ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА УРОКАХ ЛОГОПЕДИИ
Одним из эффективных методов обучения обучающихся является дидактическая игра. Она даёт возможность развивать у обучающихся произвольность таких процессов, как внимание и память, а также смекалку, находчивость и сообразительность.
Дидактические игры могут быть использованы на различных этапах урока, например, в процессе объяснения нового материала, при проверке пройденного материала и на этапах повторения и закрепления материала.
«Люблю сметану, а не мёд», -
Нам промурлыкал рыжий …
(КОТ)
«Гав-гав, вам тапочки принёс», -
С утра пролаял верный …
(ПЁС)
«Трава, как страшно ты шуршишь», -
Пугливо пропищала …
(МЫШЬ)
«Где улей с пчёлами, ответь?» -
Сердито проревел …
(МЕДВЕДЬ)
«Му-му, я травку есть привык», -
Нам прорычал рогатый …
(БЫК)
«Я – толстая, красивая», -
Хвастливо хрюкала …
(СВИНЬЯ)
Интеллектуальный тренинг «Составь из слогов слова»:
Учитель предлагает обучающимся несколько блоков, состоящих из «рассыпанных» слогов. Надо использовать все слоги по одному разу и составить из них слова.
Например: ВАН, МАР, КО, МА, ДИ, РА (возможные варианты: ра-ма, ко-мар, ди-ван).
1.ША, КА, КИ, РУ, КА, РЕ. Правильный ответ: (ру-ка, ре-ка, ка-ша)
2.ЛУ, РОГ, СЕ, НА, НО, ТО. (лу-на, пи-рог, се-но, ле-то)
3.РО, ЛО, МО, ДО, КО, ГА. (мо-ло-ко, до-ро-га)
4.КРА, БЕ, МЕТР, ЛО, СО, ГЕ, КИ, ТА, МОТ. (ки-ло-метр, кра-со-та)
5.РАН, СТЕ, РУЧ, ДАШ, КА, НА, ШИ, ТИ. (руч-ка, ка-ран-даш, сте-на, ти-ши-на)
Игра-загадка «Добавь одну букву»:
К каждому из ниже приведенных слов надо добавить по одной букве впереди, чтобы получилось новое слово.
Например: __тол – правильный ответ Стол.
__том, __лень, __лён, __кол, __игры, __оса, __рот, __мех, __гол, __анна.
Правильные ответы: (атом, олень, клён, укол, тигры, коса, крот, смех, угол, ванна.)
Игра-развлечение «Новые слова»:
Учитель предлагает одно слово и его надо заменить на другое.
1.Заменить в словах одну гласную другой, например: бЕлка-бУлка:
Бинт (бант); сало (село); река (рука); горе (гора); уха (ухо); щека (щука);
2.Теперь надо заменить в словах одну согласную букву другой:
Фара (пара, кара, тара); цвет (свет); хата (вата); роща (роза, роса, рота); игла (игра); крыса (крыша); дочка (точка, бочка, кочка);
3.Добавьте в начало слова или в его конец согласную букву:
Мех (смех); рот (крот); пара (парад); река (репка); еда (беда); зал (залп);
4.Добавьте согласную букву внутрь слова:
Кора (кобра, корка); сон (слон, стон); кот (крот); река (репка); каска (краска); щека (щепка); сор (спор, сбор);
5.Добавьте в начало слова или в его конец гласную букву:
Метр (метро); пол (пола, поло); лень (олень); дочка (удочка); рот (рота);
6.Замените в словах согласную букву буквой «Н»:
Лёд (лён); слог (слон); сок (сон); сыр (сын); рама (рана); лупа (луна); салки (санки); село (сено).
Игра является не только развлекательной частью урока, но и выполняет познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. При выборе дидактической игры необходимо основываться на тему урока, ее цели и содержание. Для того, чтобы игра не стала утомительной или даже недоступной, необходимо правильно распределить мыслительные операции, которые выполняют умственно отсталые обучающиеся. В начале занятия можно провести такие игры, которые смогут повысить активность обучающихся, заинтересуют их. В середине урока следует проводить игры, которые соответствуют теме урока. При проведении игры, следует точно знать, какие знания закрепляются, умения и навыки развиваются с помощью игры. Немало важным является подбор дидактического материала. По возможности нужно, чтобы каждый ребенок участвовал в игре. Важно, чтобы обучающиеся чувствовали свою равноценность их участия, а также, чтобы у них появилось желание играть и выигрывать.