Найти в Дзене

Моя жизнь в кинематографе в двух эпизодах

Оглавление

Рассказ не о рыбалке.. Но! Предыстория, почему вспомнились эти сюжеты косвенно с рыбалкой связана.

Во время октябрьского водномоторного похода (статья 1 и статья 2) зашел разговор с одним из участников, и выяснилось, что он довольно много снимается сейчас в кино. Это так пафосно звучит, на самом деле у Тимофея была мечта, и он ее реализовал, правда в основном снимается в эпизодах и массовках, но снимается регулярно. И, слово- за слово, я вспомнил три истории из моей жизни, связанные со съемками.

Понятно, что название статьи шуточное, и дальше вы надеюсь поймете почему.

Но, так или иначе, но кинематограф в моей жизни оставил след довольно запоминающийся, хоть опыт был мимолетен.

Эпизод первый, про кино в СССР

В 1976 году я закончил среднюю школу, и был совершенно не готов к встрече со взрослой жизнью. Выбор пути был неясен, тем более, что наивная детская мечта посвятить жизнь защите справедливости (видимо как отражение психических травм, полученных в детстве) сначала получила неожиданную поддержку в виде направления от комсомола на юридический факультет (сложная схема, комсомольский набор в милицию), и тут же погасла, получив пинок от жизни - я не прошел медкомиссию по зрению. Никак. И куда идти учиться дальше после этого мне было абсолютно все равно. Так и оказалось, что я подал документы в ЛИСИ (Ленинградский инженерно-строительный институт) , причем главным критерием выбора оказалось то, что туда подали заявления аж трое моих друзей одноклассников.

И вот вчетвером мы почти каждый день катались через метро Горьковская на подготовительные курсы в институт. И , однажды, возвращаясь с курсов, к нам, четырем молодым юношам (все ж по 17 лет, как-никак) подошла невысокая показавшаяся тогда пожилой, женщина и задала вопрос, который наверное многие хотели бы услышать в своей жизни. "Ребята, хотите сниматься в кино?"

Как ни странно, но спонтанного и активного, на мой взгляд само-собой разумеющегося громогласного "Да!!!!" она не услышала. Мы помялись, подумали, она спросила еще раз, и ... все же "Да!", ну так... "Типа да..., но нам особо некогда" Хотя кроме курсов, с которых мы частенько удирали на пляж, особо то заняться было нечем. Ну, плюс я на рыбалку ходил, но это отдельная тема воспоминаний.

До Ленфильма от Горьковской ходу минут пять, а то как бы и не меньше.

Панорама современная из Яндекс карт,  вход в Ленфильм был там, где сейчас вход ресторана "Брынза"
Панорама современная из Яндекс карт, вход в Ленфильм был там, где сейчас вход ресторана "Брынза"

И "тетенька", оказавшаяся помощницей режиссера, живо проводила нас в актерский отдел, где мы сначала заполнили карточки учета, а потом были препровождены в костюмерную, где нас нарядили в холщовые штаны-рубахи а-ля пейзане средневековья. И представили нас на суд режиссеру.

Что б было понятно, это снимался фильм "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" с Олегом Далем в главной роли, и кучей известных артистов.

-2

Забавным жизненным поворотом оказалось, что из нас четверых в массовку утвердили одного меня. И через несколько дней, я по почте(!) получил свой первый официальный вызов на съемки. Я был горд и счастлив.

С утра пришел на студию, был переодет в "селянина", и вместе с кучей аналогичного народа ... протусовался на студии полдня, поскольку что то случилось с автобусом, который был должен вывезти всех на натурные съемки. Первое знакомство с кинематографической средой оказалось некоторым шоком. Тусовка - массовка это и тогда было специфическое смешение людей, с одной стороны не желавших "нормально" работать, с другой стороны - наполненных амбициями и надеждами, и с третьей цинично философски относящихся и к изнанке кинопроцесса, и ко всему в стране в целом. Поэтому я был несколько в шоке от предложения скинуться на "портвешок, пока тут один (догадайтесь какой овощ) тут сидим", и зато был удивлен напору на того же помрежа "когда нам заплатят деньги!". выяснилось, что съемочный день стоит три рубля (не богато, но для меня это представлялось тогда суммой приличной и перспективной), и что нам этот день оплатят полностью, но "потом". Народ, постоянно тусующийся при студии возмущался, а я тогда не понимал чем. Ну сказали же "потом заплатят".

