Содержание:
- Зачем готовить машину к зиме?
- Сезонная замена шин
- Аккумуляторная батарея
- Замена моторного масла
- Подготовка системы охлаждения
- Проверка тормозной системы
- Проверка теплоизоляции
- Проверка замков и уплотнителей
- Подготовка системы очистки лобового стекла
- Антикоррозийная защита кузова
- Покупка аксессуаров
- Чего делать не стоит
Зачем готовить машину к зиме?
Российская зима представляет опасность для автомобилителей не только с точки зрения льда на дорогах. Короткий световой день и непогода существенно уменьшают видимость, холода могут заставить аккумулятор и двигатель работать на износ, а резкие перепады температуры, повышенная влажность и обилие реагентов на асфальте способны разрушить лакокрасочное покрытие машины.
Все эти факторы приводят к тому, что водителю необходимо до наступления зимы провести межсезонное ТО и по максимуму устранить все изъяны машины. Это позволит снизить риски при зимнем вождении и попросту облегчить жизнь автовладельца.
Сезонная замена шин
Главное действие, которое нужно выполнить каждому водителю, — заменить летние шины на зимние. Это правило прописано в постановлении Правительства РФ.
Вероятность аварии зимой возрастает в разы, даже если на дорогах нет льда. Некоторые водители до сих пор пренебрегают правилом и используют так называемые всесезонные покрышки, нарушая тем самым ПДД.
Зимняя резина делится на два типа: шипованная и с липучками. В принципе, использовать вполне можно любую — но новичкам лучше отдавать предпочтение шипам из-за лучшего сцепления с дорогой. Учтите, что при езде на шипованных покрышках необходимо разместить на заднем стекле машины предупреждающий знак. Это связано с тем, что тормозной путь авто на таких шинах существенно короче, а значит, другим водителям нужно держать большую дистанцию.
Аккумуляторная батарея
В среднем, производители аккумуляторов закладывают срок их работы в три-четыре года. Но даже есть ваша батарея еще относительно свежая — ее все равно стоит проверить перед зимой. Утечка тока, которая могла произойти летом, часто остается незамеченной, а вот с приходом первого мороза она дает о себе знать. Чтобы не оказаться утром перед отказывающейся заводиться машиной, сделайте диагностику аккумулятора.
Проверить стоит уровень электролита (нормы кислоты как правило варьируются в пределах 1,25—1,27 г/см3) и посмотреть при помощи вольтметра напряжение аккумулятора (нормальные значения начинаются с 12 В).
А вот если гарантийный срок батареи уже на исходе — это повод задуматься над покупкой нового аккумулятора, чтобы потом его не пришлось менять на морозе.
Замена моторного масла
Не самый очевидный совет, который тем не менее может облегчить жизнь зимой. По плану масло нужно менять примерно каждые семь-десять тысяч километров. Однако нужно помнить, что зимой оно густеет и хуже смазывает узлы двигателя, а значит, приводит к его повышенному износу.
Да, скорее всего, на короткой дистанции эксплуатация авто на старом масле не приведет к проблемам, но в долгосрочной перспективе это может серьезно отразиться на состоянии машины. Кстати, некоторые автопроизводители допускают использование специального моторного масла, которое меньше густеет на холоде. Как правило, его вязкость исчисляется индексом 0W30. Только важно помнить о такой замене, и весной влить привычное 5W30.
Подготовка системы охлаждения
Зачем проверять кондиционер зимой? Потому что это та же система, что и автомобильная печка. Даже если вам ближе холод, и вы не привыкли включать отопление в машине, салон все равно нужно прогревать. Это необходимо как минимум для того, чтобы стекла не покрылись инеем.
Кстати, для такой проверки не нужно даже посещать автосервис. Достаточно просто включить печку и посмотреть, как быстро она нагревает машину. А вот если текущего обдува не достаточно — нужно обращаться к мастеру. Возможно, в вашем авто образовались воздушные пробки в системе охлаждения двигателя или заслонки и фильтр пришли в негодность.
Проверка тормозной системы
Даже на шипованной резине тормозной путь автомобиля зимой куда длиннее, чем летом. Часто на дорогах образуется тонкий практически не заметный глазу слой льда. Резкое торможение на такой поверхности может привести к заносу или аварии.
Перестраховаться — куда более надежный выбор. Проверьте тормозные колодки, а заодно и рулевое управление. Часто такая диагностика проводится в сервисах бесплатно или оказывается по номинальной стоимости (если в результате не выяснится, что детали все-таки нужно менять).
Проверка теплоизоляции
Далеко не каждый автомобиль оснащен встроенной теплоизоляцией. Если в вашем регионе суровая зима, необходимо приобрести и установить утепляющие материалы. Они позволят отоплению быстрее нагревать салон и расходовать меньше топлива, используя печку в экономном режиме. Часто такие материалы приобретаются самостоятельно на маркетплейсах, но вот их установку лучше делегировать профессионалам.
Не лишним будет и провести диагностику уже имеющейся изоляции. Особенно этот совет касается владельцев китайских авто. Неприспособленные к суровой российской зиме машины оснащаются материалами, которые могут начать крошиться при серьезных холодах. Удостовериться в их целостности тоже лучше заранее.
Проверка замков и уплотнителей
Резиновые уплотнители дверей и стёкол тоже подвержены воздействию холода. Они дубеют на морозе и могут прилипнуть к кузову авто. Уход за ними максимально прост — нужно смазать уплотнители силиконовым составом, который вытесняет воду. Продается такая смазка в любом автомагазине.
