В преддверии Дня отца в России в 2024 году героями специального выпуска «Родительского клуба Littleone» cтали многодетные папы, на чью долю выпало много безусловного счастья, но и без трудностей, конечно, не обошлось. Мужчины рассказали о поощрениях, запретах, проецировании методов воспитания родителей на своих детей и разделении обязанностей с женой.
«Категорически я ничего не запрещаю»
Денис Жолудев, отец Никиты (20 лет), Маруси (12 лет), Таисии (9 лет) и Мити (5 лет), предприниматель, популярный блогер (denis_k0rablev): «Несмотря на то, что я все время занят, я очень стараюсь быть заботливым и внимательным отцом. Например, когда младший обращается с просьбой отцепить детальки от конструктора, а старший с желанием поступить в автошколу, — я прерываю дела и помогаю, потому что это важно для них. Если у детей что-то сломалось, а я не могу сразу починить, потому что не хватает запчасти, я тут же заказываю ее в интернете, чтобы не откладывать в долгий ящик.
С рождением каждого ребенка я учился быть все более многозадачным, потому что количество дел и ответственности, разумеется, увеличивалось. Сейчас все дни расписаны в графике, чтобы ничего не забыть. Выходные —на месяц вперед: музеи, кино, прогулки по центру. Еще, когда мы начали планировать третьего ребенка, я решил отказаться от вредных привычек. Осознал, что хочу быть хорошим примером для своей большой семьи.
Также очень важно следить за коммуникацией между детьми, чтобы они ладили и дружили. Пока ребенок один, ты об этом не думаешь. Когда их двое, ну вроде как им деваться некуда друг от друга. А вот дальше сложнее. Обязательно нужно организовывать что-то совместное для старшего и младшего. И, конечно, когда детей много, важно научиться давать всем равноценное внимание, чтобы не возникало ревности.
Мне нравится, как меня воспитывали родители. Естественно, есть какие-то моменты, с которыми я не согласен, но, в целом, я очень доволен. И все лучшее я стараюсь проецировать на детей.
Например, я тоже даю им возможность выражать и отстаивать личное мнение без «будет так и точка!». Вот хочет, допустим, Митя в сад надеть белые носки, и я вижу, как ему тяжело, когда я его заставляю взять другие, потому что он, видимо, не в эту секунду так решил, а думал об этом, — я позволяю.
Кроме того, мои родители ни при каких обстоятельствах не поднимали на меня руку, поэтому не существует таких вариантов, чтобы я причинил своим детям какую-то физическую боль. Я использую слова. Еще родители приучили меня к самостоятельности: я рано начал готовить и стирать свои вещи. По возможности тоже детям это прививаю. Например, я и сам могу покормить собак, но говорю девочкам, что это их зона ответственности.
А важнее всех правил — быть с ребенком в диалоге, чтобы он мог обратиться ко мне с любой трудностью, а не держать в себе.
Часто ведь так бывает, что дети воспринимают что-то как проблему вселенского масштаба, а родитель решает ее за секунду. Главное, чтобы ребенок поделился. Я часто сам спрашиваю: «Чем я могу помочь?», «Беспокоит ли что-нибудь?».
Категорически я ничего не запрещаю: хочешь бегать по лужам, смотреть мультики, безобразничать — делай, но в меру! И наравне с чем-то полезным. То есть я слежу за тем, чтобы у ребенка было детство и в то же время он занимался созидательными вещами. Наказаний как таковых нет, но устно отчитать и поругаться могу. Могу ненадолго запретить телевизор или сладости. Но если говорю, что лишаю чего-то на 2 дня, то, как правило, через 2 часа уже прощаю. Не хочу детей истязать, для них время течет по-другому — десять минут могут казаться вечными.
А поощрения связаны с веселым, радостным досугом. Хотя на деле основной метод — словесный. А именно, говорю детям: «Ты молодец», «Умничка». Ребенка нужно чаще хвалить, чем ругать. Конфеты и игрушки тоже бывают, но я это не очень приветствую.
Наша семья с Ксюшей — единый организм, поэтому мы с ней уже давно не делим обязанности на: «Ты должен это, а ты это». Мы делаем то, что посильно. Если у меня больше сил и свободного времени, я делаю то, что могу сделать. Если у нее, то делает она. Допустим, нужно отвести ребенка на секцию. Делает это тот, кто в моменте больше готов. Так же и по дому. В детской стараемся делать уборку руками ребят: говорим, что куда положить, а они делают.
Помню, как завидовал в детстве большим семьям, ведь у меня была только сестра. Наверное, поэтому, чем бы я не занимался в жизни, что бы не планировал, я всегда это делал с учетом того, что у меня будет много детей, даже когда у меня их не было. Если бы получилось так, что у меня был бы только один ребенок, в душе я бы все равно был многодетным отцом».
«Когда детей много, то быстро понимаешь, насколько ограничены возможности родителей»
Денис Собур, отец Ксении (15 лет), Софии (13 лет), Анны (11 лет) и Зои (9 лет); кандидат физико-математических наук, ученый-исследователь, преподаватель: «Прежде чем подумать о ребенке плохо, подумай о нем хорошо. Для меня это основной принцип воспитания. Ребенок хочет быть хорошим и старается этого добиться доступными ему средствами. Наши дети — не злодеи, просто их возможности очень ограничены. Гораздо меньше воли, знаний, выносливости. А мы воспринимаем их как взрослых и не видим, что они уже за гранью своих возможностей. «Правильно, только медленно» — как когда-то я говорил дочери. За неприглядным поведением подростка важно увидеть ту потребность, которую он пытается закрыть. Он может привлекать внимание своим поведением, пытаясь хоть так заполучить внимание родителей и признание собственной важности. Он может избегать учебы, которую просто не в состоянии освоить в таком количестве и таком темпе. И важно за внешним протестом увидеть реальную потребность и помочь ребенку ее закрыть. Работать с причиной, а не со следствием.
Когда детей много, то быстро понимаешь, насколько ограничены возможности родителей. Это с одним ребенком можно верить в свой педагогический талант или, наоборот, сокрушаться о его отсутствии. А если детей несколько, то видишь, насколько они отличаются друг от друга. Вроде делаешь то же самое, а повторить результат не удается. Или, наоборот, легко получается то, что раньше не работало.
Одна хорошо учится, но склонна к повышенной тревожности, ограничению социальных контактов. Другая отлично понимает людей, но учеба идет очень неспешно. С третьей можно быть спокойным: в сложной ситуации она сразу обратится к тебе за советом. А четвертая ведет себя как партизан на допросе и открыто говорит, что не доверяет нам. Это сложно выдержать, но со временем ты понимаешь: мы не боги. Мы можем дать детям многое, но гораздо меньше, чем хотелось бы. И результат совсем не гарантирован. Иногда тебе просто повезло получить ребенка с подходящей нервной системой.
Можно сказать, что я очень включенный отец. А можно назвать гиперопекающим. Суть та же — я много времени уделяю детям: их воспитанию, образованию и психологическому состоянию.
Несколько лет назад мне нужно было сделать выбор между карьерным ростом и временем с родными. Я осознанно выбрал семью и не жалею об этом. Всех денег не заработаешь, а дети вырастают очень быстро. И даже огромного количества времени все равно не хватает. Впрочем, это с какой стороны посмотреть. Если бы у нас был один ребенок или даже двое — то, скорее всего, было бы очень сложно. Слишком много контроля и нереалистичные ожидания родителей. К счастью, у нас их четверо, поэтому у них есть возможность иногда ускользнуть из-под контроля и вздохнуть свободно.
Я доволен тем, как меня воспитывали мои родители. И я использую многие из их методов воспитания, но с поправкой на современность. Например, в детстве я не ходил в садик. И это было довольно необычно для конца 1980-х. А мои девочки со второго-третьего класса учатся на семейном обучении. Еще, как и мои родители в свое время, я не даю детям карманные деньги просто так. Они получают небольшие суммы за посещение факультативов, прохождение учебных курсов и даже своевременное выполнение школьных заданий. Я по своему опыту знаю, что даже небольшая сумма способна преодолеть лень подростка. А главное, это эффективнее и выгоднее, чем нанимать репетитора немотивированному школьнику.
Запреты работают плохо. У нас достаточно открытые отношения с детьми. И через некоторое время они рассказывают, как именно обходили тот или иной запрет: взламывали родительский контроль, включали роутер в запертом шкафу… Это соревнование меча и щита бесконечно. Поэтому я скептически отношусь к запрету смартфонов в школе — я знаю реально используемые способы его обхода. А вот угроза запрета работает прекрасно. Чем больше у ребенка есть, тем больше у родителей инструментов для переговоров. Если есть шанс избежать проблем, то ребенок постарается это сделать. Как мы шутим, рецепт воспитания хороших детей очень прост: «угрозы, шантаж и манипуляции». Это работает, если мы раза три-четыре об этом напомним. А вот прямой запрет приводит лишь к бесконечной трате сил на контроль его выполнения.
Обязанности по воспитанию детей с женой разделились так. Я занимаюсь вопросами, связанными с образованием как школьным, так и дополнительным. Супруга следит за здоровьем детей: ходит с ними по врачам, отвечает за прием витаминов и питание. Плюс их дела по дому (еще один бесконечный источник конфликтов). Также супруге удается выделять время на индивидуальное общение: она регулярно ездит в туристические поездки вдвоем с кем-то из детей. Ну, и мы оба занимаемся их психологической поддержкой, вместе смотрим фильмы и ездим в семейный отпуск. Да, усилия, потраченные на образование и здоровье важны. Но, повторюсь, мы не боги и вряд ли сможем достичь всех поставленных целей. Поэтому иногда пора просто выдохнуть и расслабиться. Скоро наступит время отпустить детей во взрослую жизнь. Что-то мы успели им дать, а остального им придется добиваться самим. И это нормально, на этой планете никогда и не было иначе».
«Я щедрый девочкам на подарки…»
Николай Талабаев, отец Есении (10 лет), Алисии (7 лет) и Эмилии (5 лет), организатор клуба здорового образа жизни: «Я стараюсь быть внимательным к своим девочкам: уделяю время и на поиграть, и на пообниматься. Если кто-то их обижает, то иду разговаривать с обидчиком, чтобы дети чувствовали себя в безопасности, что я их всегда защищу. Оговорюсь, что я максимально спокойный человек, так что все решаю разговорами. Еще я щедрый девочкам на подарки. Старшие уже, конечно, и деньги просят на карманные расходы — я даю, но не всегда, не хочу сильно разбаловать. Вещи покупаю именно те, что просят, чтобы они чувствовали себя уверенно.
Меня воспитывали максимально самостоятельным и так получилось, что я спроецировал это на старшую дочь. Например, она гуляет сама с пяти лет. Конечно же, все правила поведения на улице я ей тогда рассказал. И, надо сказать, до сих пор всем троим их напоминаю.
В семье у нас заведено так: каждое утро маленькая разминка, кто сколько может, делаем стандартные упражнения, чтобы проснуться, по вечерам медитация 10 минут и разговоры о прошедшем дне, а в районе 22:00 — сон. Также прививаем привычки здорового питания, так как профессионально с этим связаны.
Поощрения использую финансовые и путешествия — за хорошую учебу, порядок дома и достижения в своей сфере. Запреты, по сути, связаны только с уменьшением экранного времени. Иногда, если перебор со сладостями, дочкам приходится пить сверх дневной нормы воды.
С женой Леной стараемся делить обязанности. Готовим 50 на 50. Для помощи с домашкой средней Алисия сама выбрала маму, поэтому я занимаюсь тем, что отвожу дочку в школу и забираю. Младшую Лена уводит в сад, а я забираю. Уборкой занимается клининг. Ну, это жена контролирует. Продукты чаще всего я покупаю. Засыпают дети сами — мы после медитации уходим в свою спальню.
За время отцовства научился, что если злюсь, то нужно сказать из-за чего, тогда ничего не копится внутри, а значит, нет и срывов. Того, кто плачет, обязательно обнимаю и выслушиваю. Обнимаю до тех пор, пока дочки держат».