Это фильм 1993 года, на котором многие спотыкаются с интерпретациями. Сразу ясно, почему. Фильм многослойный, как торт Наполеон и песня в начале «Мой маленький плот» как раз и дает повод думать, куда его занесет, этот плот.
В распространяемой информации о фильме допускаются 3 ключевые ошибки.
Первое. О картине говорят грустная кинокомедия, – но юмор там надо искать с мощным фонариком. Фильм снят в жанре драмы большим мастером этого жанра, писателем Эфраимом Севелой, по мотивам его же повести «Загадочная славянская душа».
Второе. Говорят, что главный герой – это уставший эмигрант, то глядя на то как ведет себя советский кинорежиссер Виктор Бершадский, – есть вопрос, а отчего он устал? 10 лет не снимал фильмы, сейчас безработный, попал в незнакомую среду, на «балу» искал инвесторов для фильма, но, правда, сценарий еще не написал. Явно у него депрессия, неврозы и нервные срывы, потому что о нем все забыли, – так будет вернее. Тогда можно объяснить его поведение в ночном «Хилтоне».
Третье. Название повести – по-моему, это самая точная подсказка как фильм воспринимать и чему подчинен сюжет. То есть фильм не о герое, а о душе. Такова третья загадка, которую не разгадали критики.
Особенность композиции в том, что у Севелы в произведениях диалоги отточены, как ножи на кухне, а поступки героев неожиданны, как летний снег. За этим интересно следить, особенно, если в главной роли Леонид Филатов.
Конечно, в фильме безупречна экспозиция, с которой фильм скатывается, как с горки. В Нью-Йоркском отеле «Хилтон» меценаты устроили благотворительный вечер для эмигрантов из России. Бершадский стал звездой вечера и теперь зрителя ждет ночь с Бершадским, – ведь сказка оплачена до утра. Интересно понаблюдать за ходом сюжета.
В ансамбле актеров, как в царской короне нет плохих камней.
Леонид Филатов с характером, но одинок, грустен, задумчив, самокритичен, ироничен и непредсказуем.
Кристина Орбакайте в роли массажистки Ширли, довольно быстро смогла очиститься от роли молодой Екатерины в «Гардемаринах», и здесь она такая юная, чистая и свежая, к тому же наивна и вся в мечтах стать актрисой. Чем-то напоминает белый цветок Иберийку.
Олег Шкловский играет дельца Сэма Блументала. Абсолютно вписывается. От него просто исходит обаяние реализатора проектов.
Вячеслав Гришечкин – посетитель бара отеля, подарил свой запоминающийся смешок и игривость человека, которому «все до лампочки».
Сам режиссер Эфраим Севела сыграл мецената, который наблюдает за этой жизнью с какой-то далекой башни.
И еще Наталия Усманова блеснула в эпизоде, как привлекательная, сексуальная, экстравагантная женщина.
Актерский ансамбль играл как хорошо сыгранный оркестр: каждый филигранно выдал свою партию . Фильм, которым можно наслаждаться во всех смыслах.