Если у нас, скажем, есть всего тысяча драхм, и, отдавая их нищему, мы сожалеем, что не можем дать больше, то, помимо самого подаяния (этих денег), мы передаём в сердце этого нуждающегося Самого Христа и искреннюю заботу о том, кому нужна наша помощь.
То, что мы сделали, не оставит его равнодушным, его мысли будут возвращаться к милосердному человеку, который, отдав купюру, подарил вместе с ней своё сердце, полное сострадания. Этот человек дойдёт до того, что однажды анонимно вернёт своему благодетелю все полученные деньги или даже больше.
Вы читаете отрывок из второго тома "Слов" преподобного Паисия Святогорца "Духовное пробуждение", М., Орфограф, 2021, стр.175-176
Со мной однажды случилось нечто подобное. Когда я был в Салониках, ко мне подошла женщина, по виду цыганка, и попросила денег для детей, так как её муж был болен. У меня было всего пятьсот драхм, и я отдал их ей, сказав: «Прости, но у меня больше ничего нет. Если хочешь, возьми мой адрес и напиши о здоровье мужа. Постараюсь помочь с Афона».
Спустя время я получил письмо, в котором было пятьсот драхм и приписка: «Спасибо за твою доброту. Возвращаю деньги, которые ты дал».
Если подаяние даётся с болью, то получающий милостыню будет согрет любовью Христа и сам станет отдавать, а не собирать. А если просящий окажется жестокосердым и начнёт копить, то собранные деньги не принесут ему радости. Бог устроит так, что эти средства будут направлены туда, где они действительно нужны. А жестокосердому попрошайке останутся лишь усталость и изнурение от "сбора пожертвований", который, сам того не осознавая, он проводил ради других.