Найти тему

Всё – от макси до мини. А мы сумеем составить конкуренцию китайцам и индусам?

Друзья, вот уже который месяц я продолжаю разгребать материалы, привезенные с синергии отраслевых выставок ЕХРО 2024. Напомню, что нынешнее масштабное событие, состоявшееся в конце мая в МВЦ "Крокус Экспо", объединило четыре отраслевых выставки смежной тематики – СТТ Expo (строительная техника), COMvex (коммерческий транспорт), СТО Expo (запчасти и сервис) и Logistika Expo (логистика и складская техника).

Сегодня я хочу рассказать о некоторых наиболее любопытных экспонатах строительной и карьерной техники, которые были представлены на СТТ Expo – старейшей и крупнейшей в синергии выставок ЕХРО. К слову, в 2025 году СТТ Expo отмечает 25-летний юбилей.

Ссылки на предыдущие публикации о других интересных новинках и трендах ЕХРО 2024 см. в конце статьи.

Как я уже рассказывал в предыдущих публикациях, на 200 тыс. м2 площадей ЕХРО 2024 китайской техники, навскидку, было процентов 90. Оставшиеся 10% – это наши, а также прочие иностранцы. Собственно, такой расклад наблюдался не только на выставке, это, увы, реальное нынешнее соотношение сил на российском рынке строительных и дорожных машин. Для примера несколько цифр. По итогам 2023 года доля отечественных производителей составила: по экскаваторам (без учета мини и карьерных) – 5%, по фронтальным погрузчикам – 5%, по экскаваторам-погрузчикам – 3%, по дорожным каткам – 10%, по мини-погрузчикам с бортовым поворотом – 13%, по бульдозерам – 25%, по автогрейдерам – 35%, по колесным кранам – 45%.

С уходом в 2022 году из России компаний из недружественных стран китайцы за короткий период заместили, фактически, всё и вся. Но, похоже, в обозримом будущем им придется посоперничать с производителями из Индии. На нынешней выставке, впервые за последние почти 25 лет я встретил индийскую технику. Пока ее немного, но лиха беда начало. Вон, наши тракторостроители уже во всю собирают «индусов».

На СТТ Expo 2024 впервые был представлен индийский экскаватор-погрузчик AMIR. Замечу, что в нашу страну последние как минимум 10 лет поступала в весьма больших количествах различная строительная и дорожная техника известных западных брендов – JCB, Caterpillar, Case, New Holland, Gehl, Manitou, Ammann, Dynapac и др., изготовленная на заводах в Индии. Прежде особенно много импортировалось из этой страны «британских» экскаваторов-погрузчиков JCB, самых массовых в России.

Собственником бренда AMIR является компания ЛОНМАДИ. Та самая, что на протяжении последних более 30 лет ежегодно ввозила в Россию более 1000 единиц экскаваторов-погрузчиков JCB. В новых условиях компания выбрала индийского партнера, в профессиональных компетенциях которого не сомневается. Завод, выпускающий экскаваторы-погрузчикиAMIR, более 75 лет производит землеройные и сельскохозяйственные машины. На протяжении 10 лет он выпускал для JCB экскаваторы-погрузчики, поэтому неудивительно, что поставляемая в Россию модель AMIR 3X не только схожа своим обозначением с именитым британцем, но и во многом повторяет его конструкцию и внешность.

AMIR 3X укомплектован классическим набором ключевых компонентов – механическая коробка передач и мосты – Carraro, главный гидронасос – Parker либо Casappa. Вот, правда, название двигателя Kirloskar вряд ли о чем-то говорит российскому потребителю. Этот 4-цилиндровый дизель мощностью 67 кВт разработан совместно с Cummins ивыпускается крупнейшим индийским промышленным холдингом Kirloskar.

Как отмечают в ЛОНМАДИ, основные преимущества AMIR'а – простая и надежная конструкция, проверенные комплектующие, низкие эксплуатационные расходы, высокая ремонтопригодность и максимум функционала за разумные деньги. Он немного дороже китайских аналогов, но дешевле турецких брендов.

Еще один индийский бренд, дебютировавший в России, – Puzzolana. По информации этой компании, она является крупнейшим в Азии производителем дробильно-сортировочного оборудования, а также лидером рынка ДСО в Индии. В 39 странах мира эксплуатируется более 5000 установок Puzzolana. На выставку СТТ Ехро привезли мобильную щековую дробилку PTJ 1176 на гусеничном ходу производительностью до 480 т/ч. Установка оснащена двигателем Cummins мощностью 280 л.с. и электрогенератором мощностью 250 кВ*А. Привод дробильного агрегата осуществляется от электродвигателя с клиноременной передачей. Предусмотрена возможность подключения к внешнему источнику питания. Дробилка имеет бункер объемом 7,6 м3. Ее масса составляет 62 т. Транспортные габариты – 15000х3350х4000 мм. Перерабатываемые материалы ­– от гранита и базальта до известняка и угля.

-2

Как никогда широко в этом году на СТТ Ехро была представлена карьерная техника ­– самосвалы, экскаваторы, бульдозеры и погрузчики. Наши в этом сегменте, увы, ничего не показали – все машины китайского производства.

Весьма впечатляющим было разнообразие карьерных самосвалов. Самое интересное, китайцы успешно внедрили в производство и массово эксплуатируют самосвалы той самой концепