Председатель был собран, подтянут, серьезен, готовый выслушать всех и чем-то помочь, был аккуратен, носил костюм для важных встреч, в обычные дни выглядел проще, без галстука.
С Анатолием Константиновичем Белозерцевым (1941–2015) я познакомилась в 2008 году, когда он возглавил Челябинское отделение Союз писателей России. Он знал, что я планировала вступать в СПР. К тому времени, помимо публикаций в газетах, журналах, альманахах (с 1992 года), были изданы два моих поэтических сборника и книга для детей. Белозерцев в те годы отвечал за региональный выпуск в газете «Правда» и предложил мне публиковать статьи о писателях, жизнь которых была связана с Южным Уралом. Так появились мои небольшие материалы о Маяковском, Гайдаре, Гашеке…
Сразу начать продуктивную работу в Союзе Анатолию Константиновичу было трудно, время наступило другое, и организация писателей перешла в разряд общественных. Однако он искал выходы: записывался на приемы к представителям местной и областной власти, напрямую работал с общественниками, с библиотеками, в которых проходили литературные встречи, с издательствами, пытался найти средства для издания журналов и сборников, а опыт работы в издательствах у него имелся. Организация писателей в это непростое время осталась без бухгалтера. Не было прежних оплачиваемых штатных единиц. Мы предложили ему устроить бесплатное дежурство, чтобы Союз был открыт в любой день. Белозерцев выбрал понедельник. У меня была среда. У А.Г. Алферовой – четверг. Дежурили В.А. Сиволапова, Н.Г. Рыжикова и др. Конечно, А.К. Белозерцев постоянно появлялся в Союзе, душа у него была беспокойная, здесь назначались им встречи, проходило правление, сюда наведывались писатели из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.
Председатель был собран, подтянут, серьезен, готовый выслушать всех и чем-то помочь, был аккуратен, носил костюм для важных встреч, в обычные дни выглядел проще, без галстука. На него свалилась куча проблем, поэтому он был чаще сосредоточен, но, рассказывая анекдоты или смешные случаи из жизни, смеялся заливисто, от души.
Он был человеком слова: сказал, что будет во столько-то, то будет, если задерживался, позвонит, сказал, что сделает что-либо, то сделает. Правда, иногда о чем-нибудь забывал, закрутившись, но наверстывал.
С детства ему пришлось много пережить, рос в военные и послевоенные годы, он скупо упоминал об этом. В 2008 году я опубликовала о нем заметку «В детстве я был хулиганом» в школьной газете «От 7 до 17» (№ 17, от 22 апреля). А жизнь свою он выстраивал сам. Иногда рассказывал, с чего начиналось его творчество, дорога его была с препятствиями. А как-то на его встрече с читателями, проходившей в библиотеке А.С. Пушкина, была представлена выставка его изданных книг, их можно было посмотреть и почитать. Первыми его поэтическими сборниками стали тонюсенькие книжицы...
В 2009 году Белозерцев организовал литературное объединение «Вдохновение», люди творческие потянулись к нему. Он продолжил выпуск литературно-художественных изданий: альманаха «Старица» и журнала «Южный Урал». Но этого было мало для большой писательской организации области.
В 2010 году я запланировала издание своих трех литературоведческих книг под одним названием, советовалась с Анатолием Константиновичем, обсуждала с ним и название, у меня было несколько вариантов, он посоветовал выбрать «Перекрестки удивительных судеб». Первый выпуск я издала в Доме печати. Е.В. Змиенко («АБРИС») помогла мне с бесплатным изданием второго выпуска. Третий выпуск бесплатно издал мне В.Я. Рушанин (ЧГАКИ). Одну рецензию для вступления в Союз писателей России А.К. Белозерцев написал мне сам, две другие – А.Л. Казаков и В.А. Черноземцев. В августе, собрав нужные документы и книги, я собралась в Москву, предварительно договорившись о встрече. Белозерцев предлагал мне сделать звонок В.В. Сорокину, чтобы он помог мне с местом в общежитии Литературного института, но этого не потребовалось: в Москву я прибыла рано утром на челябинском поезде, сдав документы, книги в канцелярию, вечером выехала в Челябинск на проходящем поезде из Санкт-Петербурга.
Прошел месяц, и Анатолий Константинович сообщил мне, что был звонок из Москвы, я принята комиссией в Союз писателей России. Праздничное вручение удостоверений нам устроили 6 декабря 2010 года в Златоусте, а нас было человек семь со всей области. Запомнился огромный зал, в котором было полно слушателей (читали стихи москвичи, челябинцы), фуршет и Златоуст, который удивил меня своей необычной красотой и храмами.
А.К. Белозерцев в 2011 году стал создателем и редактором журнала «Звездный голос». В этом же году устроил писателям поездку в Кундравы, в музей С.А. Герасимова. Впечатлений было благостных море! Мы познакомились с Б.А. Красноперовым, инициатором создания музея, и Н.А. Павловой, директором ДК, в котором размещен региональный киноцентр им. Герасимова, она же была экскурсоводом. Я оставила свои впечатления о поездке в заметке «В герасимовских местах» («Южноуральская панорама» № 126 от 21 мая). Также Белозерцев устраивал нам поездки на «Бажовку», где проходили литературные встречи с поэтами из других городов. Но, помимо литературных дел, ему нужно было заниматься хозяйственными: менять сантехнику, готовить батареи к отопительному сезону, это отнимало много времени. Он находил необходимые контакты в красном ежедневнике, в котором все страницы были заполнены по алфавиту его мелким, но разборчивым почерком. Мне он разрешал пользоваться своими записями.
Бывали у него дни отчаяний и раздумий, не всегда власть могла понять жизнь писательскую. Обычно Белозерцев делился с нами своими трудностями. Мы его поддерживали. Большой помощницей для него стала бухгалтер С.В. Москальцева. Вместе они умудрялись выбивать для Союза подписки на журналы и газеты («Новый мир», «Наш современник», «Литературная газета»…). На столах у писателей всегда были и местные газеты «Танкоград», «Алое поле» (редактировал Белозерцев), «Правда», «За возрождение Урала»… Белозерцев стоял у истоков создания КПРФ в области, его часто навещали коммунисты. Они агитировали меня в свою партию, но как-то я призналась им, что в «Единой России» с 2005 года. Сначала они удивились, потом расхохотались – зря старались. У Анатолия Константиновича были незаурядные организаторские способности. Из личных качеств назову отзывчивость, ответственность, активность, коммуникабельность, рассудительность, искренность. Он обладал творческим мышлением. Умел признавать свои ошибки, не выпячивался, был скромен. Имел огромный жизненный опыт. Был наблюдателен. Стал членом Союза журналистов СССР в 1972 году, Союза писателей России в 1996.
Остатки лет хочу прожить я
Без ссор, без зависти, без зла.
Хочу самим собою быть я –
Ясна позиция моя.
Эти строки выражают его внутреннюю суть в тот нелегкий период жизни, в перестроечный и после него. В памяти моей Анатолий Константинович остался добрым человеком.
Author: Лысанова Надежда Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин
Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь Книга "Честь таланта" здесь