Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Треугольник Карпмана в детско-родительских отношениях. Как вовремя и правильно выйти?

Уважаемые читатели! Задумывались ли вы, отчего практически всякий взрослый, вспоминая детские годы, наталкивается на личный, собственный счёт накопленных претензий к родителям?

А дело в том, что родители (в контексте треугольника Карпмана) по прямому социальному назначению те самые законные "контролёры", которым общество просто-таки вменяет (предписывает) ответственность за малую и слабую "жертву".

Кстати, лично я, объясняя клиентам алгоритмы созависимых треугольников, прибегаю к аналогиям: "Контролёр" - "Родитель", "Жертва" - "Ребёнок" в аллегорическом, сравнительном смысле. А в прямом контексте - тем более!

Итак, родитель по долгу своего положения должен ввести растущего человека в будущую взрослую жизнь. Согласны? Это его обязанность!

А можно ли обучить человека жизни...

1. не наставляя,

2. не требуя,

3. без дисциплины, оценок и наказаний?

Ответ на поверхности: без перечисленного нельзя!

Но ведь любое давление воспринимается другим, как агрессия - подумайте, верно?

Вот и копятся детские претензии и обиды... Почти что в обязательном случае! При том, что на первых этапах жизни без надзора и научения просто не обойтись!

Так что часть претензий к родителям носит чисто экзистенциальный характер и не слишком-то справедлива!

Тут уместно вспомнить о следующем: созависимость в цивилизованном, зрелом обществе оправдана (и даже необходима!) в трёх объективных случаях:

1. в ситуации реального детства,

2. пожилой немощи и

3. инвалидности кого-то из близких.

Во всех других случаях она не только не уместна, но разрушительна, так как закрепляет за личностью инфантильность, инвалидизируя человека!

Скажите, как иначе именуется треугольник Карпмана? Треугольник Несчастья - помните? Почему? Да, потому что...

Всякая власть является насилием над людьми - Иешуа / Булгаков "Мастер и Маргарита".
-2

Вот такой неоднозначный психологический треугольник. Изначально обоснованный, а дальше - очень опасный!

Что же делать с обоснованностью порядка детско-родительского начала?

Как не застрять в созависимых алгоритмах, не создавая несчастливых будущих схем своим взрослеющим детям?

Эта задача (как и научение в своё время) в компетенции конкретных родителей - помочь ребёнку повторно, на этот раз - психологически родиться в самостоятельную, взрослую личность, способную справляться не с поддержкой кого-то сильного, а с опорой на собственные ресурсы.

Как же это сделать?

С постепенным выходом из созависимых алгоритмов на новый уровень взаимодействия с подрастающим/подросшим ребёнком, апеллируя к состоятельности взрослеющего дитя, к его МОГУчей личной позиции - посредством уважительного доверия и всё бОльшего равновесия.

И это не про ослабление заботы к ребёнку, а о новой, зрелой любви к равному себе человеку. А ещё - о лучшей путёвки в жизнь - с верой в потенциал взрослеющей личности.

В противном случае (повторюсь!) мы вырастим инфантила, инвалидизируя МОГУчего человека. Первую часть слова я не случайно выделила курсивом: сильный человек исходит именно из этой позиции: у меня получится, я МОГУ!

Кстати, приятным дополнительным бонусом для родителя в этом случае (помимо состоятельности дитя) станет иссякающий список застарелых, детских обид его взрослеющего ребёнка. Почему? Да, всё по той же причине - ослаблению жертвенной позиции в человеке: ведь обвиняет и жалуется исключительно наша "жертва", внутренний же взрослый - ЦЕНИТ, ЗНАЕТ, БЛАГОДАРИТ!

P.S. Как-нибудь я непременно продолжу тему, в связи с её актуальностью.

Автор: Алёна Блищенко
Психолог, Супервизор, Клинический психолог КПТ-терапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru