Прежде чем пуститься в путь, в путешествие, в тайгу в ноябре, необходимо крепко задуматься - для чего вам собственно нужна эта поездка. Какой есть великий смысл или высокая цель? Поскольку путешествовать по тайге вообще не так-то уж и просто. А в ноябре при пониженных температурах и того сложнее. Поэтому если есть возможность не поехать, лучше остаться дома. А уж если поехали, то не обессудьте и будьте готовы к неожиданным трудностям и непредвиденным обстоятельствам.
К чему в первую очередь нужно быть готовыми.
1.Температура может опускаться гораздо ниже, чем вы предполагали и планировали. Особенно в ночные и ранне утренние часы. Спать в такую погоду в салоне автомобиля более-менее комфортно при наличии теплых спальников, одеял.
В крайнем случае можно прогреть двигатель. Пока он тоже не замерз! Хи-хи-хи! А то ж возможно и такое!
Наш рыбак опробовал балаклаву для ночного сна. Говорит, удобно и тепло.
Под спальниками целесообразно использовать флисовые пледы, теплые, мягкие и пушистые. Индивидуально по два на человека. Один вниз вместо простынки, другой наверх в качестве теплой прослойки между обнаженным телом и спальником. Использовать постельное белье, даже хлопчатобумажное или махровое, не рекомендуется. На сильном морозе любое постельное белье холодит. А вот флисовые пледы сразу же дарят нежное тепло.
Спать лучше в нижнем белье, раздеваясь практически до нага. Уж поверьте моему многолетнему опыту, что спать без термобелья и всяких других утепляющих одежек, просто завернувшись в флисовые пледы, удобнее, комфортнее и теплее. Главное, чтобы вы были полностью сепарированы от своего спутника индивидуальными пледами. Защищая друг друга от своих же неловких движений. То есть при изменении положения тела во сне, ваш спутник не должен раскрывать вас, а вы его. Нужно полностью исключить доступ морозного воздуха внутрь созданного вами теплого кокона.
Отгородиться от спутника и внешнего мира мягкими пледами очень важно, поскольку всю ночь по салону автомобиля курсируют вдоль и поперек четверо мохнатых пассажиров в поисках удобного местоположения для сна. И если у вас с вашим спутником единое одеяло, то эти непоседливые питомцы по-любому стянут с вас теплое покрывало, укладываясь в самое удобное для них место - ложбинку между вами. И вы во сне окажетесь наполовину открыты самому свежему морозцу. А поскольку вы еще и побоитесь разбудить только что угомонившихся любимцев, то лежать в темноте в таком полураскрытом состоянии придется очень долго. Так что уж лучше оставить для них доступную тропинку, свободный зазор в середине автомобильного салона между вами и вашим спутником. Пусть песики беспрепятственно там шастают, не стягивая с вас одеяла. Тем более, что вы, просыпаясь и ворочаясь, этих мохнатых пассажиров постоянно пытаетесь укрыть вашим же спальником, защитить от холода. И ваши усилия даже могут увенчаться успехом. Ровно на тридцать секунд. После которых броуново движение песиков продолжится до самого утра.
Что самое неприятное, так это ночью выходить из машины в туалет самим и прогуливать пацанов. Холодно. Темно. Страшно. Ух! Жуть! Хочется быстро-быстро вернуться в машину, хлопнуть дверью и так же быстренько закрыться на замок. Чтобы вновь почувствовать себя хоть в какой-то безопасности.
2.Утренний чай тоже весьма проблематичен, поскольку газовые баллоны замерзают даже при использовании газовой печи в салоне автомобиля. Приходится принудительно разогревать и чередовать использование баллонов через весьма короткие промежутки времени. Минута-полторы, не больше! И баллон замерзает! Приходится менять на подогретый. Злишься и раздражаешься, притопывая по снежку подмерзающими ногами около двери автомобиля, меняешь баллоны, засовывая застывший себе под куртку, и следишь за песиками, не замерзли ли. Не дрожат ли, не просятся ли в машину.
Подборочка по теме.
