Подобно древним грекам, римляне предпочитали возлежать во время еды, а не сидеть за банкетным столом. Почему же эти две великие цивилизации, чьи обычаи во многих отношениях различались, выбрали одинаковый подход в этом вопросе? Важно отметить, что римские патриции возлежали во время пиршеств, читая, пиша, обсуждая домашние дела и занимаясь другими интеллектуальными занятиями. Это было продиктовано серьезной причиной: когда мышцы тела расслаблены, меньше сигналов поступает в мозг, что позволяет человеку лучше сосредоточиться на размышлениях.
Только аскетичные спартанцы обедали и ужинали среди городов-государств Древней Греции, сидя. Все остальные греки садились за стол только в спешке. Однако на любом праздничном пиршестве, и уж тем более на более расслабленных светских собраниях, известных как «симпозиумы», гости и хозяева возлежали вокруг стола на кушетках. Римляне, вероятно, переняли обычай возлежать на пиршествах у греков, вместе с названием для таких собраний (на латыни оно произносилось как «симпозиум»).
Великий древний философ Платон писал, что поедание пищи в одиночку просто наполняет желудок. Настоящая трапеза должна была включать в себя дружескую беседу, музыку и другие развлечения, если средства хозяина позволяли. Греческое слово для обозначения «товарища» (синтрофия) буквально переводится как «человек, с которым ты ешь». Считалось, что компания за столом должна состоять из «не менее трех граций и не более девяти муз», то есть от 3 до 9 человек, чтобы избежать скуки или тесноты.
В отличие от спального ложа, мебель для обедов (называемая «апоклинтра», от слова «аполло» — «откидываться назад») была разработана для полулежачего положения. Это включало опору на левый локоть, оставляя правую руку свободной, в то время как левая сторона, где расположен желудок, покоилась на мягкой поверхности. Не было необходимости менять позу в течение трапезы, так как апоклинтра были столь удобны и эргономичны.
Для трапезы три апоклинтра располагались вместе в форме «U», и с четвертой стороны слуги приносили небольшие столики с едой и вином. Перед тем как пригубить вино, ожидалось, что человек вымоет руки в специальной чаше, украсит голову венком и совершит возлияние богам, пролив немного вина в качестве символического подношения. Описания таких пиршеств можно найти в трудах известных греческих авторов и философов, так как симпозиумы включали обсуждения на различные темы. Самый известный философский диалог Платона с Сократом называется «Пир».
Римские банкеты отличались от греческих. Вместо маленьких отдельных столиков римляне использовали один большой квадратный стол. Вместо индивидуальных апоклинтра они имели длинные кушетки, каждая из которых вмещала трех человек. В отличие от более индивидуалистичных греков, римляне использовали эту установку для символизации единства стола (так как все блюда ставились на него и могли быть разделены любым гостем) и банкетной кушетки. Кроме того, римские пиршества требовали меньше слуг — не было необходимости приносить каждому гостю индивидуальные блюда или подливать вино, так как все находилось на общем столе.
Что думает современная медицина о практике возлежания во время еды? Лежание на левом боку во время или после плотного приема пищи может уменьшить давление пищи на нижнюю часть желудка, смягчая дискомфорт от переедания. Кроме того, углеводы расщепляются и усваиваются медленнее, когда еда принимается в полулежачем положении, чем когда сидя, что помогает избежать резких скачков уровня глюкозы в крови и связанных с этим колебаний уровня инсулина.
Итак, полезно ли есть, возлежая? Не совсем. Ощущение сытости при такой трапезе наступает позже и менее выражено, чем при еде сидя. Вот почему люди возлежали на пиршествах, где подавалось много блюд, и от гостей ожидалось, что они попробуют каждое. Такие обеды часто способствовали набору веса. Для тех, кто вел активный образ жизни и не посещал такие пиршества каждый вечер, это не было слишком проблематично. Однако состоятельные римские элиты, которые часто устраивали роскошные банкеты ради престижа, вероятно, страдали от ожирения и связанных с этим заболеваний.