От редакции: привет! Вы в блоге «Чертовски никита», где chertovsky иногда пишет про игры и кино. Подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить новые тексты.
«Субстанция» – провокационный, дерзкий и шокирующе откровенный фильм француженки Корали Фаржа, рассказывающий об угасающей звезде шоу-бизнеса с собственной фитнес-телепередачей и запыленной статуэткой за кинозаслуги прошлого. Та решается на радикальные эксперименты с собственным телом ради возвращения бывалой молодости – рожая своего сексуального двойника.
Этот феминистический боди-хоррор вызывает двойственные чувства: он одновременно отталкивает своей жестокостью и завораживает на игре мерзких контрастов. Там, где вы увидели вымазанную в масле попу Маргарет Куолли, следующей склейкой будет висящая и с растяжками грудь Деми Мур – должно быть, накладная.
Фильм же в целом воспринимается как ее личная исповедь. Мур в главной роли полностью раскрывается в этой истории, словно обнажая не только персонажа, но и часть своей собственной жизни: публичное забвение, коммерческие провалы, неустойчивые отношения и неудачная пластика – много схожести с экранной Элизабет Спаркл. Неизвестно, сколько голливудских актрис эпохи девяностых-нулевых отказали Фаржа, но смелость Деми Мур в этой роли возможно соизмерить лишь грядущим наградным сезоном. Впрочем, для актрисы это уже привычное дело: она на позднем сроке беременности фотографировалась голой для журнала Vanity Fair, рассказывала в мемуарах о домогательствах и стала самой высокооплачиваемой актрисой в 1996-м, запросив 12,5 миллионов долларов за роль в фильме «Стриптиз» – подобные гонорары до этого получали лишь мужчины.
И вот та снова заявляет о себе, как о готовой ко внутренним и телесным переменам – впервые со своих обритых и изнуренных солдатскими тренировками времен «Солдата Джейн».
В списке ниже – подборка фильмов, не только стилистически приближенных к «Субстанции», но и повлиявших на режиссерский почерк ее создательницы. А еще это повод чуть копнуть в поджанр боди-хоррора.
«Неоновый демон», 2016
Николаса Виндинга Рефна в первую очередь знают по «Драйву». А следом вспоминают «Неоновый демон». Фильм рассказывает о юной героине с нежным лицом Джесси (Эль Фаннинг), которая стремится стать частью модельной индустрии в самой ее цитадели, Лос-Анджелесе; а может и вовсе покорить ее – ведь Джесси знает, что за ее красоту соперницы по подиуму и циклораме способны жадно убить.
Психологический триллер про темную изнанку высокой моды, потерю восприятия реальности ради величия и готовность пойти на все для осуществления славы – кто-то способен перейти даже черту человечности. Неудивительно, что троп о пагубном влиянии машины шоу-биза на женское ощущение собственной идентичности всплывает и в «Субстанции».
В отличие от судьбы Райана Гослинга, к истории Джесси остается меньше вопросов, но множество – к произошедшему на экране ранее. Например, к нежданному Киану Ривзу, чей персонаж заправляет мотелем с пумой и снится героине в эротичных снах с ножом.
Ну, а кому не снится?
Каннский приз за лучшего композитора для Клиффа Мартинеса – ответственного и за музыкальную составляющую в злоключениях молчаливого водителя; стильному кино – стильный саундтрек.
«Муха», 1986
Естественно, без основоположника поджанра про физиологические метаморфозы тела здесь не обойдется, ведь «Муха» Дэвида Кроненберга – иконический фильм, запустивший тенденцию на подобное кино. Чета Кроненбергов сами по себе трендсеттеры боди-хоррора – от самого Дэвида с россыпью жанровых картин и его сестры Дениз, художницы по костюмам («Муха», «Мертвая тишина», «Обитель зла в 3D»), до сына-режиссера Брэндона («Бескрайний бассейн»).
Пьяный ученый Сет Брандл случайно скрестил себя с обыкновенной комнатой мухой, когда тестировал изобретение по телепортации – так запустил процесс внутренних и внешних трансформаций. Джефф Голдблюм под грудой практических эффектов и грима образца киноиндустрии 80-х – достойное по впечатляющей зрителя мерзости зрелище, оставившее в истории след в том числе премиями «Оскар» и «Сатурн». Вольный ремейк одноименного фильма 1958-го.
