Найти тему

ВСЁ СЧАСТЬЕ СВОБОДЫ НЕ СРАВНИТСЯ С КАПЛЕЙ ТОГО УПОЕНИЯ, ЧТО СТЯЖАЕТ ДУША В СЛУЖЕНИИ СТОПАМ БОГА

Среди солдат падишаха был один одетый муллою, весь в чёрном. Они то и дело посматривали на него вопрошающе, как бы ища одобрения, он же всё время хранил молчание.

― Довольно, ― наконец сказал он товарищам. ― Эти четверо не разбойники. Но и этот человек не обычный дервиш. Я хочу поговорить с Ним об Истине, как она толкуется в Его писаниях и в Коране.

Наше учение гласит, ― обратился он к Махапрабху, ― что Истина едина, неделима и не имеет очерченного образа. А цель человека ― слиться с Ней воедино и тем обрести свободу. Изволь опровергнуть это.

Любой из приведённых доводов Господь опровергал с лёгкостью, чем весьма смутил и удивил муллу.

― Коран, ― продолжал Махапрабху, ― действительно говорит, что Бог един, но то, что Он не имеет образа, это твой домысел.

В вашем писании сказано, что Бог исполнен всех добродетелей и власти и тело Его тёмного цвета.

Бог суть вечное сознающее Себя Счастье, обличённое в образ. Он вездесущее, всеведущее, неувядаемое Начало всего сущего.

Он творит, хранит и разрушает мироздание. В Нём покоятся зримый и незримый миры.

Он Высшее Благо, Предмет поклонения, Причина причин. В служении Ему душа обретает свободу из круговорота рождения и смерти.

Не будучи Его слугой, невозможно вырваться из порочного круга перерождений. Цель жизни ― обрести любовь подле Его стоп.

Всё счастье свободы не сравнится с каплей того упоения, что стяжает душа в служении стопам Бога.

Так гласит ваша священная книга. Вначале она провозглашает добродетелью благодеяние, познание и обретение надмирных сил. Но в конце объявляет эти достижения ничтожными в сравнении с преданностью Богу.

Так что ваши богословы сами не знают вашего писания. То, что сказано в завершение, важнее предшествующих заповедей.

Загляни в Коран ещё раз, ты убедишься в истинности Моих слов.

― Всё, что Ты сказал, правда, ― ответил мулла. ― Это я и сам знаю. Именно так гласит Коран. Однако наши богословы толкуют его иначе, и мы следуем их слову.

Они призывают молиться Тому, у Кого нет образа, и соединиться с Ним воедино. Теперь я и сам понимаю, что это нелепо.

У Бога есть образ, и я его вижу. Я вижу Твой образ. И я молю Тебя: даруй падшему слуге Твоему Твою милость.

Я слыву знатоком Корана, но до сего дня не понимал его смысла, не разглядев в нём высшей цели жизни для человека и способа её достижения.

Сейчас я смотрю на Тебя, и уста мои непроизвольно повторяют имя Кришны. Я понимаю, насколько ничтожно было моё знание об Истине. И Ты развеял мои гордыню и невежество.

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами «Шри Чайтанья-чаритамрита»Мадхья-Лила. Глава 18 «Вриндаван». Тексты 185-203