Второй заход, через два дня, оказался таким же безрезультатным, в этот раз правда автобус был, нас даже в него посадили, советский ЛиАЗ, с гордой надписью "Ленфильм". Примерно вот такой

-3

Не "Икарус", конечно. Комфорт , как в обычном общественном транспорте. Народ в автобусе сидел неохотно. Все же богемная публика - птицы вольные, им простор нужен! Потому что в автобусе администратор картины категорически пресекал попытки прибухнуть, и уж тем более закурить. А народ, естественно стремился к обратному, и под видом второго выбегали сделать первое. В автобус возвращались повеселевшие, и малость нахальные. Снова на администратора сыпались пошлые вопросы про деньги, и , реже, "почему не едем?". Администратор на "про деньги" отвечал расплывчатым "потомом", а про причины не езды тихо матерился в адрес "звезд". По молодости и наивности я не понимал, при чем тут астрономия, и думал, что "видимо звезды не сложились". Но, добрые друзья-соратники быстро объяснили вчерашнему школьнику, что похоже, звезды как раз сложились, да так, что ехать никуда не могут, видимо "со вчерашнего". В общем и второй день "съемок" не принес мне даже малейшего шанса на мировую кинематографическую славу. Зато принес обещания про очередные "три рубля, но потом".

Бог, как говорится, троицу любит, и третий раз был успешным. Почти. Нас снова посадили в автобус, "звезды" сели в другой, покомфортнее, и в два автобуса, плюс еще какие-то кинематографические машины, нас вывезли в Репино, что между Зеленогорском и Белоостровом. Тогда там не было такого чудовищного депутатского поселка, а была вполне приличная природно-луговая пастораль. Самое забавное, что так стремившиеся в стенах студии на волю из автобуса артисты массовки, здесь почему то вовсе не торопились покидать автобус. Впрочем оно и понятно, на улице шел легкий дождь, высокая трава была мокрой, и мгновенно реквизитная одежда становилась мокрой. Никому мокнуть не хотелось. Плюс оператор убеждал, что без солнца снимать бессмысленно, "все равно в монтаже эти дубли уйдут". Мы прождали часа четыре подходящей погоды, на чем рабочий день подошел к концу, оставив только время на обратную дорогу до города. Снова звучали вопросы с традиционным ответом "потом за все сразу".

Я понимал, что уже почти фантастически богат по своим школьным меркам. Уже 9 рублей мне должна такая солидная контора, как Ленфильм...

Вот собственно и вся первая история. На четвертую съемку приглашение пришло, но... у меня на этот день выпал первый из вступительных экзаменов. Если бы я знал, что всего через пол года сам уйду из неинтересного мне ЛИСИ, то может предпочел бы съемку, и сейчас бы за мной могли ходить толпы поклонниц, почитателей таланта, и собирателей автографов, ведь наверняка меня бы заметили... Но! Увы... Эпизод сняли без меня, талант мой, как и 9 рублей, так и остался нераскрытым на Ленфильме. Никакого "потом" не случилось. И я понял, почему так волновались за оплату коллеги по новому для меня актерскому ремеслу.

Эпизод второй. Кино Российское

После первого опыта участия в кино, кинематограф долго оставался в моей жизни только как способ скоротать время походом в кинотеатр. Сменился государственный строй, распалось величайшее государство мира, кино хирело, приходило в упадок, как и все в стране. Не буду исключать варианта, что из-за меня, но не думаю, что это играло ключевую роль.

Тем временем жизнь моя складывалась совершенно непредсказуемо. И вместе со страной делала разные повороты. И второй раз с изнанкой кино я столкнулся уже в начале нулевых годов двадцать первого века. И этому предшествовал непростой событийный ряд. С восьмидесятого года я занимался каратэ, потом ушу, и круг моих знакомств в этой сфере был довольно широк. В том числе среди моих друзей и товарищей по тренировкам в 90-е годы был Сергей Зелинский, сейчас он академик Петровской академии наук и искусств, чемпион мира по боям без правил (США,1998), тренер-психолог 3-х чемпионов мира, доктор философии, психологии и педагогики, профессор, и мы по прежнему дружны, но тренировочные процессы у нас разошлись в конце 90-х.

Сейчас он выглядит вот так.

-4

А на клубной карте он изображен как раз во времена своего чемпионства

-5

И вот с ним и связан мой второй заход в кино. Он тогда, в начале нулевых не чурался никакой нормальной работы, поскольку чемпионство кормило не то что плохо, а просто "никак", и он брался за все. И вел тренировки, и был радиоведущим, и был редактором журнала по русскому рукопашному бою, и создавал свой бойцовский клуб. И ему кто-то из его друзей - спортсменов подсказал, что на Ленфильме идет набор в сериал, куда нужны спортивные ребята.

Сергей вспомнил обо мне и пригласил "сходить" с ним. На тот момент я работал (после череды жизненных изменений директором небольшого стадиона, и единственное , чего у меня было много из ресурсов - это время. Так что, памятуя, что за Ленфильмом остался небольшой должок,

Кадр из известного фильма-сказки))) Мне кажется к месту)))
Кадр из известного фильма-сказки))) Мне кажется к месту)))

я решил сходить посмотреть, что изменилось.

Изменилась во-первых, проходная. Ленфильм ужался и из огромного киноквартала оставил за собой всего несколько зданий.