Неудивительно, зачем Корали Фаржа – идейная наследница Кроненберга и создательница «Субстанции» – поместила в одной из вступительных сцен своего фильма муху в бокал розового вина Деми Мур, пока выпученный перед объективом Деннис Куэйд чавкал креветками.
«Титан», 2021
Феминистический боди-хоррор от авторки «Сырого» – каннибалистической драмы о взрослении, – отхвативший девятиминутные овации на Каннском кинофестивале с «Золотой пальмовой ветвью» и даже чуть не ставший номинантом на «Оскар» от Франции.
Главная героиня, Алексия, в детстве переживает ужасную автомобильную аварию, после которой ей руками хирургов устанавливается титановая пластина в череп. С годами становится ясно, что шрам остался не только на теле, но и глубоко в душе, формируя сложную и болезненную трансформацию – прямиком после операции – с сексуальной техногенной тягой и остающимся за спиной кровавым следом от серии импульсивных убийств.
Во многом успех «Субстанции» обязан французской коллегии, ведь с показом «Титана» на Каннах стали терпимее относиться к экстриму – авторским фильмам на острие культуры, высказывающимся сквозь форму эффектных и грязных образов с порно, каннибализмом, ультранасилием.
Чем пользуется, к слову, Гаспар Ноэ – хоть и не столь радикально.
«Смерть ей к лицу», 1992
Сложно было не обратить внимание на гротескный юмор в «Субстанции» в связке с устрашающими кадрами женских деформаций – и это его роднит с оскароносной работой Роберта Земекиса («Назад в будущее», «Форрест Гамп»), в которой блистательная Мерил Стрип и Голди Хоун борются ни столько за сердце пребывающего на своем пике Брюса Уиллиса, сколько за желание остаться сногсшибательными дивами с бархатной кожей и лисьим прищуром навечно. Любой ценой.
Безупречная смесь черной комедии и сатиры, которая остается актуальной даже спустя десятилетия – из-за извечного страха перед старением и угасанием глянцевой красоты, подкрепленного мужским патриархальным давлением. Что так же является корневой идеей в конфронтации героинь Деми Мур – бывшей жены Уиллиса, кстати, и матери трех его дочерей – и Маргарет Куолли, будто салютуя соперничеству женщин из земекисовского кино.
Что там, что там – эликсир молодости с нюансом, последствия от употребления которого лишь усугубляют ситуацию. Особенно, физиологическую.
«Злое», 2021
Джеймс Ван – человек коммерческих ужасов: породил «Пилу», «Астрал» и «Заклятие», но его стриминговое «Злое» более атипично по отношению к прошлым работам.
Возможно, виной всему «Форсаж» с «Акваменом», и тот отошел к иным формам жанра.
Молодую девушку Мэдисон преследует черная фигура, терроризирующая ту видениями о жестоких убийствах и даже воплощающая их с родными героини. На удивление, «Злое» имеет ряд параллелей с заглавным фильмом этого текста: оба исследуют природу дуальности с единым сознанием внутри тела человека, а так же постепенно – чередуя омерзительные находки Вана, отсылающие как к заре боди-хоррора 80-х с их спецэффектами, так и стилю Дарио Ардженто с его узнаваемыми приемами – подводят к дикой кульминации, изобилующей фонтаном крови и крышесносными поворотами.
Крышесносными – буквально.
«Реликвия», 2020
Подобно «Субстанции», этот хоррор про увядающую семью и фамильный дом так же обращается к страху увядания, но переосмысляет его сквозь оптику подступающего старения родителей нашими глазами. Фильм поставила австралийки Натали Эрики Джеймс, недавно снявшая внезапный приквел к «Ребенку Розмари» про злосчастную квартиру 7А.
В «Реликвии» три поколения женщин вынуждены ужиться в сельском домишке под гнетом метафизического зла, посеянного в пожилом матриархе этой четы – бабушке Эдне, чья деменция проецируется странными сгустками черной плесени не только меж стен ветхого здания, но и в старческую плоть. А дочь и внучка должны присмотреть за старушкой и определить природу происходящих вокруг метаморфоз:
Это метафора на семейное заболевание, разрушающее в памяти облик любящей матери и зарисовки светлого детства? Cтрах быть покинутым из-за естественной кончины своих старших близких? Или что-то антиприродное, и сверхъестественное действительно затаилось в подполе или чердаке с гулким пристуком?
