Проекты и банкноты второй серии Банка немецких земель Макса Биттрофа и Германа Вирля
Во втором Законе о реорганизации денежной системы от 20 июня 1948 года (Закон об эмиссии) Банк немецких земель был обязан выпускать банкноты, не носящие его имени, в течение переходного периода, не превышающего двух лет. В соответствии с этой статьей Банк немецких земель, который был основан только в марте 1948 года, должен был заменить банкноты первоначального выпуска и выпускать банкноты с надписью «Банк немецких земель». Первоначальное оборудование было скудным по размерам, а спрос был высоким. Кроме того, необходимо было как можно скорее найти замену изданиям, особенно подверженным подделке. Центральный банковский совет Банка немецких земель на 19—м заседании 6 октября 1948 года рассмотрел вопрос о чрезвычайном давлении в соответствии с пунктом 11 повестки дня:
Банк немецких земель намерен немедленно приступить к печати собственных банкнот, чтобы как можно скорее изъять из обращения банкноты, которые легко подделать. Поэтому Совет Центрального банка одобряет планы, представленные Советом директоров, и принимает решение:Подготовка к выпуску марок номиналом в 100, 50, 20, 10, 5, 2 и 1, которые носят название Банка немецких земель, должны продвигаться с максимально возможным ускорением. В качестве первой банкноты с названием Банка немецких земель должна быть выпущена банкнота номиналом 5 немецких марок тиражом 150 миллионов экземпляров, при условии, что Банк немецких земель немедленно заменит бесполезные банкноты номиналом 50 и 20 немецких марок. Если эта замена не будет произведена, то вместо секции по 5 марок будет введена в эксплуатацию секция по 20 марок, также тиражом 150 миллионов экземпляров. В каждом конкретном случае принимается особое решение о размещении заказа на печать марок других разделов.В настоящее время в Германии нет необходимых условий для своевременной печати срочно необходимых высококачественных банкнот методом глубокой печати; поэтому производство таких банкнот, пока не будут созданы эти условия, должно быть передано иностранным фирмам с репутацией. Выпуск банкнот номиналом 5 немецких марок или вместо них банкнот номиналом 20 немецких марок должен быть поручен лондонской фирме «Томас де ла Рю и Ко» с согласия Банковской комиссии Союзников и предоставления необходимой иностранной валюты
Желая придать нотам немецкий оттенок, был объявлен ограниченный конкурс на дизайн, в котором приняли участие следующие художники—графики:
- Макс Биттроф, Франкфурт-на-Майне
- Герман Вирль, Мюнхен
- Альберт Ганцле, Ной—Изенбург
- Ханс Бон, Франкфурт-на-Майне
- Генрих Йост, Франкфурт-на-Майне
Отобранные художники уже зарекомендовали себя с 1920-х годов как художники-иллюстраторы, а также художники по шрифтам и книгам. Ганс Бон и Макс Биттроф были членами Экзаменационной комиссии по почтовым знакам Федерального министерства почтовой связи с марта 1949 года в качестве художников, а Герман Вирль — художественным экспертом. Генрих Йост скончался в конце сентября 1948 года.
Из-за дизайна лицевой стороны банкноты номиналом 20 немецких марок художники-графики Макс Биттроф и Герман Вирль получили заказ на создание дизайна для целой серии банкнот номиналом 5, 10, 20, 50 и 100 немецких марок. Оценки в одну и две марки больше не упоминаются в этом источнике.
В то время как дизайн Макса Биттрофа для этой купюры номиналом 20 немецких марок известен по статьям, дизайн Германа Вирля до сих пор не был опубликован.
Дизайн Макса Биттрофа изображает Европу на тельце, как она позже появится на банкноте номиналом 5 немецких марок. Это символ Европы, общего происхождения европейцев и их культуры, а также единения. Герман Вирль выбрал Бассенхаймского всадника, изображение Мартина Наумбургского мастера около 1240 года, которое первоначально висело на западной стене Майнцского собора. Святой Мартин олицетворяет христианскую культуру, милосердие, скромность и социальную мысль.
На других рисунках Биттрофа изображены Гёте, голова Гермеса и антикварный женский портрет рядом с изображением Европы на тельце на купюре номиналом 20 немецких марок.
