Посудомоечная машина была изобретена американкой Джозефиной Кокрейн в конце 19 века. В 1920-х годах она была сенсацией и воплощением хай-тека на американской кухне. И в 1950-годах она всё еще оставалась мечтой о хай-теке, символом прорывных технологий, чем-то новым и необычным. Да и в 1970-х годах тоже… По популярности она так и не смогла обогнать холодильники, микроволновки и стиральные машины. Ее путь на кухни домохозяйств оказался сложным, долгим и прерывистым. Оказывается, история ее изобретения и выхода на рынок была тоже не простой.
→ Кухонные дебаты в Москве
Как водится, начнем издалека. В июле 1959 года в Москве произошло невероятное событие: в выставочном центре парка Сокольники открылась «Американская национальная выставка», главной темой которой стала «Промышленная продукция США».
Центром экспозиции стал американский дом с кухней, которая была заполнена последними достижениями в сфере бытовой техники. Утверждалось, что это – кухня среднестатистической американской семьи, всё представленное роскошество было доступно большинству жителей Америки. На открытии экспозиции состоялись знаменитые «кухонные дебаты» Никиты Хрущева и Ричарда Никсона.
На дебатах двое руководителей обсуждали в прямом эфире достоинства капитализма и социализма. Никсон рассказывал о технических достижениях в промышленности и прорывных технологиях: об американской цветной видеопленке, автомобилях, туфлях-шпильках, пепси-коле и… Посудомоечной машине!
В своем выступлении американский президент сделал акцент именно на преимуществах американской кухонной бытовой техники, — в частности на посудомойке.
Так наша посудомоечная героиня попала в большую политику. Хрущеву не понравилось роскошество американской хай-тек кухни. Он подчеркивал, что промышленность СССР не ориентирована на производство ненужных предметов роскоши. Его реакция на американскую кухню была довольно резкой: «А у вас нет такой машины, которая бы клала в рот еду и её проталкивала?»
Еще бы! На американской кухне посуда мылась сама в посудомоечной машине, микроволновая печь готовила еду за минуты, было целых два холодильника (чтобы вся еда поместилась), на столе лежал пульт от системы типа «умного дома» (в 50-е годы!), а по полу ездил робот-пылесос, похожий на радиоприемник на колесиках. Это было уже слишком…
Кухонные дебаты (The Kitchen Debate) позднее попали в мемуары обоих политических деятелей. Вот так в России впервые увидели посудомоечную машину. И только через еще несколько десятков лет стало возможным купить это чудо техники в магазине.
А в Америке? Никсон, конечно, лукавил. В 50-е годы прошлого столетия посудомоечная машина, несмотря на многочисленные маркетинговые кампании, не смогла пробиться на кухни большинства домохозяйств и оставалась люксовым товаром. Среднестатистическая американская семья была тут ни при чем.
→ Начало
Как же появилось это посудомоечное чудо техники, гордость Америки?
Все начиналось в штате Иллинойс. Нашу механическую героиню можно смело назвать частью гордой истории Индустриального пояса Америки (Heartland), протянувшегося от Нью-Йорка до Чикаго. Посудомойка появилась на земле, которая когда-то была основой процветания мощной тяжелой промышленности, а теперь медленно ржавеет, с трудом преодолевает трудности и сменила имя на Ржавый пояс Америки (Rust belt).
Именно здесь, в Иллинойсе, в городке Шелбивилле, жила молодая и предприимчивая американка Джозефина Кокрейн, правнучка знаменитого Джона Фитча, изобретателя парохода, и дочка инженера Джона Гариса, изобретателя гидравлического насоса. Семья инженеров-изобретателей? Да, всё верно.
В первой половине ее жизни Джозефине и в голову не могло прийти, что она — будущая изобретательница механической машины. В 19 лет она вышла замуж за предпринимателя Уильяма Кокрейна и вела образ жизни американской домохозяйки, жены состоятельного человека. Она часто устраивала приемы и званые обеды. На стол ставили старинный китайский фарфор. Всё было шикарно, но однажды Жозефина обнаружила на своем фарфоре… Скол! Да-да, ценный фарфор был покрыт сколами. Кто виноват? Это всё слуги, которые неправильно моют посуду, — подумала Джозефина.
