Найти в Дзене
SCRIPT DOCTOR ОСОКИН

«Константинополь – наш!» Как российские войска во время Первой мировой войны чуть не захватили столицу Турции

Во Франции устроили традиционный ежегодный парад в день окончания Первой мировой войны – и в этом году празднование было отмечено, можно сказать, историческим событием. Глава правительства Британии Кир Стармер стал первым британским премьером с 1944 года, который посетит Париж в этот день. До этого дня последним британским лидером, который приезжал к французам отпраздновать окончание Первой мировой войны, был Уинстон Черчилль. Затем британцы и французы стали совместно отмечать уже победы во Второй мировой войне, а Первая как-то отошла в тень. Но вот сейчас Лондон и Париж решили напомнить о тесном единстве британских и французских солдат, которое сформировалось еще на Первой мировой войне. О тех совместных боях солдат двух стран против армии кайзера Вильгельма II напоминают старинные фотографии – британские танки на полях сражений, британцы и французы вместе в одних окопах. А в газетах Лондона и Парижа была тогда очень популярна известная христианская история - как английские и францу

Во Франции устроили традиционный ежегодный парад в день окончания Первой мировой войны – и в этом году празднование было отмечено, можно сказать, историческим событием. Глава правительства Британии Кир Стармер стал первым британским премьером с 1944 года, который посетит Париж в этот день.

До этого дня последним британским лидером, который приезжал к французам отпраздновать окончание Первой мировой войны, был Уинстон Черчилль. Затем британцы и французы стали совместно отмечать уже победы во Второй мировой войне, а Первая как-то отошла в тень. Но вот сейчас Лондон и Париж решили напомнить о тесном единстве британских и французских солдат, которое сформировалось еще на Первой мировой войне.

Фото с сайта: avatars.dzeninfra.ru
Фото с сайта: avatars.dzeninfra.ru

О тех совместных боях солдат двух стран против армии кайзера Вильгельма II напоминают старинные фотографии – британские танки на полях сражений, британцы и французы вместе в одних окопах. А в газетах Лондона и Парижа была тогда очень популярна известная христианская история - как английские и французские рыцари в 1096 году объединились для защиты Константинополя, столицы Византии.

Те статьи изобиловали символическими параллелями – что европейцы по призыву византийского императора Алексея Комнина объединились против общего врага, турок, в рамках Первого крестового похода - а теперь вот британцы и французы на полях Европы возглавили новый крестовый поход, против тевтонцов, против Германии.

Вот так в Первую мировую войну в какой-то момент вдруг стала опять актуальной история Константинополя. Впрочем, не только во Франции. В России тогда был возрожден так называемый «восточный проект».

Одной из главных целей России в Первой мировой войне было взятие Константинополя - иными словами, Стамбула, столицы Турецкой империи. Когда турки вступили в войну на стороне Германии, Николай II заявил:

«Опрометчивый поступок Турции откроет России путь к разрешению завещанных ей предками исторических задач на берегах Черного моря».

И действительно, этот восточный проект уходил своими корнями глубоко в историю. В частности, вытеснение турок с бывших христианских земель, в том числе и из Византии, было одной из важных целей в XVIII веке, в эпоху правления Екатерины II.

Русская императрица в письмах Вольтеру с гордостью рассказывала об успехах своих войск и собщала, что сама она учит греческий язык, чтобы приветствовать Вольтера в Константинополе.

Фото с сайта: arzamas.academy      Аллегория на победу Екатерины II над турками.  1772 год
Фото с сайта: arzamas.academy Аллегория на победу Екатерины II над турками. 1772 год

Для большей доходчивости официальную политику раскрашивали красочными стихами о том, как Россия будет захватывать территории Турецкой империи. Ломоносов тогда предсказывал:

Дамаск, Каир, Алепп сгорит.

Росский флот придет на Крит…

Чтоб все на свете победить,

И мир всеобщий заключить.

Турки в этих стихах изображались как варвары. В их описании постоянно встречались «охотничьи» метафоры — турки сравнивались с вепрями, оленями, то есть с каноническими объектами «королевской охоты». И это охота должна была триумфально завершиться в Стамбуле-Константинополе. Вот как это описывал Державин:

Отмстить Крестовые походы,

Очистить Иордански воды,

Афинам возвратить Афину,

Град Константинов - Константину.

Константин - это был внук Екатерины, и его с младенчества видели в роли правителя в Константинополе. И никогда еще династия Романовых не была так близка к реализации этой своей давней цели как во время Первой мировой войны.

Фото с сайта: к-я.рф                         Русские войска (слева) атакуют турецкие позиции
Фото с сайта: к-я.рф Русские войска (слева) атакуют турецкие позиции

Британия, Франция и Россия в мае 1916 года подписали тайное соглашение (Соглашение Сайкса-Пико), в котором России был обещан Константинополь и Черноморские проливы. Генерал Александр Колчак уже создал специальный Царьградский полк – для операции по взятию столицы Турции.

6 марта 1917 года были согласованы документы о начале спецоперации в Босфоре - но 8 марта рабочие вышли на улицы и началась Февральская революция. И уже почти реализованными проект рухнул.

Тогда же рухнул и грандиозный проект о строительстве Трансазиатской железной дороге - из Европы в Стамбул и дальше через весь Ближний Восток к Индии. Но об этом - уже в следующей публикации.

Фото с сайта: pikabu.ru               Немецкая открытка о союзе с Турцией
Фото с сайта: pikabu.ru Немецкая открытка о союзе с Турцией

Если заинтересовала статья - поставьте, пожалуйста, лайк и расскажите о ней друзьям в соцсетях.