Найти тему

Необычные электровозы.III.

Картинка из свободных источников. Агрегат 11Т125 доставляет на стартовую площадку ракету-носитель.
Картинка из свободных источников. Агрегат 11Т125 доставляет на стартовую площадку ракету-носитель.

В процессе проектирования было подго­товлено огромное количество технической документации, которая согласовывалась н утверждала с военными представителями на заводе, и различных организациях, войс­ковых частях. И вот заводчан вызвали в одно московское, внешне ничем не приметное учреждение, для входа в которое требовался специальный пропуск. трижды проверяемый бдительными военными по дороге в зал заседаний. На стене висел сетевой гра­фик размером около 3 на 5 метров.

Именно на нем были обозначены все составные части со­здаваемого ракетного комплекса. Они обозначались кружками, а линии, их соединяющие, определяли функциональную взаимосвязь и необходимое время изготовления по го­дам, месяцам, дням. Задержка в изготовлении одного агрегата (строительного объекта) тор­мозила создание всего комплекса. Но отчитываться о срыве хода работ представителю Дружковского машзавода главному конструктору В.Б. Мамонтову не пришлось. Создание агрегата 11Т125 опережало сроки, установленные графиком.

В марте 1966 года конструкторы завершили разработку рабочего проекта агрегата. Осталось согласовать документацию с Все­союзным научно-исследовательским светотехническим институтом (ВНИСИ). Одна­ко институт отказался от взаимоотношений с Дружковским заводом. Потребовалось около двух месяцев чтобы решить все правовые, организационные и технические вопросы и привлечь ВНИСИ к сотрудничеству, согласовать с ним проект, внести в ряд узлов агрегата изменения но полученным .замечаниям. Проект был выдан в производство 11 мая 1966 года.

Прежде чем дойти до цехов, документация преодолела много этапов: «белки» (выполненные карандашом черте­жи на ватмане) были скопированы на кальку (прозрачную бумагу), проверены, исправлены, согласованы и утверждены. Обретя подписи, сданы в отдел светокопировальных машин и многократно отпечатаны на спе­циальную рулонную бумагу. Их вручную обрезали, скомплектовали, разложили но назначению и отправили в технологические отделы и цеха. А технологи, механики, свар­щики, металлурги, термисты приступили к |разработке технологии, необходимой для из­готовления изделия, снабжая каждый чертеж технологическим процессом, привязанным к определенному станку. Во всех звеньях темп работы был высок, отношение к ней ответственное и творческое. В инструмен­тальном. модельном и других цехах началось изготовление оснастки, сложной и трудоем­кой. Она была спроектирована специалиста­ми технологических служб, которые также доказали свое высокое профессиональное мастерство и ответственное отношение к |работе. Бесспорно, только благодаря своевременному обеспечению цехов оснасткой, .завод смог уложиться в установленные пра­вительством сжатые сроки изготовления агрегатов. Способствовала этому и коммер­ческая служба, в срок и в полном объеме поставлявшая в цеха все необходимые мате­риалы и комплектующие. Работа шла споро и дружно, конструкторы практически «жили» в цехах, помогая решать возникающие про­блемы. зачастую не относящиеся к их ком­петенции. К примеру, вопросы организации труда, материально-технического обеспечения и др. К документации претензий не имелось.

После завершения сборки первого агре­гата завод приступил к его испытаниям. Они прошли успешно, результаты радовали: фактические параметры полностью соответствовали заданным — об этом свидетельствовали записи в установленных на агрегате реги­стрирующих и других приборах, многочис­ленные измерения. Расчеты, конструктив­ные решения оказались верны, что говорило о высоком качестве исполнения задания, на­чиная or разработки чертежей и заканчивая изготовлением всех деталей, узлов и агрегата в целом, о высоком потенциале завода, о мастерстве всех его работников.

В конце года агрегаты были полностью изготовлены и испытаны по утвержденной программе на заводских путях. А в начале 1967 года три единицы агрегатов 11Т125 в разобранном виде, в сопровождении представителей .завода покинули территории) пред­приятия. направляясь на еще никому не из­вестную станцию Тюра-Там. Мало кто знал. что это — ракетно-космический испытатель­ный полигон Байконур.

Состав из шести груженых платформ и вагона-теплушки тронулся в путь. Дружковский машиностроительный завод с честью справился со срочным и ответственным государственным заказом.

Продолжение следует…