Распустился ландыш в мае в самый праздник — в первый день.
Что же это за праздник, который мы будем праздновать первого мая. Начнем пораньше - с полуночи. В дохристианские времена ночью 1 мая в европейских странах праздновали приход весны.
В Шотландии и в Ирландии в этот день отмечался древний кельтский праздник Бельтана, посвященный богу солнца и плодородия Беленусу. В Бельтану люди разжигали костры на вершинах холмов, прыгали через огонь и пели песни богу солнца. Между костров проводили скот для очищения и защиты от хворей.
В некоторых германских землях, у англичан, чехов, словаков и литовцев ночью 1 мая водили хоровод вокруг майского дерева ( украшенные к празднику дерево или высокий столб). В некоторых местах существовала традиция — похищать Майское дерево, а потом просить за него выкуп.
На Руси вместо Вальпургиевой ночи отмечали Живин день — в честь богини жизни, рождения, весны и плодородия.
Празднества начинались 1 мая после полуночи: мужчины разводили костры, а девушки с метлами в руках танцевали вокруг пламени. Считалось, что такой ритуал помогает отогнать злых духов.
Затем все желающие прыгали через огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы. Остаток ночи славяне веселились, водили хороводы, а молодые люди подыскивали себе пару.
Современное название — Вальпургиева ночь — праздник получил с приходом христианства. Вальбурга — английская бенедиктинка, настоятельница монастыря Хайденхайм. Дочь святого Ричарда Уэссекского и блаженной Вуны Уэссекской.
Сестра святых братьев Виллибальда и Вунибальда. Родственница святого Бонифация.
Вальбурга родилась в 710 году в Девоншире (Уэссекс). Рано осиротев, уже в 11-летнем возрасте была отправлена в монастырь Уимборна графства Дорсет. Прожив в монастыре 26 лет, Вальбурга готовилась к миссионерской деятельности на землях тогда ещё языческой Германии.
Согласно легенде, в пути она совершила своё первое чудо — корабль, на котором Вальбурга плыла вместе с другими монахинями, попал в шторм. Тогда Вальбурга упала на колени прямо посреди палубы и вознесла Богу молитву о спасении. Через некоторое время шторм утих, путники спокойно добрались до берега. С тех пор моряки считают Вальбургу своей покровительницей.
Святую Вальбургу считают заступницей в бедах и скорой помощницей при болезнях, эпидемиях, бешенстве, голоде, неурожае, покровительницей больных, рожениц и крестьян.
Согласно легенде, спустя сто лет после её смерти, рабочие, восстанавливающие обитель, случайно осквернили её могилу. В ту же ночь призрак разгневанной игуменьи явился епископу и потребовал исправить содеянное.
В 870 году её останки были перенесены в город Айнштадт, где их торжественно перезахоронили в одной из скал. Вскоре из места засочилось целебное масло. Католическая церковь признала явление чудом, и монахиню причислили к лику святых. С этого момента 1 мая католики стали отмечать день перенесения мощей святой Вальбурги, а народ – Вальпургиеву ночь.
По другой версии праздник получил свое название из-за другой Вальпурги, которую казнили как ведьму в XVI веке. Женщина была акушеркой (повитухой), а в те времена представительницы этой профессии часто подвергались гонениям. По легенде, Вальпургу могли арестовать из-за наговоров завистников. Под пытками инквизиции она "призналась" в том, что во славу дьявола убила двух рожениц и 40 младенцев, а также принесла в жертву Сатане скот и птицу, которые пропали в округе. Кроме того, арестованная "покаялась", что участвовала в шабашах и богохульствах, а также имела связь с демоном и с помощью колдовства уничтожила урожай в деревне. В ночь на 1 мая несчастную акушерку сожгли на костре, а прах ее развеяли над водой.
До сих пор доподлинно неизвестно, в честь какой из женщин названа эта ночь.
В деревнях в Вальпургиеву ночь проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разжигались костры, на которых иногда сжигали соломенное чучело ведьмы, и совершали обход дома с факелами, звонили в церковные колокола и т.п. Считалось, что травы в эту ночь обретают чудесную силу (ср. Иван Купала).
Русскому поверью о полёте ведьм на лысую гору в конце апреля соответствует немецкое, согласно которому, в эту ночь бывают сборища ведьм, оборотней и душ усопших:
Каждая ведьма является на празднество вместе с своим любовником-чертом. Сам владыка демонских сил — Сатана, в образе козла с чёрным человеческим лицом, важно и торжественно восседает на высоком стуле или на большом каменном столе посредине собрания. Все присутствующие на сходке заявляют перед ним свою покорность коленопреклонением и целованием. Сатана с особенной благосклонностью обращается к одной ведьме, которая в кругу чародеек играет первенствующую роль и в которой нетрудно узнать их королеву (hexenkönigin). Слетаясь из разных стран и областей, нечистые духи и ведьмы докладывают, что сделали они злого, и сговариваются на новые козни; когда сатана недоволен чьими проделками, он наказывает виновных ударами. Затем, при свете факелов, зажжённых от пламени, которое горит между рогами большого козла, приступают к пиршеству: с жадностью пожирают лошадиное мясо и другие яства, без хлеба и соли, а приготовленные напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов. По окончании трапезы начинается бешеная пляска, под звуки необыкновенной музыки. Музыкант сидит на дереве; вместо волынки или скрипки он держит лошадиную голову, а дудкою или смычком ему служит то простая палка, то кошачий хвост. Ведьмы, схватываясь с бесами за руки, с диким весельем и бесстыдными жестами прыгают, вертятся и водят хороводы. На следующее утро на местах их плясок бывают видны на траве круги, как бы протоптанные коровьими и козьими ногами.— Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу
Поверье это, отражённое также Гёте в трагедии "Фауст", сложилось около конца VIII века, вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще: так как 1 мая с особой торжественностью праздновалось язычниками, то старые женщины и вообще все те, кто не мог сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, несмотря на строгий запрет, продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающим образом, то есть песнями и плясками, встретить 1 мая. Обстановка (костры, дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах. Джон Колер упоминает эти празднования в 1603 году, далее в том же XVII веке, но уже во второй половине, встречается упоминание у Иоганна Преториуса.
Согласно поверьям, такие же сборища ведьм бывают на Рождественские ночи, накануне великого поста, на Светлой неделе, на вешний Юрьев день (у восточных славян), 1 мая (у немцев), и на Иванову ночь.
Удивительно, сколько уже столетий прошло с принятия христианства в Европе и на Руси, а вера предков всё-таки до конца не истреблена. А ведь чего только для этого не делалось: древние боги объявлены демонами, дьяволами, бесами; верующие в них - колдунами и ведьмами; идолы и капища уничтожены. Ни костры инквизиции, ни муки адовы, ни Страшный суд не стерли окончательно из народной памяти их праздники и богов.
Коляда — это божество или дух, который ежегодно рождается во время зимнего солнцестояния, знаменуя начало нового солнечного цикла. В честь Коляды люди исполняли обрядовые песни — колядки, ходили по домам, поздравляя хозяев и желая им здоровья, богатства и счастья. Он стал прообразом многих зимних праздников, включая Рождество и Новый год.
Не забыт и Ярило-солнце.
Несколько дней его изображения ( блины ) печем, веселые игры и гулянья устраиваем. Умасливаем бога тепла и света.
С НАСТУПАЮЩИМИ ВСЕХ ПРАЗДНИКАМИ !
--------------------------------------------------------------------------------------------
фото Яндекс картинки
источник: https://www.interfax-russia.ru/kaleidoscope/valpurgieva-noch-v-2024-godu-istoriya-sut-i-tradicii-prazdnika, https://dobro.press/lifestyle/valpurgieva-noch-v-2025-sut-i-tradiczii-yazycheskogo-prazdnika, https://ru.wikipedia.org/wiki/Вальпургиева_ночь (признана иностранным агентом)