8 глава
Автор Эльмира Ибрагимова
-Можно подумать, сейчас кому-то легко? - улыбаясь, ответила на это мать Расула. Добрая и простая Марина очень понравилась родителям жениха. - У нас так положено, Мариночка. Чемоданы с вещами, деньги и золото- это традиционный набор для дагестанской невесты. А наша Светлана - не разведенка и не вдова, ей все это положено.
-Лишь бы дети наши счастливы были,- как заклинание произнесла Марина, и родители Расула подумали о том же. Но сын, сидевший на следующий день за свадебным столом рядом со своей невестой, был грустным и потерянным. Невеселой была и Светлана. Сейчас они оба мечтали только об одном – чтобы это торжество быстрее закончилось.
- Что это с молодыми? – спросил отец Расула. Расул убитый сидит . И девушка невеселая.
-Скажешь тоже, Рашид. Дети стесняются и правильно делают. А то ведь некоторые молодые на своих свадьбах из круга танцующих не выходят – разве это хорошо?
- Нет, Сакинат. Я же вижу, что - то здесь не так, на Расуле лица нет. И танцевать с невестой он не стал. Постояли немного и пошли на свое место.
- Он говорит, что ноги натер новыми туфлями, потому не стал с друзьями танцевать. А с невестой танцевать не стал по другой причине: его девочка лезгинку танцевать не умеет.
- И все-таки меня их настроение беспокоит, Сакинат. Ты бы у сына своего спросила, ничего не случилось? Может, деньги им нужны или еще какая проблема имеется?
- Ох и любишь ты, отец, придумывать себе всякие проблемы! Все у них хорошо! Они оба мечтали об этом дне, вот он и наступил.
Конечно же, ни родители Расула, ни Марина и на самом деле не могли знать того, что произошло между молодыми за неделю до свадьбы.
Они сидели на парковой скамейке, когда Светлана вдруг запоздало призналась во всем ничего не подозревающему Расулу. Только представила она все иначе, чем было на самом деле. Сказала, что Эдик изнасиловал ее. Расул долго не мог поверить своим ушам и пребывал в глубоком шоке, а потом спросил:
- Почему ты мне не сказала об этом раньше, а не за пять дней до свадьбы?
-Не хотела, чтобы ты убил этого подонка и сел в тюрьму. Сейчас он, защитив диплом, уехал, и я могу, наконец, рассказать тебе обо всем. Хочу быть честной и сказать тебе все до свадьбы. Ты еще можешь отказаться от меня, зато я буду знать, что ты не пострадал из-за меня. Что не убил человека и не пошел в тюрьму, этого бы я себе не простила. Моя ошибка - мне за нее и отвечать.
- Ты любила Эдика, Света?
-Нет, никогда. Если честно, я с первого курса любила тебя. Но ты молчал, а я не смела признаться тебе первой. Эдик преследовал меня, все на факультете это видели и могут подтвердить – цветы дарил, ходил по пятам. Я отказала ему, и он согласился остаться мне только другом. Но как оказалось, у него был свой план, и однажды, пообещав подвезти домой, он неожиданно увез меня за город.
- Зачем ты села в его машину, зная его отношение к тебе?
- Но ведь мы с ним до этого договорились, что будем только друзьями. И потом я села в его машину не одна, а вместе с девчонками. Но они живут ближе, и потому в какой-то момент мы остались с ним наедине. Я не ожидала, что он воспользуется этим и свернет в другую сторону - за город, на свою дачу. Я кричала, плакала, но никто не смог мне помочь. А потом я никому не могла об этом рассказать – стыдно и обидно было.
Светлана, рассказав все это ошеломленному Расулу, поспешила уйти, она понимала, что сейчас с ним трудно будет разговаривать. Девушка заранее долго и в деталях продумывала это свое объяснение с Расулом, в котором все факты были изменены и интерпретированы в нужном ей русле. Девушка боялась вполне понятной реакции жениха, но все же решилась на этот разговор, подготовив его до мелочей. А Расулу, лишь час назад сияющему от счастья, хотелось провалиться сквозь землю, пропасть, не быть, плакать и рыдать. Но в последний раз он открыто плакал в четвертом классе, за что получил выговор от отца.
- Мужчина может плакать лишь тогда, когда у него умерла мать. Твоя мать жива, сын. И ты уже не ребенок.
В это время у родителей жениха и невесты была самая горячая пора последних приготовлений к свадьбе, обсуждений всех ее деталей. Сакинат и Рашид два дня назад за неделю до свадьбы привезли подарки для невесты. Свежее мясо, масло, рис, фрукты они поручили подвезти старшим сыновьям накануне, за день до свадьбы. Остальные «городские» продукты и напитки Марина и Сакинат докупали в магазинах и на рынке.
В те годы, двадцать лет назад, наемных поваров и официанток не было. Хозяевам свадьбы в ночь накануне торжества вручался ключ от банкетного зала. А еще ключи от кухни, холодильника и склада для напитков. И уже там родные и близкие, радуясь предстоящему празднику, до утра , забыв об усталости, разделывали мясо, готовили разные блюда и салаты , а с утра накрывали столы.
Сакинат, познакомившись с матерью невестки, радовалась за сына: хорошая женщина эта Марина, будет Расулу не тещей, а второй мамой. Марина освободила и обставила для молодых две лучшие комнаты из четырех, имеющихся в квартире. Сакинат удивлялась богатому приданому своей невестки: и как только Марине одной без мужа удалось купить для дочери такую дорогую мебель, ковры, посуду. Эх, жаль их сельские кумушки не увидят всего этого великолепия - как бы позавидовали!- подумала она, но тут же одернула себя: И не надо! А то сглазят еще наших молодых, их любовь!
Растерянный после такого признания Светланы Расул вспоминал счастливые лица своих родителей, которые сейчас находились в доме его будущей тещи. Его мама вместе с Мариной Алексеевной готовила хинкал, а отец, несмотря на свою обычную строгость, шутил с ними. Расул наблюдал за ними и был счастлив перемене в настроении родителей, совсем еще недавно не желавших этого брака. Зная своих родителей, Расул понимал причину этой перемены: его будущая теща, простая и душевная женщина, очень понравилась им - своей скромностью, пониманием, добротой.
- Если твоя Света будет похожа на мать, то большего счастья для тебя и не надо, - сказала Расулу утром мать. Его родители уже подружились с Мариной, звали ее на лето к ним в горы, а еще звали через день после ожидаемого в городе торжества поехать на свадьбу в село.
-Ой, значит у наших детей две свадьбы будет? – удивлялась Марина.
- А как же иначе, дорогая? Мы ведь тоже должны сыну свадьбу сыграть, Расул у нас самый младший. А родственников у нас целое село, как же мы всех их сюда привезем? – говорила Марине Сакинат. Потому мы и решили – сюда на свадьбу приедет только родня из первого круга: мои и Рашида родные братья и сестры с детьми, а также наши дети с внуками. Это самое малое человек сорок. А уже там, в селе, вся наша родня соберется. Посмотришь, Мариночка, как много теперь родственников у твоей Светланы - на самой большой поляне гулять будем. Сама увидишь, какая у нас в горах красота сейчас!
Расул вспоминал эти разговоры, и у него разрывалось сердце, а мысли в голове кипели как разбуженный улей. Что ему теперь делать? Сказать родителям, что свадьба отменяется? Отец никогда не поймет его и не простит! А что будет с его доброй мамой, с матерью Светы, которая все эти дни светится от счастья? Как он должен поступить сейчас? Сможет ли жить с тем, что только что узнал о Светлане? Хотя, если подумать, в чем Света виновата, ведь тот подонок надругался над ней? Светлана не скрыла от него ничего, пусть поздно, но все-таки рассказала обо всем. Почему же за пять дней до свадьбы, не раньше? Объяснила тем, что боялась его разборок с Эдиком. Выходит, о нем прежде всего подумала. Света была права в своих опасениях: Расул не оставил бы Эдика, будь он сейчас в городе.
Расул почувствовал, как его глаза застилает какая-то пелена, и сквозь эту завесу он видел Светлану- заплаканную и испуганную. Ему нестерпимо стало жаль любимую, хотя он никак не мог смириться с тем, что узнал.
