Найти в Дзене
Международная панорама

Финальный отсчёт

Оглавление

Харрис вдохновляет, Трамп оскорбляет — но президентская гонка идёт вовсю. Три причины, по которым у кандидата от Демократической партии нет явного лидерства, называет в своей статье глава бюро Фонда Эберта (аффилирован с СДПГ) в Вашингтоне доктор Райнхард Крумм

Камала Харрис проводит свою оптимистичную избирательную кампанию с большой энергией и энтузиазмом, поддерживаемую звездами и тяжеловесами Демократической партии. Так как же так получается, что Харрис вовсе не впереди?
Камала Харрис проводит свою оптимистичную избирательную кампанию с большой энергией и энтузиазмом, поддерживаемую звездами и тяжеловесами Демократической партии. Так как же так получается, что Харрис вовсе не впереди?

Что вообще происходит в Соединенных Штатах? Всего за несколько дней до выборов гонка за высшую политическую должность — пост президента — в самом разгаре. И это несмотря на то, что кандидат от Республиканской партии и осужденный преступник Дональд Трамп ведёт избирательную кампанию, которая совершенно не связана с политическими вопросами. Более того, он оскорбляет своего оппонента ранее почти невообразимыми способами. Совсем недавно он даже использовал размер гениталий известного профессионального гольфиста как признак мужественности и, следовательно, его силы. Помимо этого, Трамп беззастенчиво лжёт, теряет нить во время своих предвыборных выступлений или просто включает музыку с кассеты вместо того, чтобы вести содержательные дискуссии.

Тем временем кандидат от Демократической партии Камала Харрис сосредоточилась на конкретных вопросах будущего США, в частности, на экономике и правах на аборт. Она проводит свою оптимистичную избирательную кампанию с большой энергией и энтузиазмом — по крайней мере, такое впечатление она производит. Её поддерживают такие звезды, как Стиви Уандер, Брюс Спрингстин и Бейонсе, а также тяжеловесы Демократической партии, такие как Барак и Мишель Обама. Стадионы на её мероприятиях полны, как и её предвыборная казна.

Так как же так получается, что Харрис вовсе не далеко впереди своего соперника? Как возможно, что две главные либеральные газеты, Washington Post и Los Angeles Times, отказывают Харрис в общественной поддержке? Просто из-за экономического расчета со стороны владельцев? Хотя причин много, вот три самые важные:

Правда утратила свою значимость.

Для начала, правда, похоже, едва ли играет роль в этой предвыборной кампании. Например, кандидат в вице-президенты от Республиканской партии Джей Ди Вэнс защищает утверждение Трампа о том, что мигранты едят собак и кошек, утверждая, что правда не имеет решающего значения для разоблачения правонарушений. Хотя основные национальные телеканалы продолжают стремиться предоставлять основанные на фактах репортажи, социальные сети и региональные ток-шоу разрушают все барьеры. Безаппляционные суждения востребованы — а ложь часто ещё больше. Правда утратила свою значимость.

Во-вторых, в отличие от Харрис, Трамп был известной фигурой в США на протяжении десятилетий. Он уже попадал в заголовки газет ещё в 1980-х годах, когда бросил вызов популярному мэру-демократу Эду Коху. Нью-йоркская таблоидная пресса ценила экстравертированного и воинственного бизнесмена, который всегда поднимался, потерпев поражение. Эта смесь стойкости и открытости высоко ценится в США. Его телешоу The Apprentice, которое транслировалось по всей стране с 2004 по 2017 год, сделало его таким же знаменитым, как Микки Маус. С другой стороны, то, что отстаивает Харрис, гораздо менее известно многим американцам.

Одной из причин этого является то, что Харрис не вела свою собственную предвыборную кампанию, а должна была — и, по-видимому, хотела — занять пост вместо стареющего президента, запрыгув на него с поста вице-президента. Внутрипартийная избирательная кампания считалась слишком рискованной для демократов летом, так близко к выборам. С другой стороны, Харрис показалась многим довольно бледной в её нынешнем сроке на посту вице-президента. Кроме того, она, похоже, прошла через три политических фазы: прогрессивную линию, которую она отстаивала в президентской избирательной кампании 2019 года, но которая явно провалилась; вторую роль как преданного сторонника Байдена; и теперь третью, в которой она пытается дистанцироваться от Байдена и (в возрасте 60 лет) олицетворять новый старт в качестве более молодой альтернативы 77-летнему Трампу.

Трамп уже несколько десятилетий является известной фигурой в США.

