История старшего лейтенанта советской милиции Игоря Зиомбака, который в 1985 году был осужден за серию нападений и изнасилований, потрясла всю Калугу.
Образцовый правоохранитель и примерный семьянин никак не вязался с образом жестокого преступника, однако именно это несоответствие позволило Зиомбаку долго водить за нос собственных коллег.
И если бы не чутье и профессионализм молодой женщины-следователя, возможно, «оборотень в погонах» так и ускользнул бы от наказания. Подробности читайте в материале Пятого канала, который публикуют "Известия".
Необъяснимое самоубийство
На кривую дорожку милиционер Игорь Зиомбак ступил в 1979 году, за шесть лет до того, как был разоблачен.
Началось все с того, что мать 20-летней калужанки Ольги Коростылевой обнаружила свою дочь покончившей с собой.
Женщина зашла в комнату девушки и увидела ее лежащей на кровати в свадебном платье. Ольга не подавала признаков жизни, и встревоженная мать вызвала скорую помощь.
Однако медикам оставалось лишь констатировать смерть девушки.
Возле Коростылевой нашли записку, в которой она просила никого не винить в ее смерти. Недоумение вызывало и то, что трагедия произошла буквально за три дня до замужества девушки.
Убитая горем мать не могла объяснить причин произошедшего, однако старший следователь по особо важным делам Лариса Гриценко, которой поручили расследование дела, поняла, что женщина что-то не договаривает.
Сумев расположить к себе мать Коростылевой, молодая следователь выяснила, что незадолго до самоубийства девушка стала жертвой изнасилования.
По всей видимости, это и стало причиной трагедии. Ольга – порядочная девушка, студентка педагогического института – оказалась не в силах пережить случившееся и наложила на себя руки.
Дополнительным ударом для девушки, подтолкнувшим ее к совершению ужасного, несомненно, стала черствость следователя, который ее же обвинил в случившемся.
По словам матери Коростылевой, узнав о том, что произошло с дочерью, она позвонила в милицию, однако пришедший следователь стал насмехаться над девушкой и говорить, что она якобы сама напросилась на изнасилование, потому что ходит в коротком платье.
После таких слов Ольга в слезах убежала в свою комнату и заперлась там. Мать надеялась, что дочь успокоится и примет ситуацию, однако вскоре случилась трагедия.
Вышел на охоту
На несколько последующих лет в Калуге установилась тихая спокойная жизнь, которая была нарушена в 1985 году. В один из вечеров пожилой мужчина, прогуливаясь у Березуйского оврага, услышал женские крики.
Пенсионер поспешил на голос, но подбежав к месту, откуда он доносился, увидел лишь бездыханное тело молодой женщины.
Приехавшие на место милиционеры установили личность погибшей. Ею оказалась тренер детско-юношеской спортивной школы Ирина Концевая.
Экспертиза установила, что девушку изнасиловали и задушили. На месте преступления не было обнаружено никаких улик.
В распоряжении следователя Гриценко, которой и в этот раз поручили дело, была только группа крови злоумышленника – ее определили по оставленному им биологическому материалу.
Едва горожане начали приходить в себя от случившегося, как в больницу была доставлена еще одна девушка, выжившая после нападения.
А в течение последующих нескольких дней обнаглевший от безнаказанности маньяк совершил еще несколько изнасилований. К счастью, всем его жертвам удалось выжить.
Следователи поняли, что преступник вышел на охоту и не будет останавливаться. При этом он по-прежнему был крайне осторожен и не оставлял улик.
Единственной зацепкой стало то, что все нападения произошли в Ленинском районе города, недалеко от райотдела милиции.
Оперативники поначалу решили, что преступник таким образом насмехается над ними, демонстрируя свое превосходство и уверенность в том, что он неуловим.
Ложный след
На оперативном совещании было решено ловить преступника на «живца». В районе, где он нападал на своих жертв, стали устраивать засады, а женщины-милиционеры выполняли роль подсадных и гуляли по вечерам в укромных местах. В их числе была сама следователь Гриценко.
Однако насильник каким-то сверхъестественным образом чувствовал опасность.
Как только на него устраивали облаву, он таился и никак не проявлял себя, но едва оперативники снимали засаду, как он тут же совершал очередное нападение.
И вот сыщикам несказанно повезло: на месте нового преступления нашли удостоверение члена обкома партии Виталия Чупрунова.
С трудом получив санкцию на задержание партийного работника, милиционеры привезли его на допрос. Однако тот уверял в своей невиновности и даже разрыдался. По словам Чупрунова, удостоверение он потерял несколько дней назад, когда распивал спиртное со знакомым милиционером.
