Нововведения Петра I коснулись всех сфер в государстве, и градостроительная деятельность не стала исключением. И города Пётр возводить приказывал, и Канцелярию от строений он создал, и говорят, Санкт-Петербург лично чертил. Есть легенда, что сам Пётр Алексеевич велел строить центр на Васильевском острове с домами, как в Венеции и сам расчертил линиями план. А в одном месте у него будто бы линейка сдвинулась, и линия пошла вкось. Разумеется, никто царю перечить не стал, так и возникла Косая линия. Разумеется, это лишь миф - на самом деле своё название улица получила 100 лет спустя — в начале XIX века. Но, как говорится - "Сказка ложь, да в ней намёк". Рассмотрим некоторые мифы о том, как строилась Северная столица.
Правда ли, что Пётр I сам выступил архитектором Санкт-Петербурга?
Совершенно точно, что Пётр был крайне заинтересован в строительстве города на Неве, а потому лично всё контролировал, но вот компетенциями архитектора или проектировщика Пётр не обладал. Но за строительство города очень радел.
Трехлучевая планировочная система Петербурга наследовала прием пространственной композиции классицизма, возникший в Италии в XVI в. и примененный при создании Версаля в эпоху Людовика XIV.
В 1712 г. Петербург стал столицей государства. Были созданы величественные ансамбли императорских дворцов и загородных резиденций. По проектам русских архитекторов в первые десятилетия XVIII в. были построены здания "двенадцати коллегий", Кунсткамеры - колыбели русской науки, где впоследствии работал М.В. Ломоносов, и Летнего дворца Петра I. В формировании новой столицы особое значение имела объемно-пространственная композиция, которая создавала основные общественные пространства, главные здания - доминанты. В основу композиции были положены следующие принципы:
- высотные доминанты;
- основные здания на больших расстояниях;
- линейные группы зданий и формирование фронта застройки.
Создавался крупный масштаб города согласно обширным пространствам Невы, если необходимо было изолировать от улицы функциональные процессы, то кварталы Петербурга организовывались как дворы. Дворы образовывали линейные корпуса по периметру участка, они были замкнуты полностью или частично. По этой системе формировались производственные объекты, склады, конюшни, которые размещались вперемежку с жилыми кварталами и административными зданиями. Наиболее крупные и ранние из таких объектов - лесной склад "Новая Голландия", Литейный двор, Арсенал, Конюшенный двор. Яркий пример - петербургская Адмиралтейская верфь. Промышленный объект стал центром города и превратился в парадный ансамбль. Внутри п-образного корпуса, раскрытого к Неве, размещались доки и эллинги. Уже с 1705 г. над въездными воротами была воздвигнута башня, увенчанная шпилем, и Адмиралтейство стало центром композиции города.
Правда ли, что при Петре каменное строительство было разрешено только в Cанкт-Петербурге?
Формально, да. В 1714 году Петр I издал Указ о запрете каменного строительства. Согласно документу, возведение исключительно каменных «образцовых домов» было возможно только в Санкт-Петербурге. Таким образом император хотел завлечь каменщиков России и ускорить строительство города, а также повысить его стандарты до уровня Европы. Но прогнозы царя (на тот момент) не сбылись, массового притока рабочей силы не случилось. Век каменщика на пронизывающих невских ветрах был очень недолог, и немногие стремились принять участие в грандиозной стройке. Тогда царь распорядился, чтобы людей, способных к строительству каменных сооружений, свозили в Северную столицу фактически силой.
На деле Пётр не раз нарушал собственный Указ. Например, в 1706-1719 годах лично участвовал в строительстве Воскресенского войскового собора на Дону, или с его одобрения в самый разгар запрета было сделано исключение для Москвы, - на Крутицком подворье в 1719 году возвели Набережную палату как завершающий элемент величественного памятника Московского барокко.
Смотрели на Указ сквозь пальцы и некоторые градоначальники. Так были построены Церковь Знамения в Дубровицах под Подольском, храм Рождества Богородицы в селе Подмоклово близ Серпухова и многие другие каменные сооружения того времени (можно заметить, что строились каменными преимущественно "духовные" здания). Некоторые отступившие, впрочем, за наглость поплатись. Так, например, первый губернатор Сибири – Матвей Гагарин, удерживал при себе для строительства кремлевских стен, храмов и прочих строений гениального мастера Семена Ремезова, автора знаменитой «Чертежной книги Сибири», и наладил целый поток даров в Санкт-Петербург, чтобы укрыть свои действия от царя. Но в итоге слухи о масштабных хищениях дошли до Петра, и казнокрад был повешен.
Правда ли, что Петербург начали строить с русской избы?
Опять таки, это правда лишь отчасти. Первоначально в Петербурге появилась петропавловская крепость, её укрепления первоначально выполнены в бревенчато-земляных конструкциях. Причём крепость появилась ещё тогда, когда было неясно, останется это территория за русскими войсками, или её отвоюют шведы. А вот та самая русская изба - это дворец Петра I. Его построили по старинным русским образцам - на две светлицы, соединенные между собой сенями. Бревна снаружи обтесали, сделали плоскими, окрасили масляной краской и расписали под кирпич. Окна прорубили широкие, по голландскому образцу.
Дворцом Петр называл домик именно с расчетом на будущее, потому что город должен был расти, прирастать дворцами настоящими. Петр жил в нем пять лет, пока строился Летний дворец. Здесь уточнялись и рождались планы города, планировка Летнего сада.
Назревает вопрос, почему же русская изба кирпичная? А всё потому, что вокруг Петропавловской крепости спешно велась застройка, возводились деревянные и мазанковые дома, на фасадах которых, как и на домике Петра, имитировалась кирпичная кладка. По замыслу, это придавало Петербургу вид каменного города.