Найти тему
Всеволод Шимов

Орша. Кутеинский монастырь

Кутеинский монастырь в Орше был одним из важнейших центров западнорусского православия и сопротивления экспансии унии и католицизма в 17-18 вв. Тогда на Могилевщине (а Орша исторически тяготеет именно к Могилеву, хотя сейчас входит в Витебскую область) действовала целая сеть православных монастырей, во многом благодаря деятельности которых Могилевская православная епархия продержалась до ликвидации Речи Посполитой, оставаясь последней не принявшей унию на территории литовско-польского государства. Увы, эту историю в современной РБ вспоминают мало, предпочитая ей литвинские сказки про шляхту и магнатов.

В центре Кутеинского монастыря - небольшая изящная Троицкая церковь в стиле барокко, редкий уцелевший осколок местной школы православного зодчества 17 века. Стилистика храма скорее западная, но в здешних краях это обычное дело:

-2

С Кутеинским монастырем была связана деятельность Спиридона Соболя, организовавшего здесь типографию. В 17 веке типографии были основным инструментом тогдашней "мягкой силы" - иных способов быстрого распространения воззрений и идей тогда попросту не было. Православные Литвы и Польши вели тогда ожесточенную полемику с католиками и униатами, поэтому при монастырях активно основывались типографии. Это интеллектуальное бурление, кстати, аукнулось и в Москве. Именно выходцы с Западной Руси стали активно внедрять в Московском государстве и книгопечатание, и прочие формы "западной учености". Очевидно, под влиянием ученых монахов из Западной Руси родилась идея никоновской церковной реформы, которая, правда, была проведена настолько криво, что фактически спровоцировала гражданскую войну:

-3
Видимо, какие-то очень древние надгробия
Видимо, какие-то очень древние надгробия
Современная колокольня
Современная колокольня

Помимо каменной Троицкой церкви, на территории монастыря когда-то был деревянный Богоявленский собор. Он был построен в традиционной православной стилистике, с пятью луковичными главками (привет, доморощенные "цыбулефобы"). В деревянном зодчестве Белой Руси такой тип храмов был довольно распространен. Увы, ни одного из них не сохранилось, что и позволяет сегодня распространять инсинуации о "московских луковицах, чуждых белорусам". Богоявленский собор сгорел еще в 19 веке. Почему бы не восстановить, тем более, территория монастыря вполне позволяет?

-6
-7
За оградой монастыря
За оградой монастыря

А вокруг расстилается вот такой пейзаж. Кутеинский монастырь находится на отшибе, туристы сюда практически не доезжают и топчутся на пятачке у иезуитского коллегиума. А ведь место славное и историческое:

-9