Найти в Дзене
Партнёр НКО

«У верблюда два горба, потому что жизнь – борьба»: феномен Эльдара Рязанова

Оглавление
Источник фото: https://vk.com/
Источник фото: https://vk.com/

Наверное, каждый из ныне живущих в нашей стране хотя бы раз в своей жизни «встречал Новый год с учительницей Надей Шевелёвой и врачом Женей Лукашиным». Картина «Иронии судьбы, или С легким паром!» (1975 г.) как-то естественным путём влилась в генетический и культурный код советских и российских граждан. Просмотр фильм стал целой новогодней традицией для нескольких поколений наших людей. Острота и психологизм взаимоотношений героев кинофильма является ярким почерком уникальности картин Эльдара Рязанова. Причём художнику удалось практически в одной локации (в квартире «по 3-ей улице Строителей, 25») развернуть действие, в котором зрителю удаётся не только проследить тонкие нотки человеческих душ, но и вникнуть во всю жизнь героев, поняв их переживания, их мир, их идеи и чувства. То же самое происходит и в сатирической трагикомедия «Гараж» (1979 г.).

Картины режиссёра навсегда вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. И никто не может до сих пор объяснить, почему? Буквально каждый из его фильмов имел необычайный успех и становился очередным шедевром. Его самая первая работа «Карнавальная ночь» (1956 г.) сразу же произвела на советского зрителя колоссальное впечатление и имела грандиозный успех. Вышедший в 1957 году на большие экраны кинофильм посмотрело более 50 миллионов советских граждан. Картина была признана лучшим кинофильмом года в СССР. Она сделала звёздами целую плеяду советских киноактёров: Игоря Ильинского, Людмилу Гурченко, Юрия Белова, Владимира Зельдина и многих других.

Все последующие фильмы режиссёра вплоть до самого конца 1980-ых гг. имели примерно такой же и даже гораздо больший успех. «…Что ни фильм, то шедевр!..», – всякий раз подчёркивали деятели кино, с ноткой завести. Его картины всегда создавали ярчайшие образы – грустные и радостные, простые и сложные, серьёзные и забавные, в которые зритель погружался с головой и переживал вместе с ними. В каждом его герои люди идентифицировали себя и искренне сопереживать за него, ещё глубже погружаясь в историю. У Рязанова был очень большой талант чувствовать человеческую природу. В его картинах персонажи всегда незаурядные и неординарные, в которых непредсказуемо может проявится сострадание, любовь, смелость, самопожертвование.

Эпизод фильма «Гараж», 1979 г. Источник фото: https://citaty.info/
Эпизод фильма «Гараж», 1979 г. Источник фото: https://citaty.info/

Эльдар Александрович Рязанов родился 18 ноября 1927 года в городе Самаре (Куйбышев) в семье сотрудников торгового представительства СССР в Иране Александра Семёновича Рязанова и Софьи Михайловны Шустерман. В 1928 году семья переехала в Москву. Практически всё своё раннее детство Рязанов провёл в г. Тегеране. И назвали мальчика Эльдар, потому-то в переводе с персидского (иранского) Эльдар означает «владеющий миром». Сразу же после войны, в 1945 году, Рязанов поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии имени Герасимова (ВГИК), который окончил с отличием в 1950-ом году. Его дипломной работой была документальная картина «Они учатся в Москве» снятая вместе с институтской подругой Зоей Фоминой.

Эльдар Рязанов, 1950 г. Источник фото: https://collectphoto.ru/
Эльдар Рязанов, 1950 г. Источник фото: https://collectphoto.ru/

В 1960-е годы режиссёр сплотил вокруг себя большой творческий коллектив, костяком которого являлись: сценарист Эмиль Брагинский, композитор Андрей Петров, операторы Вадим Алисов, Владимир Нахабцев и художник Александр Борисов. Работа этого коллектива впоследствии подарила нам больше десятка гениальных кинокартин, которые вошли в учебники по кинематографии и изучаются всеми поколениями кинокультурологов. За свою пятидесятилетнюю карьеру Рязанов успел снять более 30-ти картин, каждая из которых во многом сформировала мировоззрение советских и российских граждан и оставила свой след в истории советского и российского кинематографа. Фильмы Рязанова мгновенно становились лидерами кинопрокатов. При этом Рязанов постоянно твердил: «Кинематографу подвластно все, он может передавать любые оттенки и нюансы движения человеческой души…».

В финальном эпизоде его трагикомедийной мелодрамы «Вокзал для двоих» (1982 г.), когда его герои Вера и Рябинин, которых блестяще сыграли Людмила Гурченко и Олег Басилашвили, бегут с аккордеоном по заснеженной морозной тундре, к воротам колонии, изнемогая от усталости, переплёлся целый спектр человеческих эмоций: любовь, страдание, надежда, азарт, досада, отчаяние и страх. Зритель очень тонко прочувствовал тут всю боль и проблемы героев, трагичность действия. Но в конце художник непредсказуемо, резко сменяет это действие на торжество и победу: аккордеон Рябинина слышит сотрудник колонии.

Эпизод фильма «Вокзал для двоих», 1982 г. Источник фото: https://dzen.ru/
Эпизод фильма «Вокзал для двоих», 1982 г. Источник фото: https://dzen.ru/

Психологичности и природе взаимоотношений двух полов Эльдар Александрович уделял очень большое внимание в своих произведениях. Так, в своей сатирическо-философской психологической ленте «Забытая мелодия для флейты» (1987 г.), в эпизоде со спасением большого чиновника Леонида Филимонова, которого настигает клиническая смерть, обычной влюблённой в него медсестрой Лидочкой, художник заложил такую бурю эмоций, такое напряжение интимно-любовных чувств и такое эмоционально-психическое состояние героини, которые приводят зрителя к градусу умиления и растроганности, к психофизиологическому состоянию, вызывающих искренний плач.

Эпизод фильма «Забытая мелодия для флейты», 1987 г. Источник фото: https://vk.com/
Эпизод фильма «Забытая мелодия для флейты», 1987 г. Источник фото: https://vk.com/

Давайте вспомним кинофильмы Рязанова для «вечернего перепросмотра»:

1. «Девушка без адреса» (1957 г.)

Источник фото: https://m.imdb.com/
Источник фото: https://m.imdb.com/

2. «Человек ниоткуда» (1961 г.)

Источник фото: https://www.freeshows.ru/
Источник фото: https://www.freeshows.ru/

3. «Дайте жалобную книгу» (1964 г.)

Источник фото: https://spletnik.ru/
Источник фото: https://spletnik.ru/

4. «Берегись автомобиля» (1966 г.)

Источник фото: https://www.kinoafisha.info/
Источник фото: https://www.kinoafisha.info/

5. «Зигзаг удачи» (1968 г.)

Источник фото: https://dzen.ru/
Источник фото: https://dzen.ru/

6. «Старики-разбойники» (1971 г.)

Источник фото: https://www.imdb.com/
Источник фото: https://www.imdb.com/

7. «Служебный роман» (1977 г.)

Источник фото: https://aif.ru/
Источник фото: https://aif.ru/

8. «Жестокий романс» (1984 г.)

Источник фото: https://www.gazeta.ru/
Источник фото: https://www.gazeta.ru/

9. «Небеса обетованные» (1991 г.)

Источник фото: https://cccp.fun/lyudi/
Источник фото: https://cccp.fun/lyudi/

10. «Старые клячи» (2000 г.)

Источник фото: https://www.imdb.com/
Источник фото: https://www.imdb.com/

Читайте также: