«Члены Санкт-Петербургской академии наук придумали необычный способ финансировать научное книгоиздание, — рассказала историк литературы Татьяна Кристен. — Понимая, что типографию нужно финансировать, руководители академии выпросили у Верховного тайного совета «календарную привилегию» для своей типографии, чтобы только она в России могла печатать все виды календарей».
Долгие годы типография существовала почти исключительно за счет прибыли от продажи ежегодных календарей. И ее «некоммерческие» проекты — газета «Санкт-Петербургские ведомости» и первые научные журналы — также выходили за счет этих средств.
Первый «толстый» календарь-месяцеслов был выпущен в октябре 1728‑го — на следующий год. За два последующих месяца его постарались распространить по всей Российской империи на санях почтовых извозчиков.
«Это стало началом удивительной эпохи академических календарей-месяцесловов. Они были основным домашним чтением. В «Капитанской дочке», «Евгении Онегине», «Обломове», «Горе от ума» персонажи читают, листают, цитируют календари академической типографии, — говорит директор издательства «Наука» Николай Федосеенков. — Календари выглядели как толстые книги. Первые страницы содержали привычный нам календарь, а последующие — массу полезной информации. В XIX веке к ним даже прилагались металлические гравюры — портреты августейших особ и пейзажи».
«Календарная привилегия» академической типографии существовала с 1727 года до начала 1869‑го. Подобная монополия приносила ей большие прибыли, значительная часть которых тратилась на финансирование научных изданий и разработку новых шрифтов, иллюстративных и картографических материалов.
Впрочем, были и нарушения «календарной привилегии». В 1732 году некий Ашмус Кооп перепечатал одно из изданий российской академической типографии и начал его продавать. Тираж был арестован, а Кооп оштрафован. Инцидент попал даже в поле зрения курфюрста Саксонского Августа, который официально закрепил особую привилегию за российской академической типографией на территории своего государства, чтобы не ссориться с Российской империей.
В последние десятилетия XVIII века распространение календарей взяла под личный контроль княгиня Екатерина Дашкова — видный деятель эпохи Просвещения. Она сама разрабатывала схему выпуска и доставки календарей в губернии. Адрес-календари были настолько популярны, что литераторы даже посвящали им свои юмористические произведения. В 1818 году вышла в свет пародия «Парнасский адрес-календарь», в которой высмеивались чинопочитание и раболепство перед теми, кто упомянут в календаре.
Читайте также:
«СПб ведомости» стали победителем в одной из номинаций на фестивале «Щит России»
«СПб ведомости» основали новую городскую традицию, посвященную Михаилу Ломоносову