Зафиксировано, что более 2 500 детей по всему миру вспомнили свою предполагаемую прошлую жизнь. В более чем 1 500 из этих случаев удалось провести тщательное расследование и сопоставить воспоминания с предыдущей личностью. Во всех задокументированных случаях предыдущая личность была совершенно обычным человеком, информацию о которой невозможно получить из сторонних источников. И тем не менее, дети смогли описать мельчайшие подробности жизни, назвать имена, адреса и другие детали, о которых просто не могли знать. Так что же это: новое рождение или невероятная случайность?
Университет Вирджинии (University of Virginia, UVA) является государственным исследовательским университетом, флагманским вузом штата и входит в список лучших национальных университетов. Здесь с 1967 года в составе кафедры психиатрии и нейроповеденческих наук Медицинской школы работает Отделение перцептивных исследований (отделение исследования восприятий) (DOPS).
Для справки: Перцептивный — термин, происходящий от латинского слова «percipere», что означает «воспринимать». Он связан с понятием перцепции — то есть процессом, через который мы воспринимаем события, объекты и явления вокруг себя.
DOPS представляет собой исследовательскую группу, занимающуюся строгой оценкой эмпирических данных, подтверждающих выдающиеся человеческие возможности и способности. Основное внимание – исследование взаимосвязи разума с телом и возможности сознания пережить физическую смерть. Одно из направлений в изучении – исследование детей, которые утверждают, что помнят свои прошлые жизни.
До 2002 года главой DOPS был доктор Ян Стивенсон (канадско-американский биохимик и психиатр). Еще до создания отдела, он стал одним из самых молодых людей, назначенных на должность председателя психиатрического отделения в Университете Вирджинии (38 лет). Он активно изучал аномальные переживания, исследовал околосмертные переживания и случаи типа реинкарнации.
В 1961 году Ян Стивенсон отправляется на Восток, чтобы изучать детей, которые рассказывают о воспоминаниях прошлых жизней. С этого момента начинает выстраиваться история досконального изучения случаев типа реинкарнации.
Таиланд, Бонгкуч Промсин, 1962 год
Бонгкуч начал говорить о прошлой жизни в возрасте одного года и восьми месяцев. Все началось с фразы “это не мой дом”. В течение последующих двух лет он сообщил, что его звали Чамрат, что его семья родом из Лаоса, и что он был убит двумя мужчинами во время посещения ярмарки в Хуа Таноне (в четырех милях). Он неоднократно просил отвезти его туда и даже опознал двух своих убийц.
В какой-то момент слухи достигли семьи в Хуа Таноне, чей сын, Чамрат Пу Кио, был убит в 1954 году в возрасте восемнадцати лет. В 1964 году семья покойного смогла встретиться с мальчиком и подтвердить, что практически все его заявления были верными. До этого момента обе семьи не были знакомы, не пересекались и никогда не посещали деревни друг друга.
Утверждения Бонгкуча:
- Его отца звали Чан Ман. Отца Чамрата звали Ачан Ман Пу Кио. Ачан — почетное имя, означающее «учитель»; «Чан» было бы естественным неправильным произношением для двухлетнего ребенка.
- Его матерью была Сири Нуан. Мать Чамрата Сири Нуан умерла, когда Бонгкучу было три года.
- У него была девушка по имени Тьен. Чамрат и Тьен Бун Сим встречались пять месяцев.
- Ему было восемнадцать, и он собирался стать монахом через два года. Когда Бонгкуч делал это заявление, он, похоже, имел в виду себя, хотя ему тогда было всего два года. Чамрату было 18 лет, когда он умер, и он часто выражал намерение стать монахом, но ему пришлось бы ждать еще два года, пока он не закончит свою военную службу
- У его дома была металлическая крыша. Дом Пух Кио был новым, когда Чамрат умер, и Чамрат сам построил крышу.
- У него было две коровы. Животных Чамрату подарил его отец (одна из них была на самом деле быком).
- Он был убит Бахом Баном и Ай Су Маа. «Бах» и «Ай» — местные, несколько уничижительные, обращения («Бах» в некоторой степени эквивалентно «господин»). Мужчина по имени Най Маа признался в убийстве Чамрата во время допроса в полиции, но позже был оправдан за отсутствием доказательств. Другой подозреваемый, Най Бан, так и не был арестован.
