Как заинтересовать ребёнка чтением
Всем добрый! На связи Книжный переулок, 24/7!
Не секрет, что сейчас дети читают мало. Если вообще читают. Интерес ребят к чтению тает на глазах – я как никто другой наблюдаю эту тенденцию уже 30 лет.
Моя дочь в начальной школе читать не хотела. Сейчас ей 20 лет, она книжный блогер. Работает корреспондентом службы новостей, каждодневно пишет статьи в МедиаБанк и литературные рецензии.
Как произошла такая метаморфоза? – Дочь просто смотрела на меня. Я не заставляла её, не принуждала читать. Просто вокруг меня всегда были книги. И я их не просто читала, я сними работала, играла, экспериментировала.
Ведь уже 30 лет я веду педагогическую деятельность и последние годы всё чаще придумываю новые методы, чтобы дать ученикам понять: чтение – это не скучный однообразный процесс, а весьма увлекательное путешествие!
В этой серии статей я поделюсь с вами литературными наработками, которые помогут привлечь внимание ребёнка к чтению и книгам.
Итак, создаём квест!
«Квест» – это поиск приключений, путешествие, персонажей к определённой цели через преодоление трудностей. Литературный квест – это путешествие по жанрам литературы. В нашем случае – это путешествие по страницам книги.
Цель таких квестов – только поощрить НАЧАТЬ читать, потому что главное, чтобы ребёнку понравилось читать не только ради сюрпризов. Цель – показать увлекательный процесс самого чтения, уникальность книжных текстов. И здесь очень важно будет подобрать действительно увлекательные книги.
Шаг 1. Выбираем книгу
Здесь ваша фантазия ничем не ограничена: можно выбрать произведение из детской классики (соответственно возрасту). Любимые всеми «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен, «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона, «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова, «Винни Пух» Александра Милна, Муми-серия Туве Янссон, «Золотой ключик, или приключения Буратино» Алексея Толстого, «Человек-амфибия» Александра Беляева или сказки Чуковского – выбор огромен.
А можно начать с увлекательных современных произведений – например, Кати Матюшкиной (серия про Кота да Винчи или «Веники еловые, или Приключения Вани в лаптях и сарафане», «Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг или «Манюня» Наринэ Абгарян.
Суть квеста заключается в том, что ребёнок будет искать в тексте, последовательно изучая содержание, ответы на ваши вопросы и за каждый правильный ответ, найденный в тексте, получать небольшие сюрпризы.
Шаг 2. Составляем вопросы
Открываем книгу примерно на 5-10 странице и ищем предложение, по которому можно составить вопрос.
Я, для примера взяла предложение из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца.
Вот предложение:
— К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.
И вот мой вопрос: На сколько кругов нужно повернуть часы обратно, чтобы разрушить колдовство, и дети снова стали детьми?
Далее перемещаемся на несколько страниц. И составляем следующий вопрос.
Таких вопросов может быть от 5 до 10, в зависимости от возраста и объёма текста произведения. Последний вопрос нужно составить по последней или предпоследней странице.
Вопросы нужно распечатать, чтобы потом разложить в мешочки.
Шаг 3. Готовим сюрпризы
Теперь вам нужно приготовить небольшие презенты по количеству вопросов. Здесь всё зависит от предпочтений вашего ребёнка, вашей фантазии и финансов. Самое главное – подарочки должны быть небольшими, чисто символическими. Это может быть красивый ластик, блокнотик, конфетка (шоколадка), наклейки, брелок, заколка, ручка-карандашик…
Будет очень интересно, если сюрприз совпадёт с содержанием. Например, в предложении речь идёт о часах – презент с изображением циферблата, стрелок или цифр. Если упоминается какой-то цвет – приз такого же цвета. Но если это будет сделать сложно, то привязку искать необязательно.
А ещё сюрпризом может стать не конкретная вещь, а поход в какое-то интересное место.
Шаг 4. Подбираем мешочки для призов
Их можно найти – пусть они будут разными, можно сшить, можно купить. Они могут быть разного одинаковыми, а могут быть разными. Главное – симпатичными!
Шаг 5. Раскладываем сюрпризы и вопросы
Мешочков должно быть на один больше, чем вопросов. Прикрепите (приклейте) к мешочкам цифры. В первом мешочке пусть будет закладка для книги и первый вопрос. Его нужно открыть в самом начале. Прочитать первый вопрос и приступить к чтению в поисках ответа.
В каждом мешочке будет небольшой подарок и следующий вопрос.
Не забудьте! – Вопросы нужно положить по порядку чтения! Чтобы ребёнок читал текст и находил ответы по ходу содержания.
Когда ребёнок ответил на первый вопрос – вручайте второй мешочек – там будет сюрприз и второй вопрос. Последний мешочек будет без вопроса, но с заключительным сюрпризом. Ведь вопрос вы составили по последним страницам книги.
Если ребёнку понравится, предложите пройти квест по другой книге. Возможно, книгу он выберет уже сам.
А затем постепенно уменьшайте количество вопросов, увеличивая расстояние между страницами.
Как вариант можно предложить ребёнку самому сделать квест для вас или для своего друга, сестрёнки, братишки…
Такую игру-квест можно провести с книгой как из 5, так из 350 страниц. Самое главное, что это время ваш ребёнок проведёт не в компании гаджета, а вместе с книгой и с вами!