Найти в Дзене
сусека историй

ОХОТА И ОХОТНИКИ

Наступила осень, и вместе с нею водворился охотничий сезон.

Луга давно уже скошены, к болотам и озёрам открылся удобный доступ по гладкому пространству, усеянному кое-где стогами. Дичь за лето нагуляла себе упитанное тело; молодые утки и иная птичья молодёжь успела вырасти и превратиться в солидных птиц. Скоро начнётся осенний перелёт гусей, вальдшнепов, а в некоторых местностях и диких лебедей - и для каждого истинного охотника горячее<страдное>время.

-2

Говорят, что нужно быть самому охотником, чтобы оценить и понять это занятие. Но мы думаем, что вполне возможно постичь всю прелесть охоты и со стороны. Можно убедится в этом принципиально, исходя из того давно установленного положения, что охота спокон века считалась самым приятным и благородным занятием выдающихся людей всего мира. Охотой увлекались царь Алексей Михайлович, Тургенев, Некрасов, Аксаков, Терпигорев ( Сергей Атава)- люди, выдающиеся во всех отношениях. Несомненно, что они увлекались ею не зря.

-3

Во всяком случае, с древних времён и до наших дней охота считается одним из самых захватывающих удовольствий. И если перелистать книгу жизни всего человечества, то среди его разнообразных занятий, увлечений и деяний охота займёт огромное количество страниц. Особенно - в старые и стародавние времена.

Охота процветала везде на земном шаре - от полярного круга и до экватора. Всюду, где только появлялись люди - они непременно начинали истреблять зверей и птиц.

Первоначальная цель и смысл охоты, конечно, заключались в добывании пищи и одежды, в истреблении вредных зверей; позднее к этому присоединился и меркантильный элемент, т.е. возникла торговля продуктами охоты. Такая охота, - охота промышленная, и по сей день служит главным занятием некоторых народов на севере и северо-востоке России.

-4

Но уже с давних времён охота стала считаться и удовольствием, так как она давала исход физической силе и потребности движения и была, вообще, сопряжена с приятным и захватывающими ощущениями. И в то время, как бедный люд охотился для поддержания своего существования, аристократы и богачи предавались охоте, исключительно ради удовольствия.

В Западной Европе, когда складывался феодальный строй, феодалы-рыцари занимались охотой, между прочим, ещё и в следствии обязанностей защищать своих плохо вооружённых и бедных вассалов от диких зверей. Эта обязанность позднее перешла в исключительное право, и к концу XVI века охота сделалась привилегией богатых. Простым людям было совсем запрещено охотиться, и во Франции, например, существовали даже законы, по которым крестьяне не могли преследовать никакую дичь, даже вредную. Зайцы и кролики, охраняемые этим законом, распространялись в огромном количестве и приносили большой вред крестьянским посевам и огородам. Вся страна кишила дичью, но дичь эта была исключительным достоянием правящих элит. Высокопоставленные охотники имели право везде на крестьянские луга и поля, имели право топтать и портить их посевы и огороды, а крестьяне не смели помешать охотнику вторжением и бесчинству. Мало того, крестьянские собаки ( был такой закон!) обязаны были таскать, на шее чурбан, чтобы не иметь возможности погнаться за какой нибудь куропаткой.

-5

Охота была не только удовольствием, но и почти священнодействием. Богатые дворяне и, в особенности придворные обязаны были волей-неволей, предаваться удовольствием охоты, по тому что это требовал светский этикет, и по тому что сам король и его двор считали охоту одним из существенных и важных занятий.

При Людовике XVI во Франции как говорит в одном из своих сочинений И.Тэн, охота обходилась королю в 1.200.000 ливров в год. При дворе содержалось специально для охоты 200 лошадей и существовала особая псарня для кабанов, волчьей и оленей травли. Королевское егермейстерство простиралось на 10 лье кругом Парижа. В Фонтенбло ходили на свободе королевские стада оленей. до 70-80 голов.

И как охотились тогда? <Ни один истинный охотник,- говорил И. Тэн: - не в состоянии удержаться от чувства зависти, просматривая охотничьи заметки того времени. Король Людовик XV затравил, например, 6. 400 оленей, Людовик XVI за 14 лет убил 189.251 штуку разной дичи, не считая 1.254 оленей. И.Тэн заимствует эти цифры из личной записной книжки короля, и по цифрам этим выходит, что в период времени 1785 по 1789 года король охотился почти через два дня на третий, От короля, конечно, не отставали и придворные, а за ними и все так- называемое <общество>.

У нас, в России, страстным охотником был Владимир Мономах, любивший вместе с дружиной поразмять кости на охоте. В своём завещании он оставил любопытный перечень своих охотничьих подвигов: <А въ Черниговъ дъял есмь; конъ диких своима рукама связалъ есть, а в пущахъ 10 и 20 живых конъ. Олень мя один болъ, а 2 лося одинъ ногама топталъ, а другый рогама болъ>.

