ВВЕДЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Теоретические основы развития чувства юмора младших школьников
1.2 Организационно-методическое обеспечение создания комплекта рабочих листов «Юмору учиться – всегда пригодится!», направленного на развитие чувства юмора младших школьников
Вывод по первой главе
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Комплект рабочих листов «Юмору учиться – всегда пригодится!»
2.2 Методические рекомендации по использованию комплекта рабочих листов «Юмору учиться – всегда пригодится!» на уроках литературного чтения
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие чувства юмора у младших школьников на уроках литературного чтения имеет большую актуальность в современном образовании. В современном мире, где все меняется так быстро, умение видеть вещи с юмором и легкостью становится все более важным навыком. Чувство юмора помогает детям выражать свои мысли и эмоции, стимулирует их творческое мышление и помогает развивать коммуникативные навыки. Важно научить детей умению находить необычные и смешные интерпретации текстов, а также анализировать содержание произведений с помощью юмора. Это не только делает уроки более интересными и запоминающимися, но и помогает развивать общее образование школьников.
Юмор на уроках литературного чтения также способствует формированию позитивного настроения учеников, улучшает их отношения с одноклассниками и учителями, создает дружественную атмосферу в классе. Кроме того, умение шутить и понимать шутки помогает детям лучше адаптироваться к неожиданным обстоятельствам и стрессовым ситуациям в жизни.
Таким образом, развитие чувства юмора у младших школьников на уроках литературного чтения имеет большую актуальность, поскольку помогает не только в обогащении знаний и развитии навыков, но и в формировании характера, позитивного мировоззрения и способности к адаптации в современном мире.
В данной работе будет раскрыт вопрос, каким образом, на уроках литературного чтения в начальной школе можно развить чувство юмора у младших школьников.
Проблема:каким образом, на уроках литературного чтения развивать чувство юмора младших школьников.
Область –педагогика, методика преподавания литературного чтения.
Объект –юмористические произведения в начальной школе.
Предмет –развитие чувства юмора младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель: изучение использования возможностей рабочих листов при анализе художественных произведений, направленных на развитие чувства юмора младших школьников.
Задачи:
1) изучить теоретические основы развития чувства юмора младших школьников;
2) описать организационно-методическое обеспечение создания комплекта рабочих листов «Юмору учиться – всегда пригодится!», направленного на развитие чувства юмора младших школьников ;
3) разработать и апробировать комплект рабочих листов «Юмору учиться – всегда пригодится!»;
4) составить методические рекомендации по использованию комплекта рабочих листов «Юмору учиться – всегда пригодится!» на уроках литературного чтения.
Методы: теоретические (анализ, синтез, обобщение, дедукция), практические.
Практическая значимость: представленный комплект рабочих листов «Юмора учиться - всегда пригодится!» могут быть использованы учителями начальных классов или практикантами, обучающимися по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», в качестве методического материала для развития чувства юмора младших школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, пояснительной записки, которая включает два подраздела, проектной части, которая содержит два подраздела, заключения, глоссария, списка литературы и приложения(й).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Теоретические основы развития чувства юмора младших школьников
Чувство юмора – это как воздух, которым мы дышим в повседневной жизни. Оно проникает в нашу реальность через шутки, анекдоты и карикатуры, делая её ярче и насыщеннее. М. Аргайл в своём труде «Психология юмора» подчеркивал, что умение смеяться и понимать шутки – признак здоровой, развитой личности с острым умом. Остроумные замечания ценятся в науке и повседневном общении, внося свою изюминку в обыденность.
Умение шутить и видеть вещи с несколько иронической стороны способствует развитию креативности и коммуникативных способностей. В то время как излишняя серьёзность и жёсткая нормативность могут привести к невротизации и закостенелости человеческой личности [1, c. 174].
Эмоциональное развитие в младшем школьном возрасте играет ключевую роль в формировании личности. В этом периоде происходит активное развитие личности ребенка, его умственной деятельности, формирование суждений и высказываний о мире вокруг, часто пропитанных яркими эмоциями.
В своей работе «Психология развития», Г. Крайг освещает важность эмоциональной сферы в восприятии окружающего мира детьми. В его труде отмечается, что эмоциональные процессы играют ключевую роль в развитии ребенка младшего школьного возраста, являясь одновременно его наиболее уязвимым аспектом. В этом периоде не только появляются новые эмоции, но и уже известные эмоциональные состояния приобретают новые характеристики, становясь более длительными, устойчивыми и глубокими. Важно отметить, что формирование постоянных интересов и длительных дружеских отношений сопровождается появлением ежедневных обязанностей и регулируемого социального контроля, что способствует постепенному снижению импульсивности эмоций и развитию чувства ответственности у ребенка.
Весь этот процесс сопровождается изменениями в содержании и устойчивости эмоций, которые теперь тесно связаны с социальной жизнью и социальной направленностью личности ребенка [7, c. 120].