- Бедная моя девочка, сколько же ей пришлось страдать?! Значит, из-за этого она все время плакала и переживала, - ругал себя Расул, до боли в сердце жалея Светлану, - а он даже не догадывался об истинной причине ее слез, заладил себе, что все это из – за слухов. Как он мог поверить Эдику, его неправдоподобному бреду? Почему не понял намек девушки, когда она сказала, что все у них с Эдиком уже было? Расул перебил ее тогда, посчитал, что « былое» между Светланой и Эдиком – это всего лишь общение и прогулки на его машине. Ему тогда и это казалось большим грехом. И только любя девушку, он великодушно простил ей эту небольшую вину, но ни о чем более серьезном тогда и не подумал. Вот и сейчас Расул только о себе думает, но не о ней, не о том, где сейчас Светлана и как она? Не о том, как ей тяжело и больно жить после такого надругательства? Расул сжимал кулаки: дай Бог, чтобы Эдик никогда не встретился больше на его пути, он точно убьет его, другого наказания этому подонку не будет. Только смерть.
Расул в своих переживаниях не заметил, как пошел дождь и промочил его до нитки. Он осмотрелся - на мокрых скамейках парка не было никого, а вокруг уже образовались лужи. Расул пошел к Светлане, а по дороге старался взять себя в руки – родители не должны видеть его в таком настроении. Они ничего не должны знать,- думал он- Пусть это будет только его боль. Расул не мог в одночасье разрушить счастье других – Светланы, Марины Алексеевны, родителей и родственников, которые уже готовятся к свадьбе. Это было бы несправедливо по отношению к ним, ведь никто в случившемся не виноват, даже Светлана, не по своей вине попавшая в беду. Выходит, виноват он, Расул, так долго не решавшийся подойти к девушке. А ведь Светлана любила его с первого курса. Идиот, слабак, трус.
Марина, увидев на пороге будущего зятя, только руками всплеснула:
-Ой, Расулик, с тебя же вода ручьями бежит. Ты мокрый весь. Входи быстрее и в ванную - греться. А то еще заболеешь перед свадьбой. Я найду во что тебе переодеться, пока твоя одежда просохнет.
- Где Светлана? – только и спросил Расул, не двигаясь с места.
- А разве она не с тобой?- удивилась Марина.
- Была со мной, а потом мы с ней по делам разошлись…
-Ну так придет сейчас, куда она в такой дождь денется? Вечереет уже. Какие у нее дела? К подруге своей зашла, наверное, она в нашем доме живет, не беспокойся....
Но Расул молча выскочил из квартиры
- Заболеет ведь, ревнивец, - покачала головой Марина, но родителям Расула ничего об этом не сказала.
Расул вернулся в парк и обошел там все дорожки, ему почему-то казалось, что Светлана должна быть где-то здесь. Он не ошибся: девушка сидела на одной из дальних скамеек, довольно далеко от той аллеи, по которой они гуляли недавно.
Расул подошел к ней, взял за плечи и поднял со скамейки:
-Почему ты здесь? Ты же промокла! Заболеешь!
- Пусть, я хочу умереть.
Насквозь промокшую Светлану трясло от холода, губы ее были синие, а сама девушка казалась измученной и больной. Расул почувствовал себя виноватым из-за того, что сразу же не пошел за ней, не успокоил, не поддержал. А сидел и упивался своими переживаниями. О ней, любимой, он не подумал. Грош цена такой его любви, которая не выдержала первого же испытания. Разве Света стала хуже от того, что подлец Эдик против ее воли так поступил с ней? Разве это вина Светланы, а не ее беда? И разве он имеет право оставлять в беде не просто близкого человека, а самую любимую девушку на свете, свою невесту?
-Идем домой, Света, ты промокла. Заболеешь, - повторил он…
-Пусть заболею, пусть умру. Зачем я тебе такая? Ты ведь не ожидал от меня ничего подобного? Для тебя это не просто, это позор. Я знаю.
-Ты права, для меня это не просто, и я этого не ожидал. Но твоей вины здесь нет, а значит и нет никакого позора, ты же этого не хотела. Ты мне нужна любая, и такая тоже…. Идем домой, Светка. Мама там твоя волнуется.
Расул проводил расстроенную девушку до подъезда. Там поцеловал ее и попрощался:
- Я пойду в общежитие, у вас мои родители. И потому прошу тебя: не показывай им слез - как им можно будет все объяснить? Пусть никто ни о чем не знает. Только ты и я.
