепоезд, для которого было характерно сочетание различных видов войск, особенно пехоты и артиллерии.
В 1882 году во время египетской кампании против Араби-паши королевские морские пехотинцы начали с двух вагонов и постепенно сформировали поезд, который в итоге состоял из следующих единиц:
1. контактный вагон из материалов для строительства железных дорог,
2. вагон с пушкой спереди,
3. вагон с пулемётом Норденфельта,
4. вагон с пушкой,
5. локомотив, защищённый рельсами и мешками с песком, и 6-8. пехотные вагоны, каждый с двумя пулемётами Гатлинга. Эта комбинация оставалась актуальной до конца Второй мировой войны.
В 1885 году небольшой британский бронепоезд использовался в качестве поезда для охраны железной дороги при строительстве линии от Красного моря до Нила. Годом позже аналогичный бронепоезд был построен в Индии, и, наконец, в 1894 году — но с небронированным локомотивом — в Великобритании, где он выполнял задачи береговой охраны во время конфликта с Францией в Фашоде в 1898 году.
Настоящий прорыв в создании бронепоездов произошёл во время Англо-бурской войны 1899–1902 годов в Южной Африке, которую британцы начали с двенадцати небольших поездов (обычно с одним пехотным вагоном, вооружённым пулемётом, впереди и позади локомотива; позже был добавлен вагон с пушкой небольшого калибра (обычно 6-фунтовой).
После того как два таких поезда были потеряны в бою из-за ошибочной тактики, остальные — их количество во время войны было увеличено до 19, а вооружение усовершенствовано — использовались в основном для защиты и ремонта железнодорожных путей, а также для сопровождения войсковых и снабженческих поездов в борьбе с партизанами-бурами, что привело к значительным потерям с их стороны.
На заключительном этапе Русско-японской войны 1904–1905 годов русские использовали бронепоезда для прикрытия своего отступления в Маньчжурии. В начале Мексиканской революции (1911) диктатор Порфирио Диас — создатель мексиканской железнодорожной сети — построил несколько бронепоездов, оснащённых пулемётами. Некоторые из них попали в руки революционеров и использовались ими.
Продолжение следует….
Поддержите канал-поставьте лайк.