Итак, мадам Кокрейн расстроилась. Сперва она решила, что будет сама мыть фарфоровые тарелки. Но вскоре ей наскучило это занятие. Она впервые задумывается над техническим решением проблемы и произносит свою знаменитую фразу: «Если никто не намерен изобрести посудомоечную машину, я сделаю это сама!» («If nobody else is going to invent a dishwashing machine, I’ll do it myself!») И Джозефина быстро набрасывает эскиз механизма машины.
Примерно в это же время в семье Кокрейнов случается несчастье: умирает муж Джозефины. Уильям Кокрейн не смог победить свою алкогольную зависимость. В конце концов болезни убили его. Своей жене и сыну он оставил 1 500 долларов и огромную сумму долгов. Теперь у Джозефины не было выбора. Надо было действовать и активно продвигать на рынке свое изобретение, хотя бы просто ради заработка.
Для дальнейшего производства конструкцию посудомоечной машины необходимо было доработать. В этом Джозефине могли помочь профессиональные инженеры. Оказалось, что найти подходящих коллег трудно. Изобретательница часто сорилась с инженерами, которые не проявляли должного уважения к таланту изобретательницы, хоть и не обладавшей образованием в области каких-либо механических наук, но имевшей большой опыт решения домашних бытовых проблем. И вообще инженеры не горели желанием работать вместе с этой странной вдовой. Вся эта история с Джозефиной и ее машиной была просто немыслимой для конца 19 века. Женщине не подобало так вести себя и тем более что-то изобретать. Упаси боже! Так же нельзя.
И вот, наконец, зимой, в канун нового 1885 года Джозефина регистрирует патент на свое изобретение под своим именем: J.G. Cochran. В следующем году при помощи рискнувшего ей помочь молодого механика Джорджа Баттерса в сарае за домом Джозефины был собран первый прототип посудомоечной машины.
Здесь нужно отметить, что мадам Кокрейн не была самой первой изобретательницей посудомойки. До нее изобретатели пытались собрать машины, которые неловко скребли тарелки, не особо справляясь со своей задачей. В машине Джозефины была применена важная инновация: впервые для мытья посуды использовалось давление воды. Также в машине присутствовали корзины и держатели для посуды разного размера и вида. Именно этот прототип стал прародителем всех современных посудомоечных машин.
Итак, машина была собрана. Джозефина подает еще один патент, — теперь уже на сам механизм, который был зарегистрирован в 1886 году под названием: Dish Washing Machine.
Теперь мадам Кокрейн предстояло найти первых покупателей, разработать стратегию продаж совершенно нового продукта. И Джозефина снова сталкивается с трудностями.
→ Первые продажи
Мадам Кокрейн решает, что ее первыми покупательницами станут женщины, американские домохозяйки. В этом она сильно просчиталась. В конце 19 века первые посудомоечные машины стоили 75 – 100 $. Джозефина вспоминала: «Если на оснащение кухни нужно потратить 75 - 100 $, хозяйка моментально начинает думать, на что еще она могла бы потратить такую большую сумму. При этом любая домохозяйка ненавидит мыть посуду. А кто любит? Но женщинам не привычна даже мысль о том, что ее время и комфорт могут стоить денег».
После неудачного опыта продаж своей машины домохозяйкам мадам Кокрейн меняет стратегию и обращает свой взор на отели и рестораны. В 1887 году ее знакомят с менеджером шикарного и очень модного тогда отеля Palmer House в Чикаго, ныне принадлежащего сети Hilton. (Кстати, американцы считают, что именно в этом отеле был изобретен рецепт шоколадного пирожного брауни, которому в этом году исполнится 130 лет). Джозефина приезжает в отель с презентацией продукции, — и сразу получает заказ на изготовление и покупку своей волшебной машины!
Следующий заказ поступил также от большого, богатого и уже не существующего отеля Sherman House hotel. На этот раз Джозефину никто не представлял клиенту. Она справилась со всем самостоятельно. Позже она вспоминала: «Самое сложное было — просто пересечь гигантское лобби отеля Sherman House в одиночестве. Вы даже представить себе не можете, каково это было в те времена… Женщина идет одна по лобби отеля! Раньше я нигде не появлялась без сопровождения мужа или отца. Мне казалось, что я прошла целую милю по этому лобби. После каждого нового шага я была готова упасть в обморок. Но я не упала. Более того — я получила заказ на 800 $. Это стало моей наградой».
Две первые посудомоечные машины были проданы. На свет появилась компания Джозефины Кокрейн — Garis-Cochran Company.
