Найти тему

Дипломная работа: "Развитие чувства юмора младших школьников на уроках литературного чтения".

ВВЕДЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Теоретические основы развития чувства юмора младших школьников

1.2 Организационно-методическое обеспечение создания комплекта рабочих листов «Юмору учиться – всегда пригодится!», направленного на развитие чувства юмора младших школьников

Вывод по первой главе

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Комплект рабочих листов «Юмору учиться – всегда пригодится!»

2.2 Методические рекомендации по использованию комплекта рабочих листов «Юмору учиться – всегда пригодится!» на уроках литературного чтения

Вывод по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие чувства юмора у младших школьников на уроках литературного чтения имеет большую актуальность в современном образовании. В современном мире, где все меняется так быстро, умение видеть вещи с юмором и легкостью становится все более важным навыком. Чувство юмора помогает детям выражать свои мысли и эмоции, стимулирует их творческое мышление и помогает развивать коммуникативные навыки. Важно научить детей умению находить необычные и смешные интерпретации текстов, а также анализировать содержание произведений с помощью юмора. Это не только делает уроки более интересными и запоминающимися, но и помогает развивать общее образование школьников.

Юмор на уроках литературного чтения также способствует формированию позитивного настроения учеников, улучшает их отношения с одноклассниками и учителями, создает дружественную атмосферу в классе. Кроме того, умение шутить и понимать шутки помогает детям лучше адаптироваться к неожиданным обстоятельствам и стрессовым ситуациям в жизни.

Таким образом, развитие чувства юмора у младших школьников на уроках литературного чтения имеет большую актуальность, поскольку помогает не только в обогащении знаний и развитии навыков, но и в формировании характера, позитивного мировоззрения и способности к адаптации в современном мире.

В данной работе будет раскрыт вопрос, каким образом, на уроках литературного чтения в начальной школе можно развить чувство юмора у младших школьников.

Проблема:каким образом, на уроках литературного чтения развивать чувство юмора младших школьников.

Область –педагогика, методика преподавания литературного чтения.

Объект –юмористические произведения в начальной школе.

Предмет –развитие чувства юмора младших школьников на уроках литературного чтения.

Цель: изучение использования возможностей рабочих листов при анализе художественных произведений, направленных на развитие чувства юмора младших школьников.

Задачи:

1) изучить теоретические основы развития чувства юмора младших школьников;

2) описать организационно-методическое обеспечение создания комплекта рабочих листов «Юмору учиться – всегда пригодится!», направленного на развитие чувства юмора младших школьников ;

3) разработать и апробировать комплект рабочих листов «Юмору учиться – всегда пригодится!»;

4) составить методические рекомендации по использованию комплекта рабочих листов «Юмору учиться – всегда пригодится!» на уроках литературного чтения.

Методы: теоретические (анализ, синтез, обобщение, дедукция), практические.

Практическая значимость: представленный комплект рабочих листов «Юмора учиться - всегда пригодится!» могут быть использованы учителями начальных классов или практикантами, обучающимися по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», в качестве методического материала для развития чувства юмора младших школьников.

Структура исследования: работа состоит из введения, пояснительной записки, которая включает два подраздела, проектной части, которая содержит два подраздела, заключения, глоссария, списка литературы и приложения(й).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Теоретические основы развития чувства юмора младших школьников

Чувство юмора – это как воздух, которым мы дышим в повседневной жизни. Оно проникает в нашу реальность через шутки, анекдоты и карикатуры, делая её ярче и насыщеннее. М. Аргайл в своём труде «Психология юмора» подчеркивал, что умение смеяться и понимать шутки – признак здоровой, развитой личности с острым умом. Остроумные замечания ценятся в науке и повседневном общении, внося свою изюминку в обыденность.

Умение шутить и видеть вещи с несколько иронической стороны способствует развитию креативности и коммуникативных способностей. В то время как излишняя серьёзность и жёсткая нормативность могут привести к невротизации и закостенелости человеческой личности [1, c. 174].

Эмоциональное развитие в младшем школьном возрасте играет ключевую роль в формировании личности. В этом периоде происходит активное развитие личности ребенка, его умственной деятельности, формирование суждений и высказываний о мире вокруг, часто пропитанных яркими эмоциями.

В своей работе «Психология развития», Г. Крайг освещает важность эмоциональной сферы в восприятии окружающего мира детьми. В его труде отмечается, что эмоциональные процессы играют ключевую роль в развитии ребенка младшего школьного возраста, являясь одновременно его наиболее уязвимым аспектом. В этом периоде не только появляются новые эмоции, но и уже известные эмоциональные состояния приобретают новые характеристики, становясь более длительными, устойчивыми и глубокими. Важно отметить, что формирование постоянных интересов и длительных дружеских отношений сопровождается появлением ежедневных обязанностей и регулируемого социального контроля, что способствует постепенному снижению импульсивности эмоций и развитию чувства ответственности у ребенка.

Весь этот процесс сопровождается изменениями в содержании и устойчивости эмоций, которые теперь тесно связаны с социальной жизнью и социальной направленностью личности ребенка [7, c. 120].

