Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Психолог в социальных сетях

Из обучения Юнгианскому анализу: «большой вопрос полезно ли социальное присутствие терапевта в интернете для клиента?! Ответ: - «нет, так как клиенту будет очень сложно спроецировать материал своей жизни в пространстве терапии.»

Хороший вопрос коллеги, обсуждение которого мы продолжили потом небольшим кулуарным кругом, но давайте и мы с вами поговорим более открыто. Как вы относитесь к данному вопросу? Что по своему присутствию в социальных сетях, ведению каналов думаете?

На обучении ответили: «можно вести профессиональный канал, но не личный». Опять же ответ такой же: - «клиенту будет сложно, анализ легче не пойдёт». Основная идея в том же, что клиент не сможет спроецировать свою жизнь в пространстве терапии.

Но так ли это? Пока для меня ответ нет, это не так. Присутствие терапевта в социальном пространстве может даже более спровоцировать раскрытие клиента в терапии. При изначально созданных условиях, где клиент может открыто говорить о своих чувствах и переживаниях относительно всего, что его беспокоит.

Да, можно сказать, что клиент будет говорить про жизнь терапевта от которой отталкивается, а не о своей. Но так ли и это? Вы думаю, уже знаете ответ, что нет. Он будет говорить исключительно о беспокоящих его переживаниях и моментах. Психолог, в ответ, может использовать эти моменты в работе, трезво оценивая и понимая ,что с ним внутри и каково его отношение к ситуации с клиентом. Для этого придётся отойти от позиции человека который постил материалы в сети, чат, блог и встать на позицию аналитика и относительно собственной личности, т е быть способным вынесенный материал собственной жизни использовать в терапии клиента.

При этом поднимаются следующие вопросы: возможно ли и/или насколько вы перегружаете клиентов своей жизнью? Остаётся ли место жизни клиентов? Сработает ли перенос и развитие паттернов отношений?

Я уверена, ещё раз, что сработает, так как это встроенная базовая настройка личности. (Способность устанавливать, поддерживать и развивать отношения. А воссоздаём мы их тем самым привычным нам способом которому обучены.) Вот к примеру родился ребёнок в семье интеллигентных, высоко образованных родителей, которые как Л.Н. Толстой у своих героев отражает, развивают у него тонкую душевную организацию, раскрывая все оттенки чувств и переживаний, давая академическую «подложку» кругозора ежедневно за счёт полученного качественного образования.

Будет ли такой клиент на выходе иметь меньше психологических проблем? Не сможет ли он осуществить перенос на другого объектных отношений (паттерны отношений) в семье? Сможет, и у него будет для психолога преимущество. Он априори и богаче может говорить о своих переживаниях, тонких нюансах жизни, возможно даже более будет заинтересован и погружён в жизнь собственную, чем другого, но это абсолютно как вы сами, сейчас рассуждаете не точно! Потому как от чего это все зависит? Правильно, от большого личностного контекста: погружён ли человек в себя или другого, какой тип привязанности у него, какие защиты, как он и сколько говорит и не говорит о себе и каким образом. Все перечисленное и много большее не перечисленное, будет складывать контекст объектных отношений его собственной семьи. Контекст жизни терапевта может, как раз, спровоцировать те самые аспекты отношений. Помочь проявиться паттернам в общем поле и задача терапевта - увидеть это разыгрывание. Классика работы разных школ: через сны, бытие «пустым экраном», теорию прерывания контакта, можно через ТА, как угодно. На то оно и классическое обучение в методе, но оно постоянно бьется с реальностью жизни, при столкновении с которой терапевты и теряются, не понимают что и как делать и куда идти, хватаясь за метод как за спасительную соломинку.

Терапевтическая задача крайне проста и сложна одновременно - увидеть паттерн и быть способным человеку помочь его трансформировать. Все.

Что я думаю о социальном пространстве? В начале работы присутствие в социальных сетях может конечно сильно фрустрировать самого психолога прежде чем клиента. Слишком много неизвестности и фрустрации, мало осознанности и понимания в принципе о работе. А тут ещё клиент тычет: - «Я вот, видел как вы вчера свой вкусный завтрак ели, а я вам последние три рубля на сессию принёс. Дайте скидку! Ни стыда ни совести у вас нет, ни сострадания к бедному человеку». Или наоборот, если клиент попадает в поле зрения терапевта, т е клиент на него подписан и вещает как плоха его жизнь, а в сетях распивает кристалл ежедневно в редиссон, а за сессии уже месяц как не платит. Вот вам и моменты конфронтации. И как с ними обходиться? Например в начале терапии малоопытному терапевту?

Ответ. Обычно рекомендуют отписываться от клиентов, не подписываться, не смотреть, ничего не показывать, но согласитесь, тогда лучше бы и про работу так же не писать, так как все, что мы делаем, пишем, говорим, так или иначе будет отражать наш личностный материал и что будем с ним делать? Как опять же охранять собственную личность, в первую очередь от перегрузки чужими переживаниями? Это вот тот самый вопрос который маркетологи часто не учитывают и начинающие коллеги так же. Припрячем всего себя под ковёр? Выкинем реальность за окно? Каковы ваши рассуждения по данной теме? Как по мне, в начале становления практики и себя как терапевта думаю рекомендации писать по минимуму годные.

А далее, спросите себя, что лучше/продуктивнее/полезнее/бесполезнее…..: ждать подходящего момента и надеяться на окружение в помощи; терпеть до подходящего момента; использовать возможности имеющиеся и их реализовывать; создавать предпосылки ситуации для проявления способностей и возможностей к их реализации?

На самом деле помехой терапии может быть все как и ее помощью. Но это уже про искусство терапии, диагности личности и личностного потенциала. А к искусству в практике нас движет интерес к профессии, любовь к делу и людям и постоянное саморазвитие, совершенствование навыков в терапии, супервизии…

Автор: Негуляева Елена Юрьевна
Психолог, Супервизор, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru