Жизнь постоянно подбрасывает археологам задачки, которые ставят в тупик даже маститых ученых. Например, во время очередных раскопок в середине прошлого века были обнаружены останки православного священника в... долблёной погребальной колоде - в таких, как правило, хоронили усопших на Руси задолго до введения христианства.
Как ни удивительно, ответ нашёлся в сказках про бабу Ягу, которая летала в ступе, погоняя её метлом. Вот только эти предметы далеко не так просты, как кажется на первый взгляд - просто мы настолько привыкли к ним с детства, читая страшные сказки и пересматривая детские киноленты про страшную людоедку, что не задумываемся об их происхождении. На самом же деле, метла и ступа настолько важные символы, что человечество сохранило их, перенеся в сказки.
Оказывается, баба Яга, летящая в ступе, - это более позднее прочтение сказочной истории. Оно отсылает нас к временам, когда наши предки отказались от погребения умерших в домиках на "курьих ножках" и перешли к погребальным колодам - они-то и назывались ступами.
Но что общего у погребальной колоды и ступы? Если отмотать время на десятки тысяч лет назад, можно отследить, как менялся погребальный обряд с развитием человеческой цивилизации.
Несмотря но то, что в эпоху позднего палеолита территория Евразию занимал огромный ледник, люди активно расселялись по материку, осваивая огонь. У них зарождались первые религиозные представления, обряды и ритуалы. Одним из первых стало сжигание на костре (крода), и сохранение пепла (праха близкого человека) в ступе оказалось самым рациональным.
Ступа эпохи палеолита - это очень грубая каменная чаша.
Но вскоре люди научились работать с глиной и древесиной. А с изобретением самых простых лодок, выдолбленных из цельного ствола дерева, некоторые народы стали практиковать огненно-водное захоронение.
В языческие времена покойников редко закапывали в землю: чаще всего прах простых членов общины развеивали, а останки значимых соплеменников собирали в специальные урны - их и в наши дни постоянно находят археологи. Причём, отголоски этих обрядов можно увидеть и в наши дни.
Они связаны с историей будды (просветленного) Шакьямуни, жившего 2,500 лет назад. Его тело после смерти кремировали с царскими почестями, а прах раздали в разные провинции для строительства десяти первых храмовых ступ.
После этого ритуальная практика со ступами и святилищами распространилась далеко за пределы Индии.
В Юго-Восточной Азии ступы могут быть достаточно большими (более 10 метров в высоту) или маленькими (высотой до 1 метра) и разной формы - в зависимости от того, какой народ и с какой целью её построил. Эта традиция напоминает современную христианскую: в храме должны храниться мощи святых. Но в языческие времена были и особые люди, тела которых не сжигали и не превращали в мощи, а сохраняли целиком. Это была особая честь.
Такие находки археологи считают очень важными и тщательно их изучают.
Летом 1993 года археологи обнаружили в скифском каменном кургане в бассейне реки Ак-Алаха деревянную погребальную камеру, заполненную льдом. Её вскрывали несколько дней, растапливая горячей водой из кружек. Под настилом нашли останки шести лошадей в богатейшей сбруе, а под ними в саркофаге лежала женщина европейской внешности, не свойственной местным жителям: высокого роста, с тонкими, аристократическими чертами лица, облаченная в головной убор с золотыми деталями, с палочкой из лиственницы в руках. Тело женщины практически полностью было покрыто татуировками, изображавшими мифических животных. Такие татуировки полагалось наносить шаманкам или жрицам. Согласно ДНК из тканей мумии, она не была монголоидом.
Алтайцы, опираясь а древние легенды, утверждают, что принцесса Ак-Кадын (или принцесса Укок) - страж врат в мир мёртвых и до сих пор хранит покой и мир на Алтае.
Считается, что наша сказочная баба Яга тоже летала между мирами и была стражем загробного мира. Её ступа - погребальная урна для праха (или лодка), с помощью которой усопшие из мира живых переправлялись в мир мёртвых. Интересно, что персонаж, схожий с нашей бабой Ягой, есть в культуре и фольклоре трёхсот народов, населяющих континент Евразия. В Польше бабу Ягу называют Едзой. В Чехии её зовут Ёжи баба. В Германии - фрау Холле. У итальянцев - Бефана. У тюрков - Шамус-баба. У литовцев - Лаума. В сказаниях сербов, словенцев, черногорцев и македонцев - Баба Рога, Баба Ега, Гвоздензуба. В некоторых древних карельских заговорах бабу Ягу - «деву Похьи» (или Лоухи) называют «хозяйкой дичи, зверя, рыб озерных» и призывают пригнать добычу с далекого севера в землю людей. В скандинавской мифологии аналог нашей бабы Яги - Хель. Ее имя имеет родственные словоформы во всех языках германской группы, вплоть до староанглийского «Hell», что значит «ад» (как и в современном английском). В Японии существует свой злобный прототип - японская «ямауба» (Ямамба) горная злая старуха.
К сведению тех, кто заглянул на мой канал впервые: баба Яга "стала" злобной старухой в наших сказках относительно недавно. Славяне любили её - богиню и покровительницу и защитницу детей-сирот и уважительно величали Йогиней-Матушкой или Бабой Ягой-Златой Ногой. Хотите узнать о ней больше? Читайте в рубрике "Вуду по-берендейски".
Ученые спорят о происхождении этого персонажа не первый год (если не сказать - не первое столетие!). Считается, что "родились" баба Яга и её атрибутика в то время, когда люди стали впервые складывать погребальные костры (кроды) и царил матриархат - вот почему роль проводника в мир мёртвых выполняла именно женщина: жрица или шаманка. А у шаманов было множество функций - в том числе, и людей лечить. Оттого и баба Яга - персонаж весьма неоднозначный: в одних сказках детей похищает и ест, в других - добрых молодцев привечает и советы полезные раздаёт. Но с приходом христианства многое изменилось, и о ритуальных обрядах сожжения пришлось забыть - их сменили видоизменённые ритуалы.
Хотя, по сути, выдолбленная колода - это та же лодка или ступа, но - не для праха, а для всего тела. Так что и в XXI веке мы продолжаем хоронить своих усопших в той же лодке или колоде, хоть и называем - гробом.
А в XIX веке, спустя сотни лет запретов и гонений, вернулись к одному из древнейших обрядов - кремации.
Вообще обряд погребения на редкость консервативный. Видимо, в этом и кроется разгадка удивительной популярности и живучести сказаний о бабе Яге, а еще - истории о захоронении тела священника, которого по языческим обрядам похоронили в ступе. Даже после крещения Руси все погребальные обряды проводились параллельно с исконными - тем более, что и сами священники ещё долго придерживались старых языческих традиций, даже не подозревая, что этим ритуалам десятки тысяч лет!
Понравилась публикация? Поставьте лайк и подпишитесь на мой канал. Не забудьте оставить комментарий.