Найти в Дзене
Росгосцирк

Артефакты. Истории вещей, ставших цирковой классикой

Оглавление

В цирке важны не только люди. За каждым реквизитом стоят реальные истории, превратившие их в символы. Они напоминают нам, что цирковое искусство — это живой организм, где даже обычные вещи могут стать легендами.

Шамбарьер: из военной кавалерии на манеж

Шамбарьер — неотъемлемый атрибут конных представлений и шоу хищников
Шамбарьер — неотъемлемый атрибут конных представлений и шоу хищников

Изначально шамбарьер — длинный шест с мягким наконечником — использовался в кавалерийских тренировках для обучения верховой езде и джигитовке. В цирк он попал в XIX веке благодаря наездникам, которые адаптировали военные упражнения для манежа. Одним из первых цирковых артистов, виртуозно освоивших шамбарьер, был легендарный дрессировщик Борис Манжелли (1917–1989). В его номерах «Русская карусель», «Мексиканский карнавал» и «Восточная фантазия» шамбарьер становился продолжением руки — с его помощью он управлял одновременно шестью лошадьми, заставляя их выполнять сложнейшие элементы высшей школы верховой езды.

Дрессировщики лошадей быстро оценили плюсы этого инструмента: шамбарьер позволял точно направлять животных во время сложных номеров, не причиняя им вреда.

Со временем он стал неотъемлемым атрибутом конных представлений, а сегодня используется и в других дисциплинах — от джигитовки до постановочных шоу с большими хищниками, сохраняя свою актуальность как уникальный инструмент циркового искусства.

Жонглерские булавы: от костей животных к цирковым рекордам

Рекорд советского жонглера Александра Кисса не побит до сих пор
Рекорд советского жонглера Александра Кисса не побит до сих пор

История этого реквизита начинается в Древнем Египте, где артисты использовали для жонглирования кости животных и деревянные палки. Со временем булавы приобрели современную форму с утяжеленными концами для идеального баланса.

Рекордсменом по работе с самыми тяжелыми булавами стал советский артист Александр Кисс (1921-1990), который жонглировал булавами весом по 4,5 кг каждая — втрое тяжелее стандартных.

Его уникальный номер «Силовой жонгляж» требовал не только ловкости, но и недюжинной физической силы. Сегодня булавы остаются важной частью циркового искусства, связывая современные представления с древними традициями. Кстати, рекорд Кисса не побит до сих пор.

Трость как символ: шутка Поддубного и партнер Карандаша

Знаменитая трость Карандаша храниться в Санкт-Петербургском музее циркового искусства
Знаменитая трость Карандаша храниться в Санкт-Петербургском музее циркового искусства

История трости как циркового реквизита восходит к началу XIX века, когда французский наездник Антонио Франкони впервые вынес её на манеж в 1807 году, используя одновременно как инструмент управления лошадьми и стильный аксессуар. Если первые цирковые трости копировали кавалерийские шамбарьеры, то к 1920-м годам они стали самостоятельным жанром — от акробатических номеров Виталия Лазаренко до поэтических пантомим Леонида Енгибарова.

Например, Карандаш (Михаил Румянцев) сделал её частью своего фирменного стиля, превращая то в удочку, то в одушевлённого персонажа, а эксцентрик Жан-Батист Ориоль в начале XX века поражал зрителей трюками с гибкой металлической тростью.

Никогда не расставался со своей массивной тростью и наменитый борец Иван Поддубный. Иногда он ронял её на ноги знакомым «для шутки» — вряд ли кто-то находил это забавным, учитывая, что вес трости, по разным данным, достигал 16 кг. Одни утверждали, что она была стальной, другие — чугунной. Этот артефакт не сохранился, но остался в легендах цирка как символ недюжинной силы и своеобразного юмора великого борца.

Ручные лестницы: от боевых китайцев к мировым рекордам

-5

Мало кто знает, что простая ручная лестница прошла необычный путь — от тренировочного снаряда китайских воинов до популярного циркового реквизита. В традиционной китайской акробатике до сих пор используют бамбуковые лестницы высотой 5-6 метров, а в рекордных случаях — до 8 метров с дополнительными креплениями. Акробаты демонстрируют на них невероятные трюки: балансируют на голове, строят человеческие пирамиды и даже выполняют сальто.

Современный мировой рекорд принадлежит китайскому артисту Чжан Хуа, который в 2012 году на шоу в Италии работал со свободно стоящей 8,68-метровой лестницей без каких-либо креплений.

Этот скромный предмет продолжает удивлять зрителей, доказывая, что возможности человеческого тела поистине безграничны.

Канат, матрасы и чистый риск: рождение воздушной акробатики

-6

В 1859 году французский акробат Жюль Леотар совершил революцию в цирковом искусстве. В своем родном Тулузе он натянул канат над бассейном и начал выполнять трюки на высоте, которые позже назовут «полетом на трапеции». В первые годы выступлений Леотара на летающей трапеции не было страховочной сетки. Артист выступал на нескольких матрасах на приподнятой взлётно-посадочной полосе, чтобы зрители лучше видели его трюки. Это был чистый риск — никаких страховок, только расчет и мастерство. Леотар стал первой суперзвездой воздушной акробатики, а его изобретение до сих пор остается ключевым элементом цирковых программ.

Кстати, в честь Жюля Леотара назван и традиционный костюм лётчика на трапеции — то самое трико.

Подписывайтесь на наш канал и нажимайте колокольчик – здесь очень много интересных историй про цирковых артистов и зверей, которые вы наверняка не знаете!