Страстно любил охоту и царь Алексей Михайлович. При нём был издан любопытный охотничий устав - <Урядник сокольничья пути>. Этот своеобразный охотничий кодекс имел характер настоящего закона и вошёл даже в <Полное собрание законов Российской Империи>.

-6

Царь Алексей Михайлович особенную любовь питал к соколиной охоте. Поэтому и изданный им устав гласит, исключительно, об этой охоте. <Зело потеха сия полевая утешает сердца печальныя>, говорится в <Урядник>. <Красно-смотрителен же и радостен высокаго сокола лёт; безмерно славна и хвальна кречатья добыча>.

Соколиная охота была в почёте не в одной только России, но и в некоторых странах, - и между прочим в Англии. Но в более поздние времена <кречатья добыча> и <высокаго сокола лёт> вывелись из моды и заменились псовыми охотами и облавами на крупного зверя.

В эпоху крепостного права псовые охоты сделались настоящими торжественными праздниками. Помещики заводили себе огромные своры борзых и гончих собак и носились с ними по полям и лугам с диким уханьем и гиканьем, травя лисиц, зайцев, и волков.

-7

Грандиозные облавы и охота на крупного зверя составляет редкую и доступную только для богатых людей роскошь. Да и крупного зверя уже, по большей части, повывелось.

Существует теоретическое разделение охоты на <охоту высокую> и <охоту обыкновенную>. К высокой (народной, серьёзной) охоте относится охота на благородного зверя - оленя, лося, серну, кабана и на тетеревов, и на вальдшнепов, а к обыкновенной - охота на всякую мелкоту звериного и птичьего царства.

И, вот, всё более и более охота переходит из высоких сфер в сферы низменные. Благородные животные исчезают, или же становятся достоянием богатых людей, которые заводят для такой дичи особые парки. И на долю охотников остаются звери менее благородные: лисицы, барсуки, зайцы - и птицы, так сказать менее высокого полёта: бекасы, утки, кулики и прочие им подобные.

Но высокая охота всё-таки существует и сейчас. Выследить и убить дикого оленя считается крайне трудно, потому что он отличается удивительной чуткостью и осторожностью. Недаром его называют <лесным привидением> и говорят, что хорошего оленя можно увидеть только раз в жизни. Охота на оленя начинается в августе, когда у молодых оленей вырастут рога и в лесу то здесь то там начинают происходить бои между самцами за обладание самкой.

-8

Охотник подкармливает свою жертву целыми днями , выслеживая оленя с утра до вечера, и не редко такое выслеживание тянется до сентября. Словно тень, не шевеля листвою деревьев, осторожное животное иногда проскальзывает в лесном сумраке почти под носом у охотника - и только прозвучавший в дали лёгкий стук рогами о ветки даёт ему знать о том, что <счастье было так близко и так возможно>.

Зато какой восторг, какое торжество для него, когда, наконец, все оленьи хитрости обойдены и преодолены - и гордое животное падает под пулею! Пара оленьих рогов прочно водружается на стене в комнате охотника - и этот вещественный знак его победы так приятно щекочет потом его охотницкое самолюбие...

На оленей иногда предпринимают целые облавы. Местность, где предполагается местопребывания зверя, оцепляется верёвкой с цветными тряпочками. Олени, неизвестно по какой причине, испытывают отчаянный страх перед тряпочками - и когда загонщики выгоняют оленя к оцепленному месту, он в ужасе мечется перед роковой верёвкой и делается лёгкой добычей стрелков, спокойно стоящих на определённом месте. Иногда олень в отчаяние пытается прорваться через роковую преграду и при этом поднимает верёвку на рога. Тряпочки окружают его, трепещут на ветру и олень в полном безумстве несётся по лесу, весь украшенный разноцветными флагами.

Не менее интересна охота на серн. Но она доступна только тем из охотников, которые в состояние карабкаться на горные вершины Альп и возвышенности Тироля. Серны водятся там в изрядном количестве; в Швейцарии они пользуются даже покровительством особых охотничьих законов, не допускающих хищнического истребления этого красивого и безвредного зверя. Но для того, чтобы добраться до них, нужно совершить целое путешествие. Нужно взять с собой тёплую одежду, провиант, а также хороших проводников и идти в поход в горы с вечера, потому что надо добраться до вершины ещё до восхода солнца, Иначе с низу вверх поднимется обычный утренний ветер, и серны услышат идущих к ним по ветру охотников. Ночью же ветер дует на оборот; с горы в долину.

