В конце сентября на канале «Культура» вышел второй фильм цикла «Земля людей», посвященный малочисленным народам Астраханской области. Напомним, что первый фильм был посвящен астраханским казахам. В этот раз речь шла о юртовцах.
В съемках фильма приняли участие жители сел Приволжского района: Татарской Башмаковки, Карагалей, Яксатова, Килинчей и поселка Мошаик. Именно здесь компактно проживают потомки степных кочевников, в традициях и обычаях которых пересеклись элементы как татарской, так и ногайской культуры.
На перекрёстке миров
Режиссёром фильма выступил Михаил Скотников. В качестве эксперта был приглашён Эльдар Идрисов, директор Научно-образовательного центра пространственного развития Астраханского филиала РАНХиГС. Он подтвердил, что юртовцы, с одной стороны, имеют ногайскую историко-культурную основу, а с другой — находятся под этнокультурным влиянием средневолжских татар.
«Воеводская администрация, а затем губернская администрация, в Астраханской области формирует население и обозначает их как юртовцы, или юртовские татары. Слово татары здесь скорее используется не в этническом понятии, а в неком обобщении синонима слова тюрки. Получился своеобразный мост между несколькими культурами. Само слово юрт означает место для поселений.
И первое место для поселения юртовцев как раз было — южная конечность земляного города на юге от кремля, которое так и называлось — юртовское поселение. Оно было организовано через крупные улусные объединения. Они кочевали улусами во главе с мурзами, во главе с табунными головами. Мурзы - это потомки той династии, которая правила в ногайской орде.
Поэтому такие фамилии, как Урусовы, Тимбаевы, Шахмурзаевы, Байтирековы, — это знать, которая была причастна к ногайской правящей династии, ногайской орде. А табунные головы не имели такого знатного статуса, это авторитеты, которые привлекались для того, чтобы выполнять административную функцию. Табунные головы и мурзы обеспечивали выполнение государственных задач и посылались на дипломатические миссии», - пояснил Эльдар Идрисов.
Лошади и земледелие в крови
Юртовцы с давних времен вели кочевой образ жизни, а их спутниками всегда были верблюды и лошади. Поэтому и сегодня в юртовских селах взрослые и дети с удовольствием ездят верхом. Об этом рассказал в фильме Ильгам Шамсудинов, тренер, возрождающий и развивающий национальный ногайский спорт. Сам Ильгам с детства наблюдал за лошадьми на пастбище. Когда вырос, купил себе жеребенка, вырастил его и объездил.
«Лошадь — это настоящее удовольствие, — говорит Ильгам. — Иногда я выезжаю в степь на 5-6 часов. Там душа отдыхает. Хочется гарцевать. Я и трех своих дочерей научил держаться в седле. В моих планах возродить местную породу лошадей, на которых ездили наши предки».
Со временем юртовцы перешли к оседлому образу жизни и стали искусными земледельцами. В настоящее время в астраханских селах, относящихся к юртовскому типу, почти все жители занимаются выращиванием помидоров. Зимой они высаживают рассаду, а ранней весной приступают к посадке под пленку. Каждый, будь то учитель или преподаватель вуза, приходит с работы домой и посвящает время своему огороду.
Рамиль Ережепов из села Карагали поделился со съемочной группой, что выращивание овощей — это тяжелый труд, но они продолжают заниматься им до глубокой старости, потому что земледелие у них в крови. Его 85-летний отец до сих пор помогает ему в теплице.
В каждом поселении свой святой
Астраханские юртовцы отличаются своей религиозностью. В каждом селе есть мечеть и свой святой. В Татарской Башмакове — Мансур аулья, в Яксатово — Кадыр аулья, в Килинчах — Джигит аулья. Есть свой святой и в поселке Мошаик — Баба Туклес.
Известный астраханский архитектор Абдрахман Махмудов в фильме рассказал такую историю: «Святой Баба Туклес был захоронен на бугре, где сейчас находится судоверфь им. Кирова.
В 30-х годах, когда строили трамвайные линии, захоронение должны были снести. Тогда святой обратился во сне к одному из старцев поселка Мошаик и задал вопрос: «Вы что, хотите оставить меня на поругание?» И тогда старики поселка Мошаик ночью тайно перезахоронили святого на другое место, где теперь и выстроена мечеть, на могилу святого приезжают паломники.
Хранят традиции и обычаи
Нурия Максудова, Дания Абитова, Рамзия Бисенгазиева рассказали об обычаях и традициях местных жителей, о своих долгожителях, о том, что юртовцы с уважением относятся к мнению старших. Что на свадьбах юртовцев готовят «нугай малеш» — вкуснейший национальный юртовский пирог с мясом и рисом. В фильме Ильхия Калиева подробно рассказала о всех этапах его приготовления пирога.
Также были затронуты старинные свадебные обряды: рассказали, как сватали невесту и как приглашали гостей на свадьбу. «Сначала сговаривались две матери. Мать жениха приходила в дом к матери невесты, и они разговаривали, договаривались.
Если семья невесты давала согласие, засылали свах с подарками. Во время сватовства разламывали одну конфету пополам, чтобы молодые жили сладко и дружно. Воровать невест не разрешалось. Если родители не одобряли невесту, сын против воли родителей в дом невесту привести не мог.
Против отца дочери не шли. Если он выбрал мужа — значит выбрал». Дания Абитова также рассказала, что традиции живы в некоторых семьях и по сей день. У нее четыре сестры, и две старшие вышли замуж за тех, кого выбрал их отец. На юртовской свадьбе может присутствовать до 300 человек. Всем гостям раздаются конфеты и по куску пирога. Жених должен принести на свадьбу «водку жениха» — бутыли, которые сверху завязаны красным бантиком.
Музыканты, поэты, художники
Астраханские юртовцы славятся своим творческим потенциалом. Среди них есть как поэты, так и музыканты и художники. В фильме Гафур Алимутаев из села Татарская Башмаковка рассказал, что у астраханских татар особенно ценится саратовская гармошка.
Он вспомнил, как в детстве по вечерам на улицах села собирались компании, и в каждой из них был гармонист. По звуку гармошки можно было узнать, чья это компания. Гармонисты могли общаться друг с другом и задавать вопросы, находясь в разных концах села, используя не речь, а лишь мелодию на гармошке.
В семьях до сих пор бережно хранят гармошки, изготовленные в прошлые века и переданные из поколения в поколение. Поэт из села Татарская Башмаковка Ибрагим Абдулвагапов рассказал, что считает себя юртовским татарином.
Он отметил, что язык его народа отличается от ногайского и совсем не похож на казахский. «С детства я любил стихи на родном языке. Я долго ждал, что кто-то напишет стихи о нашей школе, но так и не дождался. Тогда я решил написать их сам. Так я стал поэтом», — сказал он.
Ногайская художница Фахрикамал Махмудова рассказала, что родилась на родине своей мамы в Кирове, но всегда считала своей родиной Астраханскую область. Здесь находятся корни ее отца и ее народа, и она считает себя южным человеком. Фахрикамал пишет разнообразные картины, но особенно ее волнуют ее истоки и жизнь предков.
«Наверное, мне нужна связь со своим народом и со своей землей. Я очень люблю степь, потому что в степи ничто не мешает. В степи у тебя всегда открытое небо. Степь очень разнообразна: травы, цветы, различные змейки и ящерки. Особенно красива она весной и осенью. Осенью она вся цветная, прицветная. Для меня это всё самое красивое, потому что это — мое родное!» — заключила Фахрикамал.
Подготовила Елена ЗИМНЯЯ.