- Он был убит около бамбукового дерева. Не подтверждено, но его тело было найдено в двадцати метрах от бамбукового дерева.
[«Бонгкуч Промсин (случай реинкарнации)». Psi Encyclopedia . Лондон: Общество психических исследований. <https://psi-encyclopedia.spr.ac.uk/articles/bongkuch-promsin-reincarnation-case>. ]
Будучи младенцем, Бонгкуч поразил свою мать, называя некоторые фрукты и овощи словами, которые были ей незнакомы и которые оказались лаосскими. Например, он называл баклажан как bugkeua вместо тайского слова makeua, гуаву как bugsida вместо varang, папайю как bughoong вместо malagor. Его семья была чистокровными тайцами, как и почти все жители их деревни, и у младенца не было возможности выучить эти слова.
Исследование и физические особенности детей
Исследователи пси-феноменов намного большие скептики, чем обычные люди. В одном из своих докладов доктор Ян Стивенсон описал, по каким критериям рассматриваются, оцениваются и расследуются дела, связанные со случаями возможной реинкарнации.
Основой здесь становятся интервью с первоисточниками и психологические тесты, а также детальная проверка всех данных, которые дал ребенок. Со временем, исследователи начали обращать внимание на родимые пятна и физические деформации на теле ребенка, что часто соответствовало ранениям или физическим увечьям описываемого умершего человека.
«Документы приобрели особую важность за последние пятнадцать лет, когда мы стали уделять больше внимания случаям с родимыми пятнами и врожденными физическими недостатками. Потому что мы стали искать отчеты о результатах вскрытия и успешно находили их в 65-70% случаев. Это съедало огромное количество времени, но все это стоило того. Отчеты о результатах вскрытия, написанные черным по белому и явно задолго до того, как родился тот или иной ребенок, содержали тесное соответствие между теми родимыми пятнами или врожденными физическими дефектами, которые были у детей», - из доклада Яна Стивенсона в Университете Вирджинии 16 января 2002 года.
Алтаа (Монголия)
В ходе своей работы, антрополог Ребекка Эмпсон обнаружила, что когда человек умирает, буряты Монголии ставят чернильный знак на тело умершего, пока оно еще теплое. Позже этот чернильный знак появляется на новом теле в виде родимого пятна. Она описывает случай Алтаа, девочки, родившейся с отметинами на руке, похожими на те, которые ее бабушка оставила на теле ее брата, когда он умер.
Маунг Хла Вин (Мьянма)
Вскоре после рождения Маунг Хла Вина его мать заметила необычно большое родимое пятно на подошве и сбоку его левой ноги, но это ничего не значило для нее. Она также не знала, что делать с его желанием остановить автобус и выйти в деревне, которую они проезжали, когда ему было около двенадцати месяцев. В восемнадцать месяцев, когда он начал говорить связно, он начал говорить, что он из той деревни, и попросил вернуться туда. У него были нарывы на бедрах, и его отвезли в Рангун на лечение, как он утверждал. Сам Хла Вин страдал от рецидивирующих нарывов на бедрах, но был категорически против инъекций, которые могли бы ему помочь, говоря: «Это очень больно. Мне делали много инъекций в Рангуне».
Значимость родимого пятна Хла Вина впервые отметил гость из деревни, которую он увидел из автобуса. Оно напоминало отметину на ноге подростка в семье, которую она знала. Этот мальчик страдал от нарывов на обоих бедрах и был замечен в больнице в Рангуне, а затем отправлен домой, когда для него уже ничего нельзя было сделать. Когда он умирал, но прежде чем он скончался, его мать попросила соседа пометить его тело в незаметном месте. Сосед использовал жир из кастрюли, чтобы сделать широкую отметину посередине подошвы и сбоку его левой ступни.