-9

Ночное восхождение среди ледяных глыб, расщелин, среди глетчеров и нависших снеговых масс изобилует всевозможными трудностями и даже опасностями и очень утомительно. Но зато сама по себе охота на серн в оригинальной горной обстановке, среди вечных снегов, полна особой прелести для всякого, кто испытал её хотя раз в жизни.

Редко кому из охотников высшего полёта доводится испытать и опасную охоту на дикого кабана. Несмотря на то, что кабан в сущности та же свинья и стало-быть, происхождение далеко не аристократического, охота на него считается охотой высокого ранга и далеко не всякий смертный удостаивается принимать в нём участие. Дело в том, что дикие свиньи почти повсеместно истреблены и сохраняются только в парках. Они попадаются, впрочем, ещё в Тюрингенском лесу и к северу от него, но очень редко. С дикой свиньёй шутки плохи, особенно когда охотничьи собаки поднимут её из логовища и разозлят. Но кабан имеет обыкновение ломиться вперёд по прямой линии и увёртливый охотник всегда имеет возможность во время отскочить в сторону и так или иначе доконать его.

-10

<Высокая охота> имеет своими сюжетами и птиц. Таковыми сюжетами, по справедливости, считаются тетерева, вальдшнепы и фазаны. Охотится на них ранней весной, когда тетерева <токуют>. Пение тетерева начинается короткими <стеклянными>звуками, а затем раздаётся <точение>. В эту пору тетерев совершенно поглощён своим пением, и охотник легко может подкрасться к нему на расстояние выстрела. Тетерев - редкая, богатая добыча для охотника.

Охота на вальдшнепа (тяга) в высшей степени поэтично и колоритно описана у Тургенева и у Л. Толстого.

Что касается <охоты обыкновенной>, т.е. на обыкновенную мелкую дичь и зверей,то к этому разряду наши западные соседи причисляют также и охоту на косулю, лисицу и иных довольно крупных зверей. У нас в России, такого взгляда, пожалуй, не существует, и во многих местах нашей родины охота, например на лицицу, не говоря уже о такой редкости, как дикая коза, считается развлечением, и скорее аристократическим, чем демократическим.... Вообще нужно сказать, что высокая охота у нас, как и на Западе, совсем исчезает.

-11

Многие из охотников на лису, предпочитают закупоривать все входы и выходы лисьей норы, пока лисы нет дома, а затем <выколачивают> все соседние кусты, где прячется плутовка и излавливают её на бегу. У нас в России, предпочитают устраивать облавы на лисиц, волков и иного зверя сразу - кто попадётся. В помещичьи времена, конечно, процветала травля с гончими.

-12

<Обыкновенная охота> в России столь же разнообразна, как и в иных странах.

На болотах мы бьём уток , куликов сидя иной раз по пояс в воде в ожидании, пока где-нибудь не опустится утиный выводок. На опушке болота, где возвышаются покрытые травою кочки, мы стреляем прытких и лукавых бекасов. Вот охота, которая страшно действует на нервы! Бекас вылетает из-под кочки как молния, - прямо из-под вашиг ног или под носом собаки - и моментально кувыркается обратно куда-нибудь под кочку. И нужно успеть ударить ловкую птицу в тот короткий промежуток времени, когда она ещё несётся по воздуху. Эта охота иной раз приводит в полное отчаяние и бешенство самых выдержанных охотников, особенно, если они охотятся в компании и если компаньоны ухитряются быть более ловкими в стрельбе. Нигде до такой степени не разыгрывается, так-называемая < трагедия>, как на охоте. Поэтому охотится нужно не иначе, как в <блестящем одиночестве>.

-13

Вот на таких, именно охотах, как бекасная, где нужно обладать самоуверенностью, выдержкой и меткостью руки и глаза, сказывается лучше всего разница между охотниками по призванию и <воскресными охотниками> т. е. любителями, не имеющими никакого понятия о том, что такое истинная охота.

Первые держатся серьёзно, молчат, следят за каждым движением собачьего хвоста и истинно страдают и злятся при каждом промахе, а при удачном выстреле всячески скрывают свою радость, чтобы не испортить будущей удачи. И если удачи нет, если испорчено настроение они бросают охоту, потому что знают, что всё равно, тогда ничего не выйдет.

Вторые т.е. любители, наслаждаются в это время природой, разговаривают с собакой, отвлекая её от обязанностей, и когда бекас вылетает из-под ног, они искренне удивляются, как же это он так вдруг выскочил? И стреляют ему <в догонку>т.е. на воздух. Надо же стрелять, раз взято ружьё и патроны! Настроение у них не портится, потому что они отправились на охоту специально с тем, чтобы наслаждаться бездельем и природой - ну, и наслаждаются добросовестно тем и другим.

-14

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации. Ставьте нравиться.