Важно учитывать эмоциональную составляющую при передаче информации от учителя к ученику. Задача не только в том, чтобы школьники поняли и запомнили исторические или географические понятия, но и в том, чтобы они почувствовали их смысл и значимость.

Перед выявлением богатого набора своих знаний, педагог обязан предпринять заботливые меры для налаживания желаемого эмоционального состояния обучающегося и создать прочную связь между ним и объектом изучения. Именно через эмоциональное восприятие учеником новые знания могут быть лучше усвоены и интегрированы в его понимание мира [15].

Эмоциональный мир младших школьников раскрывается через несколько ключевых аспектов:

1) Они легко реагируют на происходящие события, окрашивая свое восприятие, воображение, умственную и физическую активность эмоциями.

2) Они смело и беззаветно выражают свои настоящие эмоции, будь то безудержная радость, глубокая грусть, неукротимый страх, неподдельное удовольствие или ошеломляющее разочарование.

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Комплект рабочих листов «Юмору учиться – всегда пригодится!»

На базе МБОУ «СОШ №1» города Красногорска в Московской области была проведена диагностика юмора младших школьников 2–Б класса.

Дети в обязательном порядке прошли тест где выявились следующие результаты:

-2

Исходя из данной диагностики, мы видим, что в основном у детей преобладает низкий уровень чувства юмора – 50%. Средний уровень составил 30%. Высокий – 20%.

Далее мы провели методику «Незаконченные предложения».

Цель: Изучение особенностей эмоциональной реакции на юмор, поведенческих особенностей, причин возникновения, а также изучения представлений о том, что именно дети закладывают в основу данного понятия.

Состоит из 6 предложений, которые необходимо закончить.

Вопросы:

1.Когда надо мной шутят я____________________________________________

2.Если мне рассказывают смешную историю я ___________________________

3.Я думаю, что чувство юмора это______________________________________

4.Когда я хочу кого- то рассмешить я___________________________________

5.Дети в нашем классе смеются, когда___________________________________

6.Для меня человек с чувством юмора это________________________________

Вопросы 2:

1. Что тебе кажется смешным? (Когда тебе бывает весело?)

2. Что смешного видел сегодня? (дома, на прогулке, в школе).

3. Какие знаешь смешные истории, стихотворения, сказки?

4. Кто самый смешной в названной тобой сказке?

5. Кто самый веселый дома?

6. Что такое юмор?

-3
-4

Ход урока

1. Орг.момент.

- У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»

- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст:

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

2. Разминка.

1. Дыхательная гимнастика

  • Вдох носом выдох через рот
  • Нюхаем цветок
  • Тушим свечи
  • Читаем на выдохе

ВДФХФГМНБСКТФМН»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Конспект урока литературного чтения УМК «Школа России»

Класс: 2

Тема: Н.Н. Носов «Затейники».

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова; развивать память, речь, чувства юмора, умение подробно излагать прочитанное и услышанное.

Задачи:

· формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;

· развивать мышление, воображение, память, связную речь;

· воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;

· развить чувства юмора;

· реализовывать творческие способности школьников.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана, также понимать юмор текста и смешные ситуации.

Оборудование: портрет Н. Носова, выставка его книг; карточки (текст для речевой разминки, задания).

·

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II.Актуализация знаний.

Проверка дом.задания.

Стихотворение А.Л.Барто «Вовка – добрая душа» наизусть.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аргайл М. Психология юмора: Пер. с англ. – М., – 2008. – 375 с.

2. Вольфенштейн M. Детский юмор: психологический анализ, – 1999. –234 с.

3. Герасимова Г. В. Изучение и развитие чувства юмора у младших школьников в норме и с нарушением интеллекта // Коррекционная педагогика. – 2011. – N 2/3 (март-июнь). – С. 38-43.

4. Домбровская И.С. Юмор в контексте развития / И.С. Домбровская. – СПб : Неформат, – 2014. – 280 с.

5. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательной организации. В 2-х ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова, В.Г Горецкий, М.В. Голованова. – Москва : «Просвещение», 2021. – 223 с.

6. Котова А.А. Чувство юмора у детей младшего школьного возраста // Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/thesis/s113/s113- 003.pdf

7. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг,, Д. Бокум. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 352 с.

8. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2011. – 605 с.

9. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва : «Академия», – 2019. – 416 с.

10. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб., 2010. – 99 с.

11. Крысько В. Г. Психология и педагогика : учебник для бакалавров для академического бакалавриата / В. Г. Крысько. – Москва : Издательство Юрайт, – 2019. – 471 с.

12. Литературное чтение. 1 класс. 1 часть / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова [и др.]. – Москва : «Просвещение», 2023. – 81 с.

13. Литературное чтение. 2 класс. Учебник / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина, М. В. Голованова [и др.]. – Москва : Просвещение, 2022. – 160 с.

14. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова,, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова [и др.]. – 6-е издание. – Москва : Просвещение, 2016. – 223 с.

15. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – Москва : ЮНИТИ, 2020. – 289 с.

-5