Отклонение других объяснений
Однако далеко не каждая история, рассказанная ребенком, может быть расследована. Так, сперва отклоняются другие возможные объяснения:
Естественные:
- Обман (у людей в расследованных случаях нет ни времени, ни мотивов, чтобы намеренно обманывать. По факту подобное расследование занимает много времени и многие семьи даже опасаются потерять своих детей, которые захотят присоединиться к своей прошлой семье. К случаям, когда ребенок вспоминает известную личность, исследователи изначально относятся с большим скепсисом).
- Фантазии
- Возможность ребенка получить информацию из каких-либо источников, а затем выдать за якобы свои воспоминания (криптомнезия).
- Парамнезия. Моделирование воспоминаний. Частичное помутнение сознания
- Кинетическая память
Паранормальные:
- Экстрасенсорное восприятие. Идентификация себя с умершим человеком (предположение, что покинувшая тело личность влияет на ребенка, навязывая ему воспоминания).
И только в случае отклонения всех этих объяснений далее идет обсуждение такой возможности, как реинкарнация.
В некоторых случаях бывают предсмертные предсказания человека о его новом появлении или предсмертные пожелания о родителях или обстоятельствах для следующего воплощения.
Марта Лоренц (Бразилия)
Еще до своей смерти от туберкулеза в 28 лет Синхазинья выражала желание родиться дочерью своей подруги. После ее смерти подруга родила девочку Марту Лоренц. Будучи маленьким ребенком, Марта часто просила, чтобы ее отвели в дом Синхи. Как пишет Стивенсон, она полностью идентифицировалась как Синха «по линии непрерывного развития, а не как замена ее идентичности как Марты». Предваряла свои воспоминания словами «когда я была Синхой» или «когда я была большой». Она злилась, если кто-то плохо обращался с ее братом Карлосом, потому что он был любимцем и крестником Синхи. Идентификация не уменьшалась по мере ее взросления. Став взрослой, она жаждала воссоединения с Флоринжо, человеком, который покончил с собой, когда не мог жениться на ней. Она спорила с человеком, который говорил, что мертвые никогда не возвращаются. Другому она заявила, что мертвые не остаются в своих могилах. Было также замечено сходство между ее почерком и почерком Синхи, но данное сходство никогда не подвергалось независимой оценке. Марта страдала от физических недугов, которые особенно затронули ее гортань и которые напоминали смерть Синхи от туберкулеза. До десяти лет она часто болела инфекциями верхних дыхательных путей, из-за чего ее голос становился грубым. В такие моменты она чувствовала себя большой в своем теле и верила, что умрет, болезнь, по-видимому, вызывала ассоциации с прошлой жизнью.
В некоторых случаях родители ребенка перед зачатием или женщина во время беременности могли видеть объявляющий сон.
Ваэль Киван (Ливан)
Ваэль Киван начал рассказывать о событиях в жизни 24-летнего мужчины, который повесился у себя дома в Лос-Анджелесе, разочарованный жизнью в Соединенных Штатах и невозможностью вернуться в Ливан. Ваэль родился в Ливане через два месяца после самоубийства в неродственной семье. Предыдущая семья была опознана, когда Ваэль узнал их дом в Бейруте. За неделю до его рождения его матери приснился молодой человек в расстегнутой рубашке, потеющий и дышащий часто и с трудом. Когда она позже увидела фотографию предыдущего человека, она узнала в нем мужчину из своего сна.
Также изучаются родимые пятна и дефекты на теле и соотносятся с результатами вскрытия указанного предыдущего воплощения. Проверяются все заявления субъекта о лицах, местах и событиях, связанные с предыдущей жизнью. Оценивается и тестируется необычное поведение ребенка на соответствие поведения, которое демонстрировала предполагаемая предыдущая личность или причины смерти, которые могут выражаться в фобиях, филиях, отвращении, привязанности, переодевании, играх и т.д.
Тысячи случаев по всему миру, занесенные в одну базу данных
За годы работы DOPS собрал более 2500 случаев реинкарнационного типа. Для подавляющего большинства этих случаев полевые заметки были закодированы по >200 переменным и помещены в базу данных отдела. Это исследование потребовало бесчисленных часов и сотен людей, и по этой теме еще так много предстоит узнать.
База данных позволяет исследователям, а также другим, применять различные анализы для поиска закономерностей в файлах.