Найти в Дзене

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА УРОКАХ ЛОГОПЕДИИ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА УРОКАХ ЛОГОПЕДИИ

Одним из эффективных методов обучения обучающихся является дидактическая игра. Она даёт возможность развивать у обучающихся произвольность таких процессов, как внимание и память, а также смекалку, находчивость и сообразительность.

Дидактические игры могут быть использованы на различных этапах урока, например, в процессе объяснения нового материала, при проверке пройденного материала и на этапах повторения и закрепления материала.

«Люблю сметану, а не мёд», -

Нам промурлыкал рыжий …

(КОТ)

«Гав-гав, вам тапочки принёс», -

С утра пролаял верный …

(ПЁС)

«Трава, как страшно ты шуршишь», -

Пугливо пропищала …

(МЫШЬ)

«Где улей с пчёлами, ответь?» -

Сердито проревел …

(МЕДВЕДЬ)

«Му-му, я травку есть привык», -

Нам прорычал рогатый …

(БЫК)

«Я – толстая, красивая», -

Хвастливо хрюкала …

(СВИНЬЯ)

Интеллектуальный тренинг «Составь из слогов слова»:

Учитель предлагает обучающимся несколько блоков, состоящих из «рассыпанных» слогов. Надо использовать все слоги по одному разу и составить из них слова.

Например: ВАН, МАР, КО, МА, ДИ, РА (возможные варианты: ра-ма, ко-мар, ди-ван).

1.ША, КА, КИ, РУ, КА, РЕ. Правильный ответ: (ру-ка, ре-ка, ка-ша)

2.ЛУ, РОГ, СЕ, НА, НО, ТО. (лу-на, пи-рог, се-но, ле-то)

3.РО, ЛО, МО, ДО, КО, ГА. (мо-ло-ко, до-ро-га)

4.КРА, БЕ, МЕТР, ЛО, СО, ГЕ, КИ, ТА, МОТ. (ки-ло-метр, кра-со-та)

5.РАН, СТЕ, РУЧ, ДАШ, КА, НА, ШИ, ТИ. (руч-ка, ка-ран-даш, сте-на, ти-ши-на)

Игра-загадка «Добавь одну букву»:

К каждому из ниже приведенных слов надо добавить по одной букве впереди, чтобы получилось новое слово.

Например: __тол – правильный ответ Стол.

__том, __лень, __лён, __кол, __игры, __оса, __рот, __мех, __гол, __анна.

Правильные ответы: (атом, олень, клён, укол, тигры, коса, крот, смех, угол, ванна.)

-2

Игра-развлечение «Новые слова»:

Учитель предлагает одно слово и его надо заменить на другое.

1.Заменить в словах одну гласную другой, например: бЕлка-бУлка:

Бинт (бант); сало (село); река (рука); горе (гора); уха (ухо); щека (щука);

2.Теперь надо заменить в словах одну согласную букву другой:

Фара (пара, кара, тара); цвет (свет); хата (вата); роща (роза, роса, рота); игла (игра); крыса (крыша); дочка (точка, бочка, кочка);

3.Добавьте в начало слова или в его конец согласную букву:

Мех (смех); рот (крот); пара (парад); река (репка); еда (беда); зал (залп);

4.Добавьте согласную букву внутрь слова:

Кора (кобра, корка); сон (слон, стон); кот (крот); река (репка); каска (краска); щека (щепка); сор (спор, сбор);

5.Добавьте в начало слова или в его конец гласную букву:

Метр (метро); пол (пола, поло); лень (олень); дочка (удочка); рот (рота);

6.Замените в словах согласную букву буквой «Н»:

Лёд (лён); слог (слон); сок (сон); сыр (сын); рама (рана); лупа (луна); салки (санки); село (сено).

Игра является не только развлекательной частью урока, но и выполняет познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. При выборе дидактической игры необходимо основываться на тему урока, ее цели и содержание. Для того, чтобы игра не стала утомительной или даже недоступной, необходимо правильно распределить мыслительные операции, которые выполняют умственно отсталые обучающиеся. В начале занятия можно провести такие игры, которые смогут повысить активность обучающихся, заинтересуют их. В середине урока следует проводить игры, которые соответствуют теме урока. При проведении игры, следует точно знать, какие знания закрепляются, умения и навыки развиваются с помощью игры. Немало важным является подбор дидактического материала. По возможности нужно, чтобы каждый ребенок участвовал в игре. Важно, чтобы обучающиеся чувствовали свою равноценность их участия, а также, чтобы у них появилось желание играть и выигрывать.

-3