Тут-то в поле зрение следователей впервые попал их коллега – старший лейтенант Ленинского РОВД Игорь Зиомбак. Однако он спокойно подтвердил, что действительно выпивал с Чупруновым, но его документа не видел. Поскольку на момент последнего нападения у партийного работника не оказалось алиби, он остался главным подозреваемым.
Против Чупрунова было и то, что экспертиза выявила у него вторую группу крови, как у насильника.
Верный муж и заботливый отец
Однако Лариса Гриценко не верила в причастность Чупрунова к преступлениям. Чутье ей подсказывало, что этот человек не способен на дерзкие нападения. Скорее для такого дела годился его собутыльник – старший лейтенант Зиомбак.
Когда на очередном совещании решался вопрос о том, что делать с Чупруновым, и в кабинет зашел дежурный по отделу Зиомбак, следователь полуутвердительно спросила его: «Игорь, а ведь это твоя работа?»
Милиционер в первое мгновение смутился и покраснел, но тут же справился с собой и начал возмущаться «беспочвенным» подозрениям в свой адрес. Набросились на Гриценко и другие коллеги.
Оно и немудрено: Зиомбак был образцовым сотрудником, имел десятки благодарностей за отличную службу.
К тому же он был симпатичным, привлекательным мужчиной, и казалось маловероятным, что он не мог добиться расположения женщин иным способом, кроме как набрасываться и насиловать.
В конце концов, все знали, что Зиомбак – примерный семьянин, верный муж и заботливый отец маленькой дочки.
Человек в милицейской форме
Однако, когда эмоции уступили место размышлениям и элементарному сопоставлению фактов, вдруг выяснилось, что старший лейтенант Зиомбак вполне годится на роль подозреваемого, и Гриценко может оказаться права.
Так, одна из потерпевших девушек утверждала, что наткнулась рукой на портупею или что-то похожее, когда отбивалась от насильника.
Другая говорила, видела вдалеке человека в милицейской форме незадолго до нападения.
Да и удостоверение Чупрунова на место преступления вполне мог подбросить Зиомбак, незаметно завладев «корочками» собутыльника во время совместного распития алкоголя.
Не в пользу старшего лейтенанта говорило и то, что проживал он на улице Никитина, недалеко от здания РОВД и того района, где совершались нападения.
Благодаря этому он мог незаметно скрываться с места преступления. Да и «сверхъестественное» чутье, которое проявлял преступник, избегая засад, в случае с Зиомбаком легко объяснялось.
Будучи сотрудником милиции, он знал обо всех готовящихся операциях, а в некоторых и сам участвовал.
Взвесив все факты, милицейское руководство дало отмашку на задержание Зиомбака. Когда оперативная группа приехала к нему домой, старший лейтенант уже собрал вещи и был готов к задержанию.
Он знал, что после догадки Гриценко сопоставить все обстоятельства и выйти на его след будет для коллег лишь делом времени.
Жена велела отстать и пойти искать другую
Объясняя бывшим товарищам на допросе мотивы своих действий, Зиомбак признался, что на преступления его толкнуло отсутствие интимной близости с супругой.
Милиционер вместе с женой, дочерью и мамой ютился в крошечной восьмиметровой комнате, не имея возможности уединиться с супругой.
Однажды после очередных «домогательств» мужа, та в сердцах велела ему отстать от нее и пойти искать другую.
Разъяренный Зиомбак выбежал на улицу, где ему неожиданно попалась Ольга Коростылева – та самая, которая потом покончит с собой, не в силах пережить изнасилование.
Увидев юную красавицу, милиционер перестал контролировать себя и решил последовать «совету» жены.
К слову, совершив первое преступление, Зиомбак пришел в ужас от содеянного и даже хотел сам свести счеты с жизнью с помощью табельного оружия. Но потом успокоился и продолжил жить, как прежде.
Однако отсутствие заслуженного наказания всегда влечет за собой новое злодеяние, и через несколько лет насильник вновь вышел на охоту, а затем и вовсе вошел во вкус.
Восемь лет за изнасилования и убийство
На допросе Зиомбак признался в 50 нападениях, однако доказать удалось лишь 14. Многие потерпевшие просто не обращались в милицию из чувства стыда.
По какой-то причине в приговор не была включена и гибель тренера Ирины Концевой, хотя насильник признался и в нем.
В итоге суд, проявив запредельную гуманность, дал Зиомбаку всего восемь лет лишения свободы.
Вскоре после того, как он попал в заключение, его жена развелась с ним и лишила родительских прав.
После этого бывший милиционер из Калуги словно канул в лету, ничего о его судьбе более неизвестно.