Кошмарные образы гниения и распада находятся на одном уровне с картиной Корали Фаржа, но в то время как та несколько прямолинейна в своих смыслах, «Реликвия» обволакивает иллюстрацию в более густую, таинственную атмосферу. Здесь мало что объясняется, потому львиная доля событий остается зрителю открытой для интерпретации.
Умный стык ужасов и детективной драмы, внезапно спродюсированный Джейком Джилленхолом.
«Черный лебедь», 2010
Известный триллер Даррена Аронофски о балерине Нине (Натали Портман), сходящей с ума во время постановки «Лебединого озера», удостоен престижных наград за актерскую игру в этой роли; «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA и «Сатурн» – все за «Черного лебедя».
Как и «Субстанция», во главе повествования – женская фигура, медленно расщепляющая свое «я» из-за нескончаемой жажды к совершенству. Она все больше отдается темной стороне и в конечном итоге утрачивает связь с реальностью, проживая в том числе и физические изменения – ни то психоз, ни то действительно пугающие изломы телесности, видимые лишь ей.
Аронофовски не заходит на территорию откровенного боди-хоррора, но его заигрывания с физиологическими деформациями всегда имели место в послужном списке режиссера: болезненные в своей бледности и худобе наркоманы из «Реквиема по мечте», к концовке буквально утрачивающие части себя и своего тела из-за зависимости; Микки Рурк в роли рестлера на границе пенсионного возраста и страдающий патологическим ожирением Брендон Фрейзер в «Ките».
Так что вы безусловно получите неуютные сцены с Натали Портман с ее отнюдь не чудесным преображением в лебедя; не как в сказке.
«Кинопроба», 1999
Хоть Такаси Миикэ – один из наиболее известных азиатских режиссеров на западе – давно знаком фанатам жанра, именно этот зловещий фильм 1999-го вывел его на новый уровень славы, сделав культовым режиссером неоэксплуатационного кино с непредсказуемыми, жестокими развязками.
Фильм, основанный на одноименном романе Рю Мураками, в начале разворачивает перед зрителем легкую романтическую историю вдовца Сигэхару Аоямы, который через фиктивный кастинг – кинопробу – ищет себе новую жену. Это приводит его к Асами Ямадзаки, загадочной девушке со сдержанными манерами, чья кроткая внешность скрывает что-то темное – та не имеет прошлого и живет в пустой комнате с одним лишь мешком на полу, который изредка подозрительно шевелится.
Садизм и ужас до поры скрыты в тени финала, наращивая напряжение с каждой сценой и создавая зловещий контраст между повседневной тишиной героев и жестокой кульминацией их отношений. Если вы хотите ощутить этот острый опыт в полной мере, избегайте спойлеров – в фильме достаточно травмирующих и шокирующих сцен, сохранившихся достойно и зловеще по сей день.
Одна из любимых картин Квентина Тарантино.
Что посмотреть еще: «Оборотень», 2000 – ужастик нулевых про двух готичных сестер, одна из которых медленно трансформируется в зверя. «X», 2022 – первая часть трилогии Тая Уэста про маньячную Мию Гот. «Тело Дженнифер», 2009 – Меган Фокс овладевает демоническая сущность, после чего та пожирает похотливых американских подростков. «Выжившая», 2017 – дебютный полный метр Корали Фаржа про жертву насилия, кроваво мстящую своим обидчикам в пустыне. «Бивень», 2014 – уморительно ужасное и странное кино от Кевина Смита про престарелого моряка, поехавшего рассудком на идее скрестить человека и моржа. «Побудь в моей шкуре», 2013 – Скарлетт Йохансон играет пришельца, познающего человечество через сексуальность; от режиссера «Зоны интересов». «Обрезание», 2012 – одержимая инвазивной хирургией школьница устраивает психосексуальный кровавый кошмар в оболочке арт-хауса. «Скрежет», 2021 – юная гимнастка выхаживает найденное ей загадочное яйцо, из которого вылупляется нечто; финский драматический хоррор про «Гадкого утенка» в дефективной семье.