На днях разбирали в моем телеграм-канале вот это объявление:
Вкратце я там обмолвилась о том, что в повальном репетиторском демпинге виноваты сами репетиторы. Здесь, на Дзене я решила эту мысль развить детальнее.
Да, товарищи репетиторы, если ваша ставка - выше 2000 рублей и вам сложно набрать учеников, помашите ручкой своим коллегам, которые берут за урок 500-600 рублей без предоплаты, без договора, на честном слове, еще и отработку пропущенных занятий предоставляют бесплатно.
Давайте так: смысл индивидуального образования (а репетиторство - это и есть индивидуальное образование) в его элитарности. То, что индивидуально, то, что разрабатывается под личные нужды студента не может стоить на уровне группы или даже дешевле группы. Индивидуальное обучение выстраивается не вокруг преподаваемого предмета, а вокруг особенностей студента, его целей и стремлений. Именно поэтому совокупность задач репетитора никак не может стоить ниже 1500 рублей (и это прямо критичная нижняя планка, честно говоря).
Высокая цена за услугу формирует определенный имидж и компетенцию среди адекватных репетиторов (так как в любой сфере есть и мошенники, и те, кто за миллион шляпу предлагает). За 600 рублей можно "не париться". Можно в засаленной толстовке приехать домой к ученику, опоздать на 20 минут, следующие 30 минут почиркать карандашом у него в рабочей тетради и уехать. За 600 рублей можно не думать о качественной связи при онлайн-занятиях, выходить на уроки, сидя на не заправленной постели в пижаме и, разжевывая пряник, учить, что present perfect - это про результат "налицо".
Когда твой час варьируется в пределах 400-800 рублей можно не повышать квалификацию, можно не расти профессионально, можно заниматься по распечатке 1975 года и верить, что язык не меняется, а грамматические конструкции зафиксированы на века.
За 600-800 рублей можно "забить" на индивидуальные потребности учеников, ведь за такую цену у репетитора образуется целый конвейер. 7-10 учеников в день, зачем париться над интересными уроками, создавать собственные материалы, интерактивы - не-не, ставка 650, чего вы вообще хотите?!
С другой стороны, когда стоимость урока превышает рубеж в цифру с двумя нолями и переходит в цифру с тремя нолями, это формирует не просто ценностное восприятие услуги, но и поднимает планку требований для всех участников процесса.
Репетиторы, осознавая свою стоимость, стремятся к постоянному саморазвитию. Они посещают курсы повышения квалификации, изучают новейшие методические подходы и активно внедряют их в свою практику. Это требует времени, усилий и финансовых вложений, что в свою очередь приводит к улучшению качества образования. Более того, такие специалисты зачастую становятся частью профессионального сообщества, обмениваются опытом и находят новые способы мотивации учащихся.
С другой стороны, ученики, инвестирующие в свое образование, более серьезно подходят к процессу обучения. Для них цена становится своего рода индикатором серьезности намерений. За пределами материального аспекта нарастает осознание, что индивидуальное обучение – это, прежде всего, инвестиция в собственное будущее. Высокая оплата наталкивает на мысль о необходимости подготовки к занятиям, активного участия и выполнения домашних заданий. Это создаёт эффективную обратную связь, где репетитор и ученик становятся партнёрами в процессе обучения.
Также стоит отметить роль репетитора как психолога и наставника. По сравнению с группами в учебных заведениях, где каждый ученик остаётся сам по себе на фоне других, индивидуальные занятия обеспечивают более глубокую связь между учителем и учеником. Репетитор, работающий на более высоком ценовом уровне, может выделить больше времени на разработку персонализированных программ и индивидуальных заданий, что позволяет принимать во внимание не только академические, но и личностные особенности ученика. Эти занятия направлены на развитие не только знаний, но и уверенности в собственных силах, что критически важно для успешного освоения материала.
Ценовой демпинг приводит к тому, что репетиторы и ученики начинают воспринимать образование как товар, а не как процесс.
Это создает иллюзию, что наличие диплома или сертификата может заменить настоящие знания и умения. В результате качество обучения оказывается под угрозой, так как ученики могут не уделять должного внимания своему развитию, устанавливая акцент лишь на экономии средств.
Я еще раз хочу подчеркнуть: индивидуальное образование не может быть дешевым! Я об этом писала уже несколько раз: здесь, здесь и тут.
Снижение цены "лишь бы поймать клиента" или по причинам низкой квалификации превратило мощный ресурс профи.ру в аналог образовательного алиэкспресса, где можно найти урок и за 300 рублей в том числе.
Итак, индивидуальное образование не может быть дешевым, потому что качественный образовательный процесс требует времени, сил и ресурсов как со стороны преподавателей, так и со стороны учеников.
Снижение цен с целью привлечения клиентов в большинстве случаев приводит к ухудшению качества услуг и, как следствие, к обесцениванию самой идеи образования. Настоящее обучение – это не только передача информации, но и формирование навыков, практическое применение знаний и личностное развитие. И это стоит гораздо больше, чем 600 рублей.
Что скажете? Какие у вас мысли? Кстати, приходите ко мне в телеграм, там много всего полезного для учителей! (https://t.me/seaanavl)
К слову, у меня еще есть полезные статьи для вас, вот, посмотрите, пожалуйста: