Найти тему
myfin.by

Право на налоговые льготы придется доказывать: все о налоговом резидентстве

Зачем нужно налоговое резидентствоКак правило, государство заинтересовано в том, чтобы физическое лицо признавалось его резидентом, так как обычно это влечет за собой уплату подоходного налога в этом государстве. Поэтому нормы налогового законодательства направлены на то, чтобы признавать как можно большее количество физических лиц налоговыми резидентами и сформулированы таким образом, чтобы скорее само физическое лицо подтверждало, что не является нерезидентом и тем самым доказывало, что не является плательщиком подоходного налога при определенных операциях.Однако в практике бывают и обратные ситуации и вдруг выясняется, что доказать документально резидентство Беларуси на все сто процентов невозможно.Проблема может возникать в тех случаях, когда резидентство Республики Беларусь является необходимым условием для применения налоговой льготы.В соответствии с подпунктом 2.3. п. 2 ст. 35 НК льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются в виде налоговых ставок, пониженных по сравнению с общеустановленными. В соответствии с п. 5 и 6 ст. 214 НК, льгота в виде пониженной ставки по подоходному налогу, в случае не распределения прибыли в течение определенного промежутка времени, применяется лишь к налоговым резидентам Республики Беларусь.Усложняет ситуацию, что исчислить и уплатить налог, а также применить льготу, если плательщик хочет ею воспользоваться, обязан налоговый агент (ст. 23 НК), а не налоговый орган.В силу подпункта 1.11. п. 1 ст. 22 НК плательщик обязан представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы, в налоговый орган по месту постановки на учет по его требованию, если иное не предусмотрено статьей 26 НК, либо налоговому агенту, а по налогам, сборам (пошлинам), взимаемым другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами – таким государственным органам, организациям, должностным лицам.В силу п. 1 ст. 17 НК налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь.До тех пор, пока положения части первой п. 1 ст. 17 НК не позволяют определить статус физического лица, лицо признается налоговым резидентом Республики Беларусь в текущем календарном году, если оно фактически находилось на территории Республики Беларусь более 183 дней в предыдущем календарном году, а в случае, если физическое лицо фактически находилось за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в предыдущем календарном году, оно не признается налоговым резидентом Республики Беларусь в текущем календарном году.Как доказать свое налоговое резидентствоДля целей НК налоговое резидентство физического лица определяется применительно к каждому календарному году.В соответствии с п. 4 ст. 17 НК для подтверждения фактического нахождения на территории Республики Беларусь день въезда (выезда) в Республику Беларусь (из Республики Беларусь) определяется на основании отметки о пересечении государственных границ иностранных государств, вносимой компетентным органом иностранного государства, осуществляющим пограничный контроль, в документы, удостоверяющие личность, и (или) документы для въезда (выезда) в Республику Беларусь (из Республики Беларусь), а также на основании имеющихся в налоговом органе сведений.Если положения части первой п. 4 ст.17 НК не позволяют однозначно определить время фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь, плательщик представляет в налоговый орган документы (либо их копии), подтверждающие место его фактического нахождения в течение календарного года (лет), а также любые другие документы (либо их копии), которые могут служить основанием для определения места его фактического нахождения:документ, удостоверяющий личность;разрешение на временное проживание в Республике Беларусь, оформленное в установленном порядке;иные документы, подтверждающие въезд (выезд) в Республику Беларусь (из Республики Беларусь) и время пребывания на территории Республики Беларусь или иностранного государства.При этом, в соответствии с ч. 2 п. 5 ст. 17 НК если физическое лицо одновременно является налоговым резидентом Беларуси и другого государства, а международный договор по вопросам налогообложения с таким государством отсутствует и (или) не применяется, либо если физическое лицо не является налоговым резидентом ни одного государства, в том числе Беларуси, то оно признается налоговым резидентом Беларуси, если в календарном году, за который определяется налоговое резидентство, имеет гражданство Беларуси или вид на жительство в нашей стране.Комплексное толкование указанных норм позволяет сделать вывод о том, что полностью документально установить налоговое резидентство Республики Беларусь невозможно.Например, наличие паспорта Республики Беларусь без отметок о пересечении границы не является абсолютным доказательством налогового резидентства Республики Беларусь, так как выезд в РФ возможен и без наличия каких-либо отметок или наличия любых письменных доказательств (может отсутствовать даже билет при пересечении границы на автомобиле).Иными словами, нет таких документов, которые бы полностью подтвердили правомерность использование льготной ставки по дивидендам в соответствии с п. 5 и 6 ст. 214 НК.Что в итоге?Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:налоговый агент обязан применить льготу при наличии оснований и заявления плательщика;налоговый агент обязан проверить резидентство плательщика для целей возможности применения льготы;резидентство Республики Беларусь документально полностью подтвердить невозможно, а, следовательно, паспорта с отсутствием отметок о пересечении границы и заявления плательщика о том, что он находился в Беларуси больше 183 дней в соответствующем году, будет достаточно для неудержания налога.Иное толкование ставило бы под вопрос саму возможность применения налоговой льготы по п. 5 и 6 ст. 214 НК.