Дополнительно рекомендуется смазать и замки, особенно если авто открывается ключом. Так вы избежите льда в замочной скважине. В отличие от большинства представленных тут советов, это действие стоит повторять в течение всего зимнего сезона — особенно после мойки авто или сильных осадков.
Подготовка системы очистки лобового стекла
Особенно тщательного ухода перед зимой требует лобовое стекло. Во-первых, важно осмотреть его на наличие сколов и тем более трещин — при перепадах температур они могут разойтись по всему стеклу.
Во-вторых, важно обратить внимание на состояние щеток стеклоочистителя. Если дворники оставляют разводы, значит они уже сильно износились и их пора поменять. Добавим, что при покупке новых щеток лучше не экономить — разница в цене, как правило, не слишком значительная, а вот качество у самых бюджетных дворников оставляет желать лучшего.
В-третьих, обязательно нужно сменить воду или летний стеклоомыватель на незамерзайку. С наступлением холодов только она поможет очистить стекло, не оставив на нем царапин и следов грязи.
Антикоррозийная защита кузова
Мелкие сколы на кузове авто — норма при постоянной эксплуатации. Они образуются не только после ДТП, но и просто в процессе езды. Например, если из-под колес впереди двигающегося авто вылетел камешек. Летом они доставляют в основном эстетический дискомфорт, но зимой могут привести к коррозии. Виной всему влага и дорожные реагенты, ускоряющие процесс развития ржавчины. Красить машину полностью не нужно. Достаточно приобрести небольшой пробник краски в цвет авто и замазать, предварительно обезжирив, все поврежденные места кисточкой.
Есть и более дорогой, но действенный способ защиты авто — обклейка бронирующей пленкой. Самостоятельно сделать это не получится, и придется обратиться в автомастерскую.
Помимо прочего, нужно осмотреть днище автомобиля и провести его антикоррозийную обработку. Особенное внимание нужно уделить самым уязвимым местам: порогам и колесным аркам.
Покупка аксессуаров
Если практически все указанные выше вопросы можно решить за одно посещение сервиса, то регулярное обслуживание автомобиля зимой ложится на плечи его владельца. А для этого нужно обзавестись набором сезонных аксессуаров. Каких — поделился владелец волгоградского шинного сервиса Baldiro Константин Асланиди:
«Большинство водителей для подготовки к зиме ограничиваются заменой шин и омывателя. Это база, которой действительно может быть достаточно. Но на рынке есть целый перечень автоаксессуаров, которые можно купить один раз и использовать потом годами.
В минимальный набор входят скребок для стекла с резиновой щеткой которая не царапает покрытие, рабочие теплые перчатки, небольшая пластиковая лопата на случай заноса снегом и пусковое устройство для аккумулятора. Еще советую водителям купить специальную автохимию — антилед. Часто люди спешат на работу или по делам и не готовы ждать, пока машина прогреется, чтобы соскрести наледь. Они направляют печку прямо на лобовое стекло и из-за перепада температур оно может треснуть. Антилед прекрасно работает даже на холодной поверхности, что помогает очистить стекло гораздо быстрее. Да и стоит такой аэрозоль, в среднем, 200-500 рублей».
Кроме того, специалист поделился и другими лайфхаками, которые можно отнести к списку необязательных, но способных существенно увеличить комфорт в салоне. Так, перед зимой лучше поменять ворсовые летние коврики на резиновые или eva-коврики в виде сот. А если в машине нет встроенного подогрева сидений, можно приобрести специальные чехлы или коврики, которые запитываются от прикуривателя.
«Еще хорошая вещь, которую не все используют — специальное автоодеяло для двигателя и моторного отсека в целом. Раньше водители, оставляя авто на ночь на холоде, застилали мотор простыми одеялами, но это достаточно рискованно. Сейчас для этого существует специальная теплоизоляция, которая держит температуру до -50 градусов».
Чего делать не стоит
Существует и некий антирейтинг действий, которых стоит избегать зимой. Они могут как помешать эксплуатации автомобиля, так и просто доставить его хозяину немало хлопот. Свой топ-пять зимних ошибок привел Константин Асланиди:
«На первом месте, конечно, отсрочка зимней «переобувки». В большинстве регионов на зимнюю резину положено переходить первого декабря, но сменить ее нужно раньше. Тут все банально — в этих числах резина стоит гораздо дороже, а на сервисах образуются огромные очереди. Нередко к нам приезжают клиенты, зная, что записи просто нет, и пытаются вклиниться между другими работами. Лучше не усложнять себе жизнь и записаться заранее.
На втором месте мойка авто в сильный мороз. Вода банально может превратиться в лед. Если машину просто необходимо помыть — делайте это в теплых боксах и дайте авто постоять там после мойки хотя бы минут десять-пятнадцать.
На третьем — забывчивость. В современных авто оставить включенные фары на ночь не страшно — они все равно гаснут при выключении двигателя. Но вот в старых автомобилях ток не отключается автоматически, и зимой это может убить аккумулятор, особенно если он не новый.
Четвертое — заправка на маленьких АЗС. Особенно это касается авто с дизельными двигателями. Крупные сети соблюдают сезонность и поставляют специальное зимнее дизтопливо, чего нельзя, к сожалению, сказать про ноунейм-заправки.
Ну и финальное — вождение автомобиля как летом. Базово зимой рекомендуется двигаться с удвоенной осторожностью. То есть, медленно и плавно. А новичкам и вовсе стоит пройти курсы антиаварийного вождения».
Фото на обложке: LWA/Dann Tardif / Getty Images