Герман Вирль также обратился к Гёте за оценкой в 100 немецких марок. Гёте изображён на лицевой стороне медальона справа. Левая сторона представляет собой противовес с пустым белым медальоном, предназначенным для водяного знака головы. На оборотной стороне есть рисунок, на котором справа изображён не медальон, а рамка с изображением. Передние и задние контрольные номера отличаются друг от друга, что позволяет предположить, что это независимые конструкции, даже если рамки и цифры значений очень похожи. В центре этой обложки находится немецкий дуб, который поднимается из пламени, как самовосстанавливающийся Феникс, с изображением ребёнка как символа новых начинаний и жизни. Справа от дуба изображён силуэт с руинами разрушенного города под непогодным пасмурным небом, слева — Кёльнский собор в солнечном свете. Вирль создаёт в этой задней части пацифистскую, позитивную версию будущего для вновь пробуждающейся Германии. К сожалению, неизвестно, были ли проекты Германа Вирля также представлены в этой форме.
Для банкноты номиналом 50 немецких марок, представленной в Банк немецких земель, Герман Вирль использовал изображение головы купца Ганса Имхофа с аверса картины Альбрехта Дюрера, которая уже использовалась для банкноты Рейхсбанка 1922 года номиналом 5000 марок. Голова доминирует над всей правой стороной вплоть до середины. Рядом с ним число «50″ отображается в слегка смещённом положении на гильошированном фоне. Слева находится рамка для просмотра без печати, которая соединяется с полем для печати словом «FÜNFZIG«, написанным заглавными буквами. В четырёх углах поля печати цифры значений отображаются в том же порядке, что и в центральном поле.
На краю дисплея в нижней части повторяется число значений. Вверху находится контрольный номер, который во второй раз находится под изображением головы.
Указанная купюра в 10 немецких марок не полностью оформлена. На ней изображён молодой человек в стиле XVIII-го века, вероятно, представитель эпохи Просвещения, такой как Готфрид Вильгельм Лейбниц или Жан—Жак Руссо. Банкнота разделена аналогично дизайну Вирля банкноты номиналом 50 немецких марок и банкноты номиналом 10 немецких марок от 2 января 1960 года. Справа — изображение головы, занимающее всю высоту купюры и не ограниченное медальоном. Справа от него, в центре купюры, указан номер в гильошах, разделённый буквенным значением, которое соединяет край купюры с поверхностью печати. На краю печатающей поверхности нанесена надпись Банкнота номиналом 10 немецких марок. Углы показывают количество значений.
В том же месте мы находим черновик банкноты номиналом 2 немецких марки. Из протокола Совета Центрального банка от 5 октября 1948 года следует, что вся серия банкнот первоначального выпуска с номиналами от одной немецкой марки до 100 немецких марок должна быть заменена, даже если банкноты номиналом в одну и две немецких марки будут заменены на банкноты номиналом от одной немецкой марки до 100 немецких марок, позже они больше не выпускались. Этот проект соответствует первоначальному требованию Банка немецких земель.
В центре рисунка изображена цифра «2«, окружённая слева снопом колосьев, а справа — сотами, в том числе рабочими пчёлами. Всё это нанесено на рельефный рисунок отрицательного давления. На ободке написано «две немецкие марки» и «Немецкая банкнота« с цифрой 2, серпом и зернистыми стеблями в четырёх углах. На правой стороне есть непечатаемая рамка для просмотра. Здесь оставлено место для водяного знака, а также для контрольного номера и штампа, удостоверяющего личность. Второй контрольный номер размещён над сотами. Эта банкнота смутно напоминает банкноту в две рентные марки от 30 января 1937 года.
В июле 1949 года комиссия приняла решение в пользу проектов Макса Биттрофа. Ему было поручено разработать банкноты номиналом 5, 50 и 100 немецких марок до готовности к печати.
Результатом стали банкноты Банка немецких земель с датой 9 декабря 1948 года. Банкнота номиналом 5 марок с изображением шипастой Европы на тельце на лицевой стороне выпускалась с 22 марта 1950 года. За 16 мая 1951 года последовала банкнота в 100 немецких марок с изображением советника Якоба Муффеля по картине Альбрехта Дюрера и пятидесятимарковая купюра с изображением головы купца Ганса Имхофа (личность точно не установлена, и патриций Виллибальд Пиркхаймер и рентмейстер Лоренц Стерк всё ещё обсуждаются; иногда появляется и имя Йобста Планкфельта), также по мотивам картины Альбрехта Дюрера, наконец, начиная с 19 сентября 1951 года.
Оба художника были приглашены для создания первой серии банкнот недавно созданного Бундесбанка. Герман Вирль скончался 2 августа 1958 года и больше не мог подавать черновики. Конструкции Макса Биттрофа были убедительны, и в конечном итоге они были использованы для замены серии BBk II для Западной Германии во время «холодной войны«.
Герман Вирль также разработал защитный знак, который до сих пор является общим для большинства людей, интересующихся банкнотами:
Материал взят из открытых источников (Oliver Herzberg)