Александра Олайва « Последняя»
Съемки реалити-шоу на выживание. Командные испытания чередуются с индивидуальными. Читатель наблюдает за происходящим двумя способами: часть повествования ведётся от лица одной из участниц, часть представляет собой сплав телесценария и закадрового комментария, позднее появляются ещё и зрительские диалоги на форуме проекта.
Разрыв между шоу и реальностью становится очевидным с самой первой фразы: "Первым в съемочной группе умрет режиссер монтажа". И всё-таки граница, отделяющая постановку с бутафорией, манекенами и поддельными препятствиями от не постановочной катастрофы, намечается постепенно. Поскольку даётся детальное описание всех действий участников, какими их увидят зрители, оценить, что блондинка Зверинец (у всех сценические псевдонимы) уже находится за рамками декораций, получается не сиюминутно. А уж сама героиня прозревает далеко не сразу.
Любители программ типа "Последнего героя" могут заинтересоваться самой кухней подобных съёмок: комментарии в книге по принципу "реальность/покажут" сопровождают очень многие сцены, демонстрируя изнанку красивой картинки и принципы монтажа.
Главная героиня не самая умелая, не самая выносливая, не самая сообразительная, но есть в ней определенный стержень. Наблюдать за её действиями интересно, хотя иногда и удивляет её упорное нежелание замечать очевидное. Дело даже не в том, что женщина слишком вжилась в проект и его правила; видимо, отчасти срабатывает инстинкт самосохранения, блокировка сознанием неприглядной правды во имя выживания. Но есть и ещё одна причина длительной слепоты и в прямом (у героини слабое зрение), и в переносном смысле. Видимо, это личностная черта, уводящая от проблем, маскирующая их, что, впрочем, свойственно многим людям.
Книга показывает взаимоотношения людей, то, как изменение привычных условий обнажает скрытые резервы или низменность натуры.
Не идеальный образец в постапокалиптическом жанре, но читается достаточно живо.
Оценка 4/5
Между игрой и реальностью
1 минута
3 прочтения
14 октября