Найти тему
Lace Wars

Таежные призраки: как древний народ селькупов балансирует на грани исчезновения

Загадочное происхождение лесных жителей

Селькупы - один из малочисленных коренных народов Западной Сибири, чья история окутана тайной. Их самоназвание "шелькуп" или "солькуп" переводится как "таежный человек", что отражает глубокую связь этого народа с сибирской природой. Официальное признание этнонима "селькупы" произошло лишь в 1930-х годах, до этого их называли остяками или самоедами.

Происхождение селькупов вызывает споры среди ученых. Некоторые исследователи предполагают, что они могли быть переселенцами из Азии, основываясь на генетических сходствах с японцами и алтайскими народностями. Однако большинство этнографов связывают их корни с кулайской культурой раннего железного века, считающейся прародительницей самодийских народов Сибири.

Предки современных селькупов - самодийские племена, обитавшие в таежных районах бассейна реки Обь. Они жили небольшими укрепленными поселениями, называемыми "кэтты". Эти городки были хорошо защищены рвами, валами, частоколами и даже самострелами, что делало их труднодоступными для врагов.

Столкновение с русскими: от сопротивления к ассимиляции

В XVI веке жизнь селькупов кардинально изменилась с появлением русских поселенцев с Урала и тюркских племен с юга. Первое письменное упоминание о селькупском поселении относится к этому периоду. Оно было названо Пегой Ордой из-за характерной одежды жителей, сшитой из пестрых шкур животных.

На рубеже XVI-XVII веков Пегой Ордой правил князь Воня, который отказывался платить дань русской казне и активно сопротивлялся пришельцам. Даже после распада Сибирского ханства Пегая Орда продолжала отстаивать свою независимость. Лишь в конце XVI века, после основания Нарымского острога, князь Воня признал власть московского царя.

Падение Пегой Орды привело к заселению исконных селькупских земель хантами. В результате в XVII веке произошло разделение селькупов на две группы: южную (нарымскую) и северную (тазовско-туруханскую). Северная группа мигрировала на территорию современной Томской области и Ямала, в бассейны Верхнего Таза и реки Турухан. Это разделение стало началом разобщения некогда единого народа.

В начале XVIII века началось массовое крещение селькупов. Под давлением русских властей они принимали христианство, а некоторые даже начали селиться в деревнях, заниматься скотоводством и огородничеством. Постепенно в их быт и кухню проникали русские элементы - пельмени, пироги, супы, щи, грибные блюда.

Духовный мир таежных людей

Несмотря на официальное крещение, селькупы долгое время сохраняли свои традиционные религиозные представления и обряды. В их мировоззрении центральное место занимали природа и лес, которые считались неотъемлемой частью их существования.

В пантеоне селькупских божеств главенствовал Ном (Нум), олицетворявший небо и выступавший в роли творца и покровителя всего сущего. Его антагонистом был Кызы - властитель зла, обитавший под землей и насылавший болезни на людей. Важное место занимала и Илинта Конта, известная также как Старуха Жизни - хозяйка земли.

Космология селькупов представляла мир как единство трех сфер, связанных между собой деревом и рекой. Река служила путем для шамана в Преисподнюю, а дерево позволяло подняться в небеса для общения с высшими силами.

Шаманы играли ключевую роль в духовной жизни селькупов. Они делились на темных и светлых, и в зависимости от своего ранга могли путешествовать по различным мирам. Важнейшим атрибутом шамана был бубен, который в представлении селькупов олицетворял оленя, доставляющего шамана на небо к магическим защитникам.

У каждого селькупского рода были свои святилища, шаман и кладбище. На святилищах устанавливались небольшие бревенчатые амбарчики с изображениями родовых покровителей, которым приносились жертвы в виде животных и лакомств.

Погребальные обряды селькупов отличались разнообразием. Наряду с традиционным захоронением в земле, практиковалось и "воздушное погребение", когда тела умерших закрепляли среди деревьев. Считалось, что такой способ помогает душе слиться с природой и обрести вечный покой. Детей часто оставляли на ветках высоких кедров, полагая, что детская душа не нуждается в погребении.

Огонь занимал особое место в верованиях селькупов. Его почитали как живое существо, управляемое духом, и "кормили" теми же продуктами, что ели сами. Существовали строгие табу, запрещавшие ругать огонь или бросать в него испорченные продукты и ненужные вещи, так как это могло навлечь беды.

Быт и хозяйство на грани двух миров

Внешность селькупов представляет собой интересное сочетание монголоидных и европеоидных черт. Для них характерны крупные плоские лица, черные волосы, темноватая кожа, карие глаза, маленький нос и губы. Мужчины обычно невысокого или среднего роста, коренастые, с развитой мускулатурой.

Традиционно селькупы занимались рыболовством, охотой, собирательством и коневодством. В таежных поселениях практиковалось примитивное земледелие, выращивали табак и ячмень. У северных групп развивалось оленеводство, а основным средством передвижения была оленья упряжка.

Охота играла важную роль в жизни селькупов. Основным объектом охоты была белка, шкурками которой выплачивали налоги. Связка из 10 беличьих шкурок, называемая "сарум", стала универсальной денежной единицей в местной торговле. Шкура лисицы или росомахи приравнивалась к одному саруму, а соболь или песец стоили три сарума.

Торговля с русскими купцами была важной частью экономической жизни селькупов. Они обменивали шкуры, ягоды и рыбу на необходимые товары: муку, сахар, чай и крупы. При этом разница в ценах между местным и русским рынком делала эту торговлю чрезвычайно выгодной для русских купцов.

Основу питания селькупов составляла рыба, которую готовили различными способами: вялили, варили, жарили и замораживали. Также практиковалась заготовка рыбы впрок путем сушки, засолки или квашения в ямах с ягодами. Из сушеной рыбы изготавливали муку, которую использовали для приготовления супов. Мясо в основном коптили.

Интересной особенностью селькупов было то, что, несмотря на жизнь у воды, они не умели плавать. Это объяснялось их верованиями: вода считалась границей между миром живых и мертвых, а под водой, по их убеждению, обитали злые духи. Поэтому, если селькуп начинал тонуть, шансов на спасение у него практически не было - ни сам утопающий, ни его соплеменники не предпринимали попыток спастись или помочь.

Эта ситуация начала меняться лишь с появлением русских жен, которые стали обучать детей плаванию и спасать своих мужей из воды. Этот факт можно рассматривать как один из позитивных аспектов взаимодействия русской и селькупской культур, частично способствовавший выживанию этноса.

Сегодня селькупы находятся на грани исчезновения. По данным на 2024 год, их численность составляет около 4000 человек. Они проживают в Тюменской (1600 человек) и Томской (1350 человек) областях, а также в Туруханском районе Красноярского края и Ямало-Ненецком автономном округе. При этом везде они составляют меньшинство населения.

Разделение на южную и северную группы, произошедшее в XVII веке, привело к полной изоляции этих двух частей некогда единого народа. Сегодня между южными и северными селькупами нет ни этнокультурных, ни личных связей. Фактически, это два изолированных народа, чье родство и былое единство известны лишь этнографам и историкам.