Поправки направлены на противодействие несанкционированным переводам денежных средств, а также правил возврата банками клиентам уже похищенных сумм.
Предусмотренный законом механизм заключается в следующем.
•До момента списания денежных средств клиента (в случае совершения операции с использованием платежных карт, перевода электронных денежных средств или перевода с использованием сервиса быстрых платежей) либо при приеме к исполнению распоряжения клиента (при осуществлении перевода денежных средств в иных случаях) оператор по переводу денежных средств должен проверить операцию на предмет наличия признаков перевода денежных средств без добровольного согласия клиента - без согласия клиента или с согласия, полученного под влиянием обмана или злоупотребления доверием.
•При выявлении признаков подобной операции оператор отказывает в ее совершении (в отношении операций с использованием платежных карт, перевода электронных денежных средств или перевода через СБП) либо приостанавливает прием распоряжения клиента к исполнению на два дня (в остальных случаях).
В таком случае клиент после получения уведомления оператора вправе совершить ту же операцию повторно или в течение одного дня подтвердить данное ранее распоряжение на перевод, а оператор обязан немедленно выполнить соответствующую операцию (принять распоряжение к исполнению). Однако при получении оператором информации из базы данных Банка России о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, относящихся к совершаемой операции, оператор обязан отказать в совершении повторной операции либо приостановить прием подтвержденного распоряжения клиента к исполнению еще на два дня. По истечении этого срока оператор обязан совершить соответствующую операцию при отсутствии других препятствующих этому оснований.
При совершении оператором перевода с нарушением указанных правил он обязан возместить клиенту - физическому лицу сумму операции в течение 30 дней после получения соответствующего заявления.
•В том случае, если оператор получил от Банка России информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, которая содержит сведения, относящиеся к клиенту или его электронному средству платежа, оператор вправе приостановить использование клиентом данного электронного средства платежа на период нахождения соответствующих сведений в базе.
Клиент, не согласный с таким приостановлением, вправе подать в Банк России заявление об исключении из базы относящихся к нему сведений. Решение по такому заявлению принимается Банком России в срок, не превышающий 15 рабочих дней, и может быть обжаловано в суд.
По сообщению Банка России, в связи со вступлением рассматриваемых поправок в силу им вдвое расширен перечень признаков мошеннических операций по банковским счетам. Кроме того, регулятор уже ответил на ряд вопросов, связанных с применением новых правил.