Детдомовский ребенок пришел в приемную семью, какой он? И что от него ждать?
Все приемные родители должны знать, ребенок приходит в семью с травмой. И эта травма оставляет в них глубокий след в душе. Поэтому полностью восстановить приемного ребенка нельзя, так как травма отверженности навсегда останется с ним.
Это не значит, что он не может быть счастливым вообще, но его травма будет всегда с ним. Надо это помнить и принимать как закон!!! Что бы вы не делали как бы не старались и не изворачивались у ребенка, всегда будет травма отверженности.
Почему так происходит?
1. Упущено возрастное развитие ребенка (практически целая жизнь) основные периоды, когда в ребёнка проще что-то вложить. Почти все дети отстают в развитии. Вот взяла, я допустим, 16-летнюю Олю. Вроде взрослая девочка и можно договориться. А получила по эмоциональному развитию шестилетку (чудовищная эмоциональная незрелость)
Вроде с одной стороны 16 лет, а с другой «бомбанул» пубертат. То есть, с одной стороны подросток 12 лет, а с другой стороны ребенок, которому надо дать возможность прожить его детские этапы. А по паспорту девочке 17 + лет.
Мы получаем человека, у которого практически нулевые знания школьной программы. Маленький запас слов. Алина в 10 лет (4 класс) читала 25 слов в минуту, нараспев как молитву. Пересказать текст не могла, прочитанное не понимала.
Самое страшное у нее не было опыта семейной жизни (близких и теплых отношений) заботу не принимала совсем. Все твои действия воспринимала, как должное: «тебе за меня деньги платят, вот и делай, я не буду».
Заставить, что-то сделать невозможно. Постоянные многочасовые истерики, кидание в вас предметов (книгу, стул), вечный ор и шум.
2. У приемного родителя практически нет возможности стать для подростка безусловным авторитетом. Ты, приёмный родитель, никто для ребенка и слушаться вас он не обязан: «ты мне никто, поэтому не имеешь права!» Практически все приемные родители проходят это. Я раньше проходила этот этап с Алиной теперь с Олей.
Пока не сформируется привязанность, у тебя нет рычагов давления на ребенка совсем никаких. Вот если дитятка не хочет учить уроки, то заставить (упросить, убедить, подкупить…) не реально: «сама учи, мне не надо…»
От приемного родителя требуется устойчивость как эмоциональная, так и в собственных убеждениях. Вот сказали «нет», значит «нет» и больше никак. Показали слабину, потеряли уважение.
При этом прямое проявление силы (наказания, агрессия) плохо работает. Как вы можете физически наказать ребенка? Если этого ребенка родной отец бил головой об стенку в 5 лет?
Еще нужно учитывать, что вы можете взять ребенка, допустим 10 лет, а он уже курит, пьёт и вообще всё попробовал. Быстро справиться с его зависимостями не получится.
Или взяли вы подростка, а его кидает от потребности к близости (вечные обнимашки) до полного неприятия человека, который о нем заботится. Что мы наблюдаем сейчас у Оли. У таких детей очень много непрожитых травматических ситуаций (побои, секс…) И они часто впадают в депрессию.
3. У детдомовских детей искаженные представления о ценностях. Он понятия не знает, что такое хорошо и что такое плохо. Образцом «правильного» поведения были маргиналы биородители. А как известно, мораль формируется в опоре на взрослого. Поэтому ребёнок думает, что поведение алкоголиков, преступников … и т. П. - норма.
Ему же никто не объяснял, что так делать неправильно. Поэтому ребенок уверен, что жизнь биородителей — это нормальная часть отношений между людьми.
Отсюда и появляется «дедовщина» в детдоме. Одни дети сами применяют насилие (поколачивают слабых), а другие принимают как должное избиение.
4. Еще нужно учитывать, что дети в детдоме или в маргинальной семье часто подвергаются сексуальному насилию. Поэтому сексуализированное поведение частое явление для приемных детей.
Дети сталкиваются с сексом до того, как они для этого созрели. Поэтому мы получаем людей, которые всё знают про секс, но ничего не знают про отношения между женщиной и мужчиной.
Приемный ребенок приходит в семью и делится своими знаниями с окружающими, например с соседской девочкой или родным ребенком приемных родителей.
В итоге вырастает человек, который совершенно не имеет опор. Пример Оля, которая сегодня любит одну подругу (Алину), завтра ее предает и любит главную помогальщицу. А это означает, что такого человека можно в любой момент склонить в любую сторону.
Такие люди не могут выстраивать долгосрочных планов. Вот сейчас Оля ходит работать по ночам в «Магнит». А при сво. опекуне ночью спала. Кстати, главная помогальщица работать ночью не ходит, ее мама не пускает. У меня вопрос к этой маме (со слов ее дочери она раньше работала в полиции и все законы знает!!!!) которая в общем и подлила керосину в скандал и не один раз. Почему Оля ночью работает в «Магните», а ваша дочь нет? Или это разные дети? Тогда на каком основание вы лезли в чужую семью?
Воспитанники детдомов, к сожалению, не умеют различать тех, кто к ним искренне хорошо относится и выстраивает эмоциональные отношения, а кто их просто использует. Наглядный пример Оля.
Рассчитывать на формирование привязанности приемного ребенка к вам не стоит. Хотя надежда всегда есть. Связано это с тем, что мы не знаем, насколько травмирован конкретный ребёнок.