Следователь-криминалист, докопавшаяся до правды, к моменту совершения шокирующего преступления ещё даже не появилась на свет.
Спустя 28 лет после того, как в Томске мигрант облил горючим веществом и подпалил местную жительницу, его смогли вывести на чистую воду. Добиться справедливости удалось старшему следователю-криминалисту отдела криминалистики регионального СК Яне Деминенко.
Рассчитался за добро
У 26-летних на тот момент супругов был собственный дом на улице Усть-Киргизка и двое маленьких детей – дочка и сын. В какой-то момент в жизни сибиряков возник 25-летний уроженец Киргизии. У мужчины не было крыши над головой. В июне 1995 года сердобольные сибиряки пригласили его пожить с ними. В доме мигрант прожил четыре месяца, а потом хозяйка выказала недовольство тем, что мужчина ежедневно употребляет алкоголь, питается за их счёт и не ищет работу.
2 октября женщина заявила гостю: "Ты ведешь себя вызывающе". К возникшему словесному конфликту подключился муж, который потребовал, чтобы мигрант покинул их дом. Кто бы мог подумать, что вместо благодарности за 4 месяца жизни в семье, приезжий затаит обиду и решит мстить.
"Вечером 5 октября Марина и её сынок находились на кухне, когда на пороге снова показался мигрант. На глазах ребёнка облил его маму горючей жидкостью из стеклянной банки, которую принёс заранее. Быстро поджёг спичкой и убежал", - рассказала раскрывшая дело Яна Деминенко.
По её словам, деревянный дом лишь чудом не загорелся. Другие члены семьи не пострадали. А вот женщину спасти не удалось. В течение 8 дней женщине пытались помочь в ожоговом отделении военного госпиталя, но она получила термические поражения значительной части тела. Потом развилась острая почечно-печёночная недостаточность, язвы желудка, двусторонняя бронхопневмония.
Почему не доказали в 1995?
Когда женщину везли в скорой, и она была ещё в сознании, она много раз называла имя того, кто облил её и поджёг. Но у мигранта нашлось алиби. Одна из его знакомых заявила, что вечером и ночью 5 октября мигрант находился у неё в гостях.
Через какое-то время расследование дела приостановили. Тогда никто не знал, что доказать вину мигранта удастся девушке, которая родилась в Томске через год после шокирующего преступления.
Яна после окончания школы отучилась на юриста и пришла работать в СК. Именно ей удалось найти виновника на другом конце России.
Всё по-новому
2,5 года назад в руки криминалиста попали приостановленные уголовные дела. В их числе и дело о поджоге.
"Это может показаться удивительным, но большинство даже очень старых дел нам с коллегами удается раскрывать. Поднимаешь архивы и начинаешь с нуля изучать ход событий. Связываешься со свидетелями, устанавливаешь с каждым психологический контакт, чтобы расположить человека к откровению", - поделилась в беседе с "КП-Томск" Яна Деминенко, отметив, что в большинстве случаев из материалов сразу становится понятно, кто преступник, но этого просто не смогли доказать.
Следователь изучила уголовное дело о поджоге, выделила его как перспективное и взяла в работу. Она встретилась с той самой женщиной, которая обеспечила мигранту алиби, и томичка друг призналась, что тогда она просто прикрыла своего друга и дала ложные показания.
К расследованию подключились оперативные сотрудники Управления уголовного розыска регионального УМВД, которые установили, что из Томска мужчина давно уехал. Его объявили в межгосударственный розыск, а, прежде чем отыскали, проделали громадную работу. Сначала след нашли в Самарской области, а затем в Подмосковье. Суд заочно заключил мужчину под стражу.
"Он спокойно жил столько времени. Уже давно, наверное, и забыл о содеянном. Работал на стройке. Удивился, когда в июне 2023 года там, в Подмосковье, к нему вдруг подошли сотрудники уголовного розыска и заговорили о страшном убийстве томички в 95-м", - рассказывает Деминенко.
Наказание
Следствию удалось доказать виновность мужчины. Несмотря на то, что он всё отрицал, прокурор утвердил обвинительное заключение, и дело ушло в суд.
В декабре 2023 года ему вынесли обвинительный приговор и назначили 14 лет лишения свободы.
Дети погибшей женщины до нового расследования не дожили. Вдовец новой семьи не заводил. Погрузился в одиночество. А узнав, что мигрант, когда-то убивший его любимую, наконец-то в тюрьме, расплакался.