Харрис удалось сократить прежнее преимущество Трампа над Байденом — выдающееся достижение, особенно для небелой женщины. Её успех совсем не очевиден и был встречен критикой со стороны некоторых мужчин, особенно как афроамериканцев, так и латиноамериканцев. Эти оговорки часто, кажется, перевешивают расистские высказывания Трампа именно в адрес этих групп населения. Также вероятно, что это способствует тому, что рейтинги опросов сейчас стагнируют.

В-третьих, важные группы избирателей, которые традиционно поддерживали демократов, всё больше сомневаются в их партии и более склонны голосовать за Трампа. К ним относятся технологические миллиардеры из Калифорнии — прежде всего Илон Маск — которые открыто финансируют кампанию Трампа. Они даже смогли выдвинуть одного из своих, Джей Ди Вэнса, кандидатом в вице-президенты. Аналогичным образом, афроамериканцы, латиноамериканцы и рабочие, даже те, кто состоит в профсоюзах, всё больше проявляют симпатию к Трампу. Многие мужчины из этих групп особенно тянутся к «ветерану тестостерона» Трампу. Несмотря на прорабочую и инклюзивную политику администрации Байдена и личную поддержку Байденом бастующих профсоюзных активистов в автомобильной промышленности, многие ждут от демократов всё меньше.

У многих избирателей Трампа сложилось впечатление, что демократы в первую очередь представляют интересы городской элиты, уделяя мало внимания работающему среднему и низшему классам и игнорируя их проблемы. Это чувство восходит к президентству Билла Клинтона, когда интересы акционеров были в центре внимания по сравнению с интересами наёмных работников. Однако растущий разрыв между ростом производительности и стагнацией заработной платы уходит ещё дальше, к президентству республиканца Рональда Рейгана. Прогрессивные экономисты связывают это развитие с растущей мощью компаний и снижением влияния профсоюзов.

У многих избирателей Трампа сложилось впечатление, что демократы в первую очередь представляют интересы городской элиты, уделяя мало внимания работающему среднему и низшему классам.

На самом деле, США находятся в превосходном экономическом положении. Они генерируют половину общего ВВП стран G7, привлекают большую долю мировых прямых инвестиций и гораздо больше привержены новым технологиям, чем ЕС. (Автор умалчивает, почему это стало возможным: из-за испирирование противостояния своих конкурентов — евростран с Россией, начиная с 14-го, а особенно с 22-го года. — Прим. А.Ж.) С 2020 года страна зафиксировала экономический рост около 10 процентов — цифры, которые почти невообразимы в Германии и других странах ЕС. Тем не менее, молодые люди особенно разочарованы, поскольку они все больше чувствуют, что «американская мечта» находится под угрозой.

Особенно страдает молодое поколение 17-18-летних. Согласно недавней статье в The Atlantic, только 27 процентов по-прежнему считают, что американская политическая система является ведущей в мире — в начале 1980-х годов этот показатель составлял около 70 процентов. Трое из четырёх представителей поколения Z (родившихся между 1995 и 2012 годами) считают, что срочно необходимы далеко идущие реформы политической системы, а две трети не считают, что США — справедливое общество.

Однако в избирательной кампании нет места для двух партий и их ведущих кандидатов, чтобы предложить фундаментальные ответы на эти социально-политические вызовы, такие как потеря доверия к демократии и социальная несправедливость. В то же время не видны даже контуры возможных решений. Трамп опирается на политику, которая прославляет прошлое, но вряд ли осуществима для сегодняшней Америки. Харрис, по крайней мере, делает попытку и обещает смягчить симптомы социальной несправедливости, но не называет её причин. Это оставляет впечатление беспомощности, особенно среди колеблющихся избирателей. Для некоторых из них кажется совершенно неважным, что программа Heritage Foundation 2025, которая тесно связана с Трампом, опасна, поскольку ставит под сомнение демократическое разделение властей в пользу суперпрезидента. Большинство, скорее всего, всё равно не прочитает её, в то время как другие будут утверждать, что необходимы радикальные перемены, чтобы вернуть США на правильный путь.

Несмотря на кажущуюся тупиковой ситуацию, которая, вероятно, разрешится только победой одной стороны и поражением другой в дни после выборов, возможна явная победа обеих сторон. Несколько тысяч голосов в семи спорных штатах: Аризоне, Джорджии, Мичигане, Неваде, Северной Каролине, Пенсильвании и Висконсине — могут привести к однозначному результату, который не отражает разногласий в стране по поводу её будущего.

© Перевод с английского Александра Жабского.

Оригинал.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!