Но, черт побери, когда мы вошли через новую (на самом деле исторически - старую) проходную Ленфильма, и Сергей позвонил по местному телефону, к нам вышла абсолютно на мой взгляд не изменившаяся "та самая" помреж!!!

Нет, на самом деле конечно она изменилась. Но, как для 17 летнего мальчишки она была недосягаемо , скажу деликатно - пожилой, когда ей не было наверное еще сорока, так и тут для сорокадвухлетнего меня она была уже очень "пожилой", ведь прошло почти 25 лет!.

Будущий профессор и академик сказал заветную фразу "мы от (имя отчество), он сказал вам нужны спортсмены". "Тетя помреж" смотрела на Сергея глазами собаки, потерявшей и внезапно нашедшей заветную сахарную косточку. "Какой типаж!!!! Вы будете играть роль со словами!!! Мы вам бригадира дадим! У нас гениальный режиссер!!! Он оценит!!! " А потом отведя его в сторону, и громким, но расслышанным мною шепотом с кивком в мою сторону - "А это зачем вы привели?" "Так просили ж спортсменов. Он каратист, ушуист, чемпион Петербурга". Ну, да на самом деле был такой момент в моей биографии, дважды я выигрывал чемпионаты Питера по туйшоу, это одна из ушуистких дисциплин. Но выглядел я как и сейчас, только еще в очках. И из сильноспортивного во мне пожалуй только метр девяносто роста. Но помреж не стушевалась. Глядя на меня , как выпускница института благородных девиц на сироту-беспризорника, то есть с жалостью, приправленной толикой страха и непонимания, она сказала, уже обращаясь ко мне: "У нас гениальный, гениальный режиссер!!! Он и с вами что-нибудь придумает..." Впрочем уверенности в ее словах не было.

Дальше состоялась встреча с режиссером. Поскольку я далек от богемной тусовки, то я не знаю, как его звали, и даже название сериала не скажу. Помню только пробы. Конечно же Сергей с его коротким спортивным ежиком и шрамами на лице был воспринят с восторгом. Практически один в один были повторены слова о бригадирстве и роли со словами. Потом настала моя очередь.

"Оденьте его в черную рубашку" (это костюмеру), "Снимите очки" (это уже мне), "Оденьте ему черные очки" "Оденьте ему красную рубашку" "Снимите черные очки" "Оденьте черные очки" Каждая фраза после реализации сопровождалась минутным разглядыванием меня с разных ракурсов. Наконец был вынесен вердикт : "Нет, высшее образование так и прет. Не спрячешь" И уже мне "Ну, постоите спиной к камере возле машины" Больше ничего гениальный режиссер не смог придумать. Что впрочем меня не сильно огорчило, поскольку я знал, что от решения до воплощения еще так много времени.

Нас снова (точнее меня снова, а Сергея в первый раз) попросили заполнить актерские карточки. И опять я завис в шаге от всемирной славы. Время шло, а шаг не делался. Сергей уже мне звонил, сообщал, что снялся в нескольких эпизодах, спрашивал вызывали ли меня, и (!!!) (О Боже, знакомый вопрос!!!!) - если вызывали, то заплатили мне деньги!!! Но поскольку меня не вызывали, не снимали, то ясно, что информацией о деньгах я его порадовать не мог.

Зато он смог таки уговорить режиссера, и вызвать меня на съемку. Поехали вдвоем. Снова автобус массовки. Снова полубогема создает незабываемую атмосферу. И опять ключевой вопрос которым тиранят административную группу : "Где деньги, Зин?"

Да, кстати, съемок ждем полдня, но снова что-то не идет у главного героя, поэтому план съемочного дня меняется. Снимают только сцены с "главным", а мы изображаем предмет в проруби. Массовка курит в самых неподходящих местах. Кто-то традиционно бежит за портвешком и пивом, в общем те же мушкетеры, но 25 лет спустя.

В конце дня Сергей таки отлавливает помрежа, и повторяет сакраментальный вопрос : когда деньги? На этот раз "потом", которым попыталась отделаться барышня, не прокатывает. Сергей напоминает "Ну... мы же от..." Тогда она нехотя соглашается, что надо бы сегодня заплатить. "Но только никому ни слова!!!" Ну, своя рубашка к телу ближе, и не ощущая никакой корпоративной солидарности, в конце дня мы с уезжаем отдельно от остальной массовки на студию, где Сергей получает честные съемочные деньги, а я удачно примазавшись к нему получаю за то, что я не снялся сегодня аж четыре тысячи рублей. Что примиряет меня с предыдущим долгом Ленфильма.

Больше меня на съемки не вызывали.

Но, пока записывал эти истории, вспомнил, что точно также чуть не оставил след в мировом кинематографе, но уже не игровом, а документальном. Но это будет (если будет) совсем другая история. И вот она то с рыбалкой связана тесно.