Следующая задача заключался в поиске инвесторов, так как у самой компании не было денег на производство машин. Джозефина снова в беде. Потенциальные инвесторы согласны инвестировать в компанию при одном условии: она передаст весь менеджмент в управление… Мужчин! Негоже женщине управлять бизнесом. Это нонсенс, так же нельзя.
Джозефина снова одна. Она продолжала упорно работать, — без инвесторов. И, как выяснилось, позже это испытание стало своеобразным благословлением для нее и компании. В 1893 году в США пришел очередной экономический кризис, который сильно ударил по железнодорожным и промышленным компаниям, а также банкам. Кризис 1893 года просто уничтожил многие компании с большим финансированием и капитализацией. А вот для компании мадам Кокрейн этот год принес удачу и стал поворотным моментом.
→ Колумбова выставка
В тот год, кроме кризиса, в США проходила Всемирная Колумбова выставка, на которой демонстрировались достижения промышленности и науки. Ее также называют Всемирной Чикагской выставкой. Джозефина поняла, что это ее шанс! Так и получилось: презентация ее машин в Зале техники на выставке в Чикаго была весьма успешной. На нее буквально посыпались заказы от отелей и ресторанов со всего Иллинойса и даже из соседних штатов.
Чуть позже ей удалось расширить рынок сбыта: клиентами Джозефины становятся больницы и колледжи с их строгими санитарными требованиями. Вот уж они точно были рады изобретению Джозефины! Ее машины могли помыть до 250 предметов посуды за две минуты. Это было сенсацией для организаций общественного питания, образования и здравоохранения!
В 1898 году Джозефина открывает свою собственную фабрику — Cochran’s Crescent Washing Machine Company. В логотипе компании появляется изящный месяц, который позднее будет зарегистрирован в качестве торговой марки.
Инженер Джордж Баттерс, когда-то помогавший мадам Кокрейн с первыми чертежами, становится управляющим директором компании. Теперь машины Джозефины продаются от Аляски до Мексики.
Ее компания потихоньку развивалась. Одно по-прежнему беспокоило предприимчивую Кокрейн: стоимость ее посудомоечной машины составляла 350 $. Ее посудомойка оставалась недоступной для обыкновенных домохозяек. А еще большинство американских домов просто не располагали бойлером с тем объемом горячей воды, который требовался для обслуживания посудомоечной машины. Получалось, что отели и рестораны по-прежнему были ее самыми надежными клиентами. Годы шли, всё менялось — клиенты были всё те же.
Жизненный путь Джозефины Кокрейн и ее изобретения не был легким. Но мадам Кокрейн всегда находила в себе силы двигаться дальше.
В 1913 году Джозефина умирает: у нее случился инсульт. Говорят, что причиной послужило «нервное истощение». Ей было 74 года.
После ее смерти можно было прочитать много публичных некрологов, пафосных слов с высокой оценкой деловых качеств Кокрейн. Наконец-то, Джозефина добилась успеха и уважения.
Кстати, в 1917 году Джозефина посмертно получила еще один патент на свое изобретение. На этот раз речь шла об улучшенной модификации посудомоечной машины. Предприимчивая Кокрейн продолжала работать на благо своей компании даже после смерти.
В 1926 году компания Джозефины была приобретена американской Hobart Manufacturing Company, которая производила посудомоечные машины под брендом KitchenAid, которая в свою очередь стала частью глобальной Whirlpool Corporation.
→ Современность
Итак, что мы имеем сейчас? Разнообразие посудомоечных машин просто поражает. Мечта мадам Кокрейн исполнилась: 75% всех домохозяйств в Америке оборудованы посудомойками:
- компактными посудомоечными машинами. Эти малышки могут быть встраиваемыми или настольными.
- узкими посудомоечными машинами. Их можно установить под столешницу. Они могут быть до 45 см в ширину.
- полногабаритными посудомоечными машинами. Ширина этих машин, обычно, составляет 60 см.
А в ресторанах и отелях продолжают работать:
- промышленные посудомоечные машины, которые в свою очередь подразделяются на фронтальные, купольные, конвейерные и котломоечные, — в зависимости от посуды, которую они могут вымыть и способа ее загрузки в машину.
Весьма неплохой результат. Джозефина была бы довольна! А у вас есть посудомоечная машина? У KRONA много разных посудомоечных машин. Приходите к нам на сайт и выберите себе верную помощницу ЗДЕСЬ.
Ждем!