Если в литературных произведениях распитие водки иногда еще романтизировалось или описывалось как минимум с веселым снисхождением, то на большинстве картин российских и советских художников водка появляется словно в рамках многолетней кампании по борьбе с алкоголизмом.
Изображая пьющих мещан, купечество и мелкое дворянство, художники часто применяли сатиру и юмор. На знаменитой картине Федотова «Свежий кавалер» чиновник гуляет дома по полной, отмечая свой первый орден.
На картине Маковского «Тихонько от жены» муж украдкой наливает себе стопочку прикрывшись дверкой старинного буфета.
Маковский вообще создал целую галерею пьющих в питейных заведениях или дома персонажей – «Засиделись», «За бутылкой» и так далее.
Частой темой сатирических картин и открыток того времени являлся бурно загулявший купец, например картина Неврева «Купец-кутила».
Но в том же XIX веке, когда художники-передвижники «пошли в народ» и увидели его реальную жизнь, появились картины с другим настроением, где водка изображается как последнее прибежище для людей, страдающих от социальной несправедливости, бедности и неустроенности. Проблемы работяг, пропивающих последние деньги в кабаках стали сюжетами многих картин: Маковский «Не пущу!», Перов «Последний кабак у заставы», Рябушкин «Кабак», Архипов «Пьяница» и так далее.
Советские художники часто показывали крах семейного счастья из-за злоупотребления водкой: картина Лихачева "Когда все это кончится?" или Доброва «Прощальный взгляд», где жена уходит от запойного алкоголика.
Также в живописи советского времени был очень распространен жанр «водочного натюрморта», где предметы говорили сами за себя. Чего стоят названия картин: «Хорошо сидим», «Килька в томатном соусе», «Пока жена на даче», «Привет, земляк!», «Пикник на обочине».
В целом как мы видим, наши художники, как и Иткуль выступают за разумное потребление водки, предупреждая о возможных последствиях неумеренного употребления.