3.Кормить и поить собачек на улице тоже уже нет возможности. Вода в мисочке застывает в течение нескольких минут. А при неловком или игривом отношении щенков к еде, кутенок может случайно прикоснуться язычком жестяной мисочки и получить термический ожог, а то и повредить поверхность язычка. Если кормить на улице, то только из пластиковых мисочек. Хотя,
4.Все предметы -пакеты, тазы, мисочки, и т.д.- выставляемые из автомобиля на заснеженную поверхность для наведения порядка, тут же, просто мгновенно, примерзают к земле. Чтобы опять поместить вещи внутрь салона, требуется предварительная тщательная очистка. Ножом. Или руками. Так что желательно ничего на землю не ставить! Или же использовать тент, клеенку, предварительно расстилая на земле для временного нахождения вещей на улице.
5.Застывают батарейки в фотоаппарате. Быстро садится заряд телефона. Всего несколько кадров и все! Заснять что-то интересненькое просто не успеваешь. Глубоко вздыхаешь, сдерживая рвущиеся наружу эмоции, и довольствуешься хотя бы тем, что успел сделать. Пока пальцы совсем не застыли на ветру, поскольку в перчатках держать телефон неудобно.
6.Самому на улице долго находиться тоже некомфортно. Скоренько прогулялся вместе с пацанами до ближайших кустиков и желательно сразу же вернуться в прогретый салон автомобиля.
Конечно, я предполагала нечто подобное, поскольку опыт такого экстремального отдыха у нас уже был. Несколько лет назад на Обильной. В октябре. Правда, там был мороз посильнее и ветер настолько невыносимый, что из машины вообще выходить не хотелось.
7.И при таких условиях рыбак еще и рыбачит! Стоя по пояс в ледяной воде в своих резиновых рыбацких ползунках. Ну, правда! Рыбацкий костюм, ну, очень напоминает детские ползунки!
Рыбачить в таких условиях тоже не просто. На леску намерзают капельки воды, поплавок превращается в огромный кусок льда, Да и катушка тоже замерзает. А когда рыбак выходит на берег, то резиновые штанины сплошь покрыты слоем льда. Снимать рыбу с крючка мокрыми пальцами- то еще удовольствие. Но самое проблематичное - это почистить пойманную рыбу в ледяной воде при сильном ветре.
Ну, и как вы думаете? Стоит ли это удовольствие таких страданий? Для чего все это? Из-за чего? Из-за двух-трех, ну, четырех, десятков килограммов свежей рыбы? Какое-такое может быть удовольствие - рыбачить при таких погодных условиях? А ведь испытывает же рыбак несказанное удовольствие! И радуется каждой пойманной рыбке! Улыбаясь и подробно рассказывая, как он эту рыбку ловил. И приходится нам терпеть неудобства, искренне надеясь, что придет тот час, когда он устанет бороться с холодом в ледяной Кеме. В постепенно затягивающейся льдом воде.
Подборочка по теме
А, и правда, зачем мы это делаем? Какая сила гонит нас в тайгу, на наши любимые реки в любое время года? Что за необходимость? Что за потребность? Помните, как один из героев говорил в одном из моих любимых фильмов:
-Что ж тебе, человек, дома-то не сидится? Зачем по земле бродишь?
Вот именно! Потребность! Вновь и вновь возвращаться туда, где нам хорошо. Где мы чувствуем себя дома. Даже несмотря на ветер и мороз! Отрываясь от насущных бытовых проблем и нерешенных жизненных вопросов. Хоть на неделю чувствуя себя свободными счастливыми людьми.
Но самое приятное, это, конечно, после всех мытарств в тайге опять вернуться к себе домой. В цивилизацию. И понять, как у тебя дома хорошо! Электричество! Горячая вода!! Телевизор! Печка топится! А эти простые привычные удобства можно осознать и оценить только тогда, когда есть с чем сравнить.
И еще одно! Возвращаясь с Севера, ты в очередной раз понимаешь, что вернулся из зимы в лето. А то как же? Минус 12 на Кеме и плюс 10 во Владивостоке! Значительная разница, правда? Красота! И мы отдыхаем дома в тепле и комфорте, нежась в привычных условиях цивилизации. Чтобы вновь, через две-три недели попытать счастья на Севере. В тайге. На любимых реках...