Найти в Дзене

Останкино. Как продвигается реставрация усадьбы

О том, что в июле 2014 года начнется комплексная реставрация усадьбы Останкино мы знали и, как сейчас помню, буквально перед закрытием посетили дворец. Фотографии где-то затерялись в недрах гаджетов, но воспоминания остались. О Египетском и Итальянском павильоне, о Голубом зале и Театральной сцене. Останкинский дворец, как волшебная шкатулка с сокровищами: прекрасная скульптура, уютные интерьеры.

Голубой зал Останкинского дворца до реставрации.
Голубой зал Останкинского дворца до реставрации.

Прошло ... 10 лет.

-2

И вот, регистрируясь на мероприятия Дней исторического и культурного наследия 2025, случайно пересекаюсь на сайте https://bilet.mos.ru с днями Музейной недели в Москве; беру бесплатные билеты в Центр хранения и реставрации Останкино на выставку «Deus conservat omnia. История реставрации Останкинского дворца».

 "Deus conservat omnia" - Бог сохранит все!
"Deus conservat omnia" - Бог сохранит все!
-4

Центр реставрации - это новое, отдельно стоящее здание на территории между усадьбой и парком Останкино. От метро ВДНХ несколько остановок на трамвае.

-5

Далее двигаемся по территории парка вокруг забора. Заодно можно увидеть, что происходит за забором в усадьбе Останкино и прочитать интересную информацию на стендах в парке. Судя по всему, дворец мы увидим открытым еще не скоро.

Вид на Останкинский дворец в апреле 2025 г.
Вид на Останкинский дворец в апреле 2025 г.
Вид на Останкинский дворец в апреле 2025 г.
Вид на Останкинский дворец в апреле 2025 г.

А пока идем вдоль забора, никуда не отклоняясь. Смотрим на надписи и указатели.

-9

Пришли!

-10
-11

Название выставки "Deus conservat omnia" довольно загадочное. Но все объясняет герб бывших владельцев усадьбы графов Шереметевых и девиз "Deus conservat omnia" - Бог сохранит все!

. Вид на усадьбу. Общий план.
. Вид на усадьбу. Общий план.

Бог и реставраторы вот уже более 200 лет хранят летний, увеселительный деревянный Дворец-театр, состоящий из центральной части, соединенной галереями с Египетским и Итальянским павильонами. Останкинский дворец имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

Его уникальность в том, что это единственное деревянное театральное здание конца XVIII века в России, где сохранились интерьеры и сцена, зрительный зал и машинное отделение с механизмами.

Барельефы в люнетах Проходной галереи к Египетскому павильону. Аллегория архитектуры.
Барельефы в люнетах Проходной галереи к Египетскому павильону. Аллегория архитектуры.

Ценность останкинских интерьеров заключается в их подлинности. Золоченая резьба и бронза, лепнина, роспись, наборные паркеты, выполненные по образцу убранства императорских загородных дворцов, сохранились с конца XVIII века почти без изменений и обновлений.

Барельефы в люнетах Проходной галереи к Египетскому павильону. Аллегория скульптуры.
Барельефы в люнетах Проходной галереи к Египетскому павильону. Аллегория скульптуры.

Полномасштабная реставрация началась во дворце в 2022 году. Этому предшествовали долгие годы тщательной проработки проекта реставрации: исследования, обмеры, изучение всех используемых материалов и технологий для восстановления не только конструкций, но и всего декора интерьеров.

На выставке представлены наглядные отчеты о проделанной работе в 2022-2024 году.

Почти завершена реставрация Египетского павильона с примыкающими галереями. Начата работа и в западном крыле в Итальянском павильоне.

Западное крыло - Итальянский павильон, Центральная часть дворца, восточное крыло - Египетский павильон.
Западное крыло - Итальянский павильон, Центральная часть дворца, восточное крыло - Египетский павильон.

Самое сложное - восстанавливать деревянные конструкции. На выставке показано и рассказано, как кропотливо специалисты обследовали сохранность конструкций, какие решения были приняты для реставрации, начиная от фундамента и несущих опор, заканчивая деревянными декоративными элементами с тончайшей резьбой и позолотой.

Инструменты для обратки дерева применяются не современные, а самые обыкновенные топоры, тесло, скобели, кованые гвозди.

На видео в зале можно увидеть, как тщательно работают реставраторы-плотники, которые восстанавливали памятники деревянного зодчества в музее-заповеднике «Кижи»; лучшие столяры, краснодеревщики и паркетчики.

Декоративные деревянные панно, золоченая и тонированная деревянная резьба снизу доверху покрывают стены, двери, порталы, колонны уникального дворца Останкино.

Колонна искусственного мрамора из интерьеров Останкинского дворца. Москва. около 1795. Дерево, гипс, мрамор, крошка, столярная работа, полировка.
Колонна искусственного мрамора из интерьеров Останкинского дворца. Москва. около 1795. Дерево, гипс, мрамор, крошка, столярная работа, полировка.

Многочисленные деревянные колонны внутреннего убранства дворца имеют свои секреты. Их не отличить от мраморных, но мрамор искусственный. Технология "стукко, стюк, штук" и знакомое нам слово штукатурка (итал. stucco), пришла в Россию из Италии. Поверхность, подобная мрамору, создавалась с помощью гипса, красителей, мраморной или алебастровой крошки. В завершении полировка воском. На выставке можно увидеть все секреты этой красоты, благодаря которой в деревянных дворцах появилась возможность использовать облегченный вариант колонн, неотличимых от мраморных.

-21

Восхищают изысканные резные деревянные панно на тему садоводства, охоты, музицирования, связанные с общим замыслом увеселительной летней резиденции.

Декоративное убранство Узенькой проходной.Москва, 1794-1795. Дерево, резьба, золочение, окраска.
Декоративное убранство Узенькой проходной.Москва, 1794-1795. Дерево, резьба, золочение, окраска.
Инструменты художника-реставратора. 1. Палитра с масляными красками. 2. Кисти. 3. Скальпели. 4. Фоторопластовый шпатель. 5. Мастихин.
Инструменты художника-реставратора. 1. Палитра с масляными красками. 2. Кисти. 3. Скальпели. 4. Фоторопластовый шпатель. 5. Мастихин.
-24
Декоративное убранство Узенькой проходной.Москва, 1794-1795. Дерево, резьба, золочение, окраска.
Декоративное убранство Узенькой проходной.Москва, 1794-1795. Дерево, резьба, золочение, окраска.

В процессе переделки интерьеров в угоду преходящей моде и во время последующих реставраций менялась первоначальная тонировка дерева и его отделка. Были проведены исследования с раскрытием всех слоев красочных слоёв. В результате - двери Египетского зала и проходных галерей приобрели первоначальный вид, соответствующий авторскому замыслу.

Северная дверь Египетского павильона. Дверь из Проходной к Египетскому павильону в Печной коридор. Мастерская П. Споля.
Северная дверь Египетского павильона. Дверь из Проходной к Египетскому павильону в Печной коридор. Мастерская П. Споля.

Чтобы исключить потемнения и быстрое окисления декора из серебра было принято решение выполнить его в технике золочения белым золотом.

Отдельные стенды рассказывают о том, как кропотливо восстанавливается исторический паркет. Наблюдать на видео за работой реставратора-паркетчика удивительно интересно. Площадь паркетных полов, сохранившихся с 1790 годов составляет свыше 2000 кв. м. Останкинские паркеты отличаются не только хорошей сохранностью, но и изысканным рисунком, который не повторяется ни в одном помещении.

Среди пород древесины встречаются: красное дерево, палисандр, грецкий орех, самшит, эбеновое дерево, амарант. Реставраторы работают в мастерских со специальным режимом: температура не выше +20, влажность 45-55%.

-31

Отдельная тема: лепной декор. Это розетки, трофеи, маскароны, гирлянды. Объемные статуи, бюсты, вазы. Самыми ценными и интересными являются крупные барельефы на аллегорические сюжеты, раскрывающие назначение останкинского дворца, как храма искусств.

Уникальна скульптурная группа "Свадебный поезд Амура и Психеи".

-32

Лепные фризы украшали и опоясывали пространство Райка, связывающего Итальянский павильон с Ротондой. Изначально Ротонда играла роль открытой беседки, выходящей в парк. Свет, проникающий с улицы, позволял любоваться ликующим шествием. Во время подготовки к приему императорской четы перед коронационными мероприятия в 1856 году, Ротонду переделали в кабинет Александра II. Также были подготовлен будуар для императрицы Марии Александровны. Здесь основным элементом декора является текстиль.

Будуар императрицы Марии Александровны.
Будуар императрицы Марии Александровны.
-34
Опочивальня императора Александра II.
Опочивальня императора Александра II.
-36
Кабинетец Итальянского павильона.
Кабинетец Итальянского павильона.
-38
-39

Особенно интересно изучать текстильные материалы, используемые для отделки интерьеров. Им придавали особое значение. Использовали, как обои, панно, шторы и обивку для мебели.

Перечень тканей, согласно описи с 1802 г., богатейший: бархат и атлас, узорчатый штоф, золотая парча, тафта, легкие миткали, ситец вощеный-чинц, сукно, стамед, канфа, глазет; золотая и шелковая бахрома и кисти в сочетании с драпировками самых разных форм и объемов.

5. Две кисти от подхвата для штор. 6. Тесьма декоративная. 7. Тесьма декоративная.
5. Две кисти от подхвата для штор. 6. Тесьма декоративная. 7. Тесьма декоративная.

Не сразу можно догадаться, что перед нами не матрас, а ... створка двери из Будуара императрицы Марии Александровны! По моде середины XIX века двери отделаны обивкой в стиле "капитоне".

Ткани использовались и для театральных занавесов. Отдельная тема - бумажные обои. Все скрупулезно изучается и восстанавливается.

-43

В завершении выставки обязательно стоит посмотреть замечательный фильм о реставрации и познакомиться с теми людьми, которые возвращают нам прекрасное прошлое своим нелёгким, но благородным трудом. Запомним для начала имя главного архитектора проекта реставрации усадьбы Останкино - Виктора Голуба.

-44

На память можно купить в небольшом магазинчике оригинальные сувениры.

-45

О реставрации много интересного можно прочитать здесь! Обо всем не расскажешь - главное, прийти и посмотреть, а если такой возможности нет, то хотя бы прочитать!

https://www.mos.ru
https://www.mos.ru

Благодаря этой выставке становится отрадно и спокойно за наше КУЛЬТУРНОЕ и ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ.

Всем моим читателям спасибо за внимание!

Ждем встречи с обновленной усадьбой Останкино!