Нет, вы сейчас не ослышались, это не опечатка. Хотя сразу, разумеется, нужно уточнить: так себя вели не все монархисты.
Тем не менее, нашлись люди консервативно-монархических взглядов, которые, по разным причинам, выдавали большевикам комплименты и встречали Октябрь если не позитивно, то с определенным удовлетворением.
Как такое может быть? Сейчас попробуем разобраться.
Одной из основных причин была усталость "правого фланга" от нерешительности Временного правительства и эсеров-меньшевиков.
Другая причина заключалась в надежде на то, что приход к власти большевиков знаменует собой "финальную стадию революционного процесса". После которой на смену большевикам придет какой-нибудь "местный Бонапарт". А там, глядишь, и монархия потихоньку возродится.
Третьи монархисты воспринимали большевизм как своего рода наказание за политику предыдущих властей, руководствовались известным тезисом «всякая власть от бога».
Четвертые — просто видели в них силу и способность что-то делать, пусть специфическими методами, но всё же.
Известный лингвист и по совместительству черносотенец (один из заметных деятелей Союза русского народа) Алексей Иванович Соболевский в конце концов пошел... голосовать за большевиков! На выборах в Учредительное собрание.
«Я голосую за список большевиков (они теперь моя пассия), веду за собой сестру и братьев и убеждаю знакомых...» (с) А. А. Иванов. Консервативные партии. / Российская революция 1917 года: власть, общество, культура. Том 1.
Свое решение он объяснял другому черносотенцу Б. В. Никольскому так: большевики «уж больно здорово расправляются с либеральной слякотью».
Забегая вперед, А. И. Соболевский будет продолжать работать при советской власти и умрет своей смертью в 1929 году. А вот Борис Владимирович Никольский будет расстрелян в 1919 году, его подозревали в шпионаже.
Но незадолго до своего конца сам Б. В. Никольский тоже фактически поддержал большевиков, призвав не выступать против новой власти, так как коммунисты-ленинцы не хуже «кадетов, эсеров, октябристов, Штюрмеров и Протопоповых».
Б. В. Никольский в письме к другу, поэту-монархисту Б. А. Садовскому, называл большевиков «верными исполнителями исторической неизбежности». На мой взгляд, очень любопытная характеристика. Никольского, в общем, жаль, высока вероятность того, что попал он «под горячую руку» в обстановке кульминации «большой» Гражданской войны.
А вот тот самый поэт-монархист Борис Александрович Садовской остался в Советской России и дожил до 1952 года (поэт не мог ходить, но творчество его по большей части оставалось ярко-консервативно-монархическим, разумеется, не публиковалось в советской печати).
Прямо-таки восхваляла большевиков правая газета «Гроза», её известный автор Николай Николаевич Жеденов в свое время стал одним из организаторов Союза русского народа.
«Порядок в Петрограде за 8 дней правления большевиков прекрасный: ни грабежей, ни насилий...»
Н. Н. Жеденов в ноябре 1917 года писал, что большевикам противостоят лишь немногие помещики, купцы и генералы, а ещё... кхм, евреи. Да-да, евреи против большевиков. На самом деле, таких было немало, учитывая количество евреев в среде тех же эсеров.
Н. Н. Жеденов тоже остался в Советской России, умер своей смертью в 1933 году.
Известные монархисты Н. Е. Марков и Ф. В. Винберг большевиков особо не хвалили, но ставили их выше «либерально-демократической накипи».
Как здесь не вспомнить, что Верховный всея белого движения А. В. Колчак ставил большевикам «в плюс» разгон Учредительного собрания.
Надо сказать, что черносотенцы никогда не обладали реальным политическим весом, являясь лишь «вспомогательным подспорьем» для царской власти.
1917 год они встретили предельно расколотые и лишенные авторитета в народных массах.
Плюс они ещё в период Февраля оказались «за бортом революции», за исключением удачливых-прытких типа В. В. Шульгина (сей деятель разбирал большевиков ещё интереснее, о чем стоит написать отдельно).
Кстати, в период Гражданской войны имела определенную популярность теория «союза большевиков и черносотенцев», использовавшаяся в том числе и белыми.
Потом её повторяли неоднократно, как и теорию о том, что «Октябрьскую революцию организовали офицеры Генштаба».
Современные исследователи всё это считают, в лучшем случае, натягиванием совы на глобус. Я, в общем, с такой позицией солидарен.
Хотя большевики использовали военспецов и даже бывших правых, не генералы и не черносотенцы являлись движущей силой новой власти.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем RUTUBE канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!