Найти в Дзене
ЛенТВ24 - Новости

В России предложили ввести госрегулирование приема в вузы на платное обучение

Депутаты и сенаторы внесли в Госдуму законопроект, которым предлагается ввести государственное регулирование приема в вузы на платное обучение. Якобы необходимо ограничить платный прием на специальности, которые не востребованы экономикой. Само по себе предложение, конечно, хорошее, однако есть и другая проблема: выпускники не идут работать по своим специальностям. В тонкостях вопроса разбирался корреспондент ЛенТВ24 Егор Ильченко.

Есть у нас в стране приоритетные для экономики специальности. Педагоги, медики, инженеры, технические специалисты и научные кадры. И некоторых из них очень даже не хватает. Взять тех же педагогов. По данным на сентябрь прошлого года, дефицит кадров в школах в среднем от 250 тысяч до полумиллиона человек. Несмотря на то, что в прошлом году выпустились более 147 тысячи педагогов. И где же эти люди, которые бы могли сократить вышеупомянутый дефицит. Тем более что стратегически важное направление. Одна из причин, по мнению властей, в самих вузах. Мол, многие из них попросту зарабатывают на образовательных услугах, причем порой низкого качества. Вот президент и предложил: давайте подумаем, как нам предельно сократить количество платных мест. Особенно если речь идет о приоритетных для России специальностях.

У нас что на технические специальности, что на педагогические специальности очень большие цифры приема на бюджет были. Соответственно, здесь момент такой: да, это элемент усиления мотивационной составляющей для ребят, чтобы они шли на эти направления, но, мне кажется, он не критически важный. Здесь более важна история про изначально бесплатные, бюджетные места.Иван Степурин, заместитель начальника управления качества и цифровизации образования Президентской академии в Санкт-Петербурге

То есть в целом смотришь на цифры и видишь: ребята поступают, учатся, вроде бы всё хорошо. Но что в итоге? В прошлом году были трудоустроены 68% выпускников: и бакалавров, и специалистов. Более того, по полученной в вузе специальности вообще работают только 46% россиян. А как так получилось? Ведь уже не первый год подобное наблюдаем. Да еще кого ни спроси, чуть ли не каждый второй отвечает: то юридическое образование, то экономическое. Правда, сколько из них работают именно юристами и экономистами, тоже большой вопрос.

Это результат той новолиберальной политики в сфере подготовки кадров, в сфере образования, которая была еще в девяностые годы и когда так называемые престижные специальности заместили собой те самые нужные для общества, нужные для экономики направления подготовки.Александр Петров, доктор социологических наук

Но ведь есть еще одна проблема, и она, пожалуй, серьезнее дефицита тех или иных специальностей. А проблема эта в духе фразы «билет купил, но в кино не пошел». Напомним, нехватка учителей сейчас — до 500 тысяч человек. И ведь учатся на педагогов, эта специальность — в пятерке самых востребованных. Вот только получает человек диплом педагога и не идет работать ни в школы, ни в вузы. В том числе потому, что курьер по доставке еды порой получает в разы больше, чем учитель начальных классов. И получается, что учатся очень многие просто для галочки, в том числе потому, что родители сказали: нужно высшее образование, не важно какое. Да еще и деньги на обучение ребенка по сути впустую потратили. А ведь в 2025 году средняя стоимость обучения в российских вузах (если говорить о бакалавриате и специалитете очной формы обучения) — более 200 тысяч рублей в год, то есть около миллиона за диплом получается, и то — в среднем. И казалось бы, почему бы не вернуться к хорошо забытому старому, то есть к распределению после получения диплома, как в советские времена? Отучился за счет государства, отправился по специальности туда, куда родина пошлет, и ни сомнений тебе, ни раздумий.

Сейчас, на самом деле, и так есть целевое направление, когда будущий студент идет на определенное направление обучения, и по договору он обучается на бюджетной основе, а потом в течение трех или пяти лет обязан отработать по специальности. Эта практика осталась, просто она не обязательна для всех, это по желанию. То есть изначально у человека есть выбор: идти на бюджет на общих условиях, идти на платное обучение или идти на бюджет на условиях целевого обучения. Единственное что целевых мест не везде и не по всем направлением достаточно, не везде много.Владислав Никитин, ведущий специалист по подбору персонала

Проще говоря, уже в другом государстве живем, должен быть выбор, а не так называемые обязаловка и уравниловка. Всех под распределение не загонишь. Ну, а министр сельского хозяйства Крыма Денис Кратюк уже успел предложить изымать дипломы о высшем образовании у тех россиян, которые не работают по специальности. Мол, есть страны, где у неработающего по специальности человека в течение трех-пяти лет диплом аннулируют. Правда, в верхах такую инициативу не поддержали: уж слишком радикально, такого даже в советские времена не было. Тем временем, как сообщало агентство SuperJob, средняя зарплата курьеров только в 2024-м была 116 тысяч рублей в месяц. А учителей — 47 тысяч рублей.