Важно учитывать эмоциональную составляющую при передаче информации от учителя к ученику. Задача не только в том, чтобы школьники поняли и запомнили исторические или географические понятия, но и в том, чтобы они почувствовали их смысл и значимость.
Перед выявлением богатого набора своих знаний, педагог обязан предпринять заботливые меры для налаживания желаемого эмоционального состояния обучающегося и создать прочную связь между ним и объектом изучения. Именно через эмоциональное восприятие учеником новые знания могут быть лучше усвоены и интегрированы в его понимание мира [15].
Эмоциональный мир младших школьников раскрывается через несколько ключевых аспектов:
1) Они легко реагируют на происходящие события, окрашивая свое восприятие, воображение, умственную и физическую активность эмоциями.
2) Они смело и беззаветно выражают свои настоящие эмоции, будь то безудержная радость, глубокая грусть, неукротимый страх, неподдельное удовольствие или ошеломляющее разочарование.
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Комплект рабочих листов «Юмору учиться – всегда пригодится!»
На базе МБОУ «СОШ №1» города Красногорска в Московской области была проведена диагностика юмора младших школьников 2–Б класса.
Дети в обязательном порядке прошли тест где выявились следующие результаты:
Исходя из данной диагностики, мы видим, что в основном у детей преобладает низкий уровень чувства юмора – 50%. Средний уровень составил 30%. Высокий – 20%.
Далее мы провели методику «Незаконченные предложения».
Цель: Изучение особенностей эмоциональной реакции на юмор, поведенческих особенностей, причин возникновения, а также изучения представлений о том, что именно дети закладывают в основу данного понятия.
Состоит из 6 предложений, которые необходимо закончить.
Вопросы:
1.Когда надо мной шутят я____________________________________________
2.Если мне рассказывают смешную историю я ___________________________
3.Я думаю, что чувство юмора это______________________________________
4.Когда я хочу кого- то рассмешить я___________________________________
5.Дети в нашем классе смеются, когда___________________________________
6.Для меня человек с чувством юмора это________________________________
Вопросы 2:
1. Что тебе кажется смешным? (Когда тебе бывает весело?)
2. Что смешного видел сегодня? (дома, на прогулке, в школе).
3. Какие знаешь смешные истории, стихотворения, сказки?
4. Кто самый смешной в названной тобой сказке?
5. Кто самый веселый дома?
6. Что такое юмор?
Ход урока
1. Орг.момент.
- У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»
- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Дети хором произносят текст:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
2. Разминка.
1. Дыхательная гимнастика
- Вдох носом выдох через рот
- Нюхаем цветок
- Тушим свечи
- Читаем на выдохе
ВДФХФГМНБСКТФМН»
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Конспект урока литературного чтения УМК «Школа России»
Класс: 2
Тема: Н.Н. Носов «Затейники».
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова; развивать память, речь, чувства юмора, умение подробно излагать прочитанное и услышанное.
Задачи:
· формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
· развивать мышление, воображение, память, связную речь;
· воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;
· развить чувства юмора;
· реализовывать творческие способности школьников.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана, также понимать юмор текста и смешные ситуации.
Оборудование: портрет Н. Носова, выставка его книг; карточки (текст для речевой разминки, задания).
·
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II.Актуализация знаний.
Проверка дом.задания.
Стихотворение А.Л.Барто «Вовка – добрая душа» наизусть.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аргайл М. Психология юмора: Пер. с англ. – М., – 2008. – 375 с.
2. Вольфенштейн M. Детский юмор: психологический анализ, – 1999. –234 с.
3. Герасимова Г. В. Изучение и развитие чувства юмора у младших школьников в норме и с нарушением интеллекта // Коррекционная педагогика. – 2011. – N 2/3 (март-июнь). – С. 38-43.
4. Домбровская И.С. Юмор в контексте развития / И.С. Домбровская. – СПб : Неформат, – 2014. – 280 с.
5. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательной организации. В 2-х ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова, В.Г Горецкий, М.В. Голованова. – Москва : «Просвещение», 2021. – 223 с.
6. Котова А.А. Чувство юмора у детей младшего школьного возраста // Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/thesis/s113/s113- 003.pdf
7. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг,, Д. Бокум. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 352 с.
8. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2011. – 605 с.
9. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва : «Академия», – 2019. – 416 с.
10. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб., 2010. – 99 с.
11. Крысько В. Г. Психология и педагогика : учебник для бакалавров для академического бакалавриата / В. Г. Крысько. – Москва : Издательство Юрайт, – 2019. – 471 с.
12. Литературное чтение. 1 класс. 1 часть / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова [и др.]. – Москва : «Просвещение», 2023. – 81 с.
13. Литературное чтение. 2 класс. Учебник / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина, М. В. Голованова [и др.]. – Москва : Просвещение, 2022. – 160 с.
14. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова,, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова [и др.]. – 6-е издание. – Москва : Просвещение, 2016. – 223 с.
15. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – Москва : ЮНИТИ, 2020. – 289 с.