Светлана поднималась на свой этаж уставшая, промокшая, но довольная:
Расул, узнав обо всем, не бросил ее, он на ней женится. Мимолетное увлечение Эдиком у Светланы прошло - она слишком любила себя, чтобы прощать своих обидчиков. А о бывшем возлюбленном с тех пор, как у нее появился Расул, и не вспоминала. Опять стала такой же серьезной и рассудительной, какой и была раньше. Случившееся с ней стало наказанием за тот расчет, с которого и начались ее отношения с Эдиком, - иногда думала она. Хотя она ничего не потеряла на сегодняшний день. Отец Расула- обычный сельский мужик среднего достатка, его конечно, и сравнивать нельзя с крутым и всемогущим отцом Эдика. Сам же Расул, по мнению преподавателей, в скором времени будет хорошим специалистом. Его ждет аспирантура, работа на кафедре, обещают и квартиру как молодому специалисту. Выходит, не за горами день, когда Светлана станет женой профессора.
А пока на сегодня решилась лишь часть ее проблем. Что же ей делать с будущим ребенком? Говорить о нем Расулу она боялась, это будет уже слишком для него. Можно, конечно, сделать аборт. Но когда, если на носу свадьба? И потом боязно, ведь первый аборт может привести к бесплодию - об этом многие знают. Светлане вдруг пришла в голову мысль: а может, Расул и не догадается, что ребенок, рожденный на два месяца раньше срока, – не его? Родятся ведь дети и семимесячные? Сможет ли она скрывать от Расула беременность первое время, а потом устроить все так, чтобы он ни о чем не догадался?
- Ладно, будем решать проблемы по мере их возникновения, - подумала Светлана , пытаясь успокоиться. -Сейчас надо пережить эту свадьбу. А потом уже думать, как быть с «подарком» Эдика- ребенком? Безвыходных ситуаций не бывает, что- нибудь придумаю.
Свадьба была богатой и веселой. Невеселыми на этом торжестве оставались, пожалуй, только жених и невеста. А еще их родители, тревожно поглядывающие время от времени на своих чем-то расстроенных детей. Расул изо всех сил старался взять себя в руки, но не получалось. Тамада вызвал друзей жениха вместе с ним в круг, но Расул никак не мог заставить себя танцевать, его ноги никак не шли в пляс, и тогда друзья схватили его на руки и стали с криками подбрасывать вверх.
- Чествуют как победителя, как чемпиона, - горько подумал Расул, - интересно, стали бы они меня так поздравлять, если бы все знали? Он тут же постарался отогнать будоражащие его мысли. - Не хотелось, чтобы Светлана заметила его настроение, ей ведь и самой нелегко.
Не смог он станцевать со Светланой и традиционный танец жениха и невесты, он просто стоял с ней в середине танцевальной площадки, окруженный толпой родственников, засыпавших их деньгами. А Светлана, ведомая кем – то из его родственников, ходила вокруг него по кругу.
- Какая она красивая, нежная, милая, - восхищался Расул, глядя на молоденькую жену. Почему такое произошло именно с ней? Почему?
Он усилием воли заставил себя отвлечься: так ведь можно и с ума сойти и ненужные разговоры вызвать. Вот уже и мама несколько раз подходила к нему, спрашивала: что не так? Пришлось придумывать всякое про тесные туфли, про то, что Светлана не умеет танцевать лезгинку, а ему одному танцевать не хочется. И так далее. Мама, конечно, поверила. А что она могла подумать? К счастью, об истинной причине его настроения догадаться она не могла.
А уже через два дня новобрачных забрали в горы, в дом жениха. Дорога до их района была долгой и нудной. Свадебный кортеж из нескольких машин не раз останавливался для отдыха, во время которого все ели, пили и танцевали. Только невесте было не до танцев и веселья: ее тошнило и рвало всю дорогу. А все от души жалели городскую девочку , плохо переносящую нелегкую горную дорогу .
- Светлана у тебя слишком нежная, и бледная она очень. В селе бы пожить, на свежем воздухе, на парном молоке твоей Дюймовочке, - сказал Расулу старший брат. На сенокос с нашими женщинами походила бы, коров подоила, поучилась бы гостей толпами принимать, как это сельские умеют.
Новобрачные пробыли в селе несколько дней. Родители Расула сожалели, что молодые погостили у них так мало. Но каникулы заканчивались, а впереди был последний выпускной год. Светлана чувствовала себя плохо, изо всех сил стараясь скрывать от новых родственников свою непрекращающуюся тошноту, хотя все уже списали ее недомогание на перемену климата.
Молодожены вернулись в город с кучей подарков и денег, подаренных родственниками Расула. А еще привезли с собой много продуктов.
- Целый детдом можно кормить в течение месяца, - смеялась Марина и думала - хорошие у зятя родители, и сам Расул хороший. Повезло ее девочке. Родители Расула очень помогли Марине со свадьбой. Почти все расходы они взяли на себя, категорически не позволив Марине тратиться, сказав при этом:
-Дети у вас жить будут, а с ними и так забот будет немало, хотя и мы помогать будем, пока учатся. Так что свадебные расходы оставьте нам, по нашим обычаям свадьбу играют в основном на средства жениха.
Молодые жили мирно и ладно, но поначалу Марину очень тревожило их настроение. Светка была вялая и больная с виду. Расул - молчаливым и безрадостным. Но Марина никогда не слышала ни их скандалов, ни недовольств друг другом.
-Такое впечатление, что они все время молчат, - делилась она с Ольгой.- Ни звука из их комнаты, ни смеха, ни музыки. Словно уже много лет вместе живут, никакой радости в них не вижу.
-Эх ты, Маринка, вижу, уже вступила в роль настоящей тещи, подслушиваешь, подсматриваешь за молодыми. А чего им разговаривать и шуметь в медовом месяце? Они, как и положено, целуются - вот тебе и все объяснение.
- Да ну тебя, - засмущалась Марина и махнула рукой.- Я ведь о другом. О том, что оба не в настроении, что-то их тяготит, я чувствую. Марина была права, в первое время Расул со Светланой так и жили.
Но потом все наладилось. Расул с каждым днем все сильнее влюблялся в свою жену и постепенно забывал то, что долгое время не давало ему покоя.
Через месяц после свадьбы его отправили на студенческую конференцию,
- Светка, если хочешь, я не поеду, останусь. Хотя мы едем всего на недельку.
-Нет, Расул, поезжай, участие в конференциях для твоей будущей карьеры пригодится. Не стоит упускать такого шанса. Я же не одна остаюсь, с мамой. Светлана была рада отъезду мужа, ей все труднее было скрывать от Расула свое недомогание, токсикоз. Немного позже она уже сможет ссылаться на беременность, а пока еще рано. Светлана делала все, чтобы Расул ни о чем не догадался, хотя срок беременности был уже более двух месяцев.
Расул вернулся досрочно, через пять дней, с подарками для жены и тещи. Светке он купил красивую модную кофточку. А теще - мягкие домашние тапочки.
Он приехал утром, предвкушая, как обрадует сейчас свою жену, увидит ее, как всегда, красивую, заспанную и тепленькую. Он любил в своей Светлане все: и запах ее волос – светлых и шелковых, и глаза - чистые и ясные, как у ребенка. Такой она ему виделась, а он и не искал в ней недостатков, стараясь во всем и всегда оправдать любимую. Расул долго звонил и стучал в квартиру, но ему не открыли.
- Странно, куда они могли с утра подеваться? Допустим, Светка на занятия пошла. Но где же Марина Алексеевна? Расул позвонил в квартиру напротив, чтобы спросить ключи – иногда Марина Алексеевна оставляла их у соседей.
- Ты только не волнуйся, - сказала соседка. – Но позавчера я по просьбе Марины твоей Светлане неотложку вызывала, ей что-то совсем плохо было. Кажется, они ее в больницу отвезли. А Марина у нее, наверное, я ее рано утром из окна видела, она куда- то уходила.
-В какой она больнице, не знаете? – Расул почувствовал слабость в ногах от волнения.
- Не знаю. Давай, я сейчас в "Скорую" позвоню. Может, скажут, куда ее отвезли. Хотя это позавчера было. Но попробую.
- Узнайте, пожалуйста, - попросил Расул, не на шутку расстроившись. Что могло произойти со Светкой? Его в последнее время беспокоил ее болезненный вид, бледность. Но на все вопросы Светлана отвечала, что чувствует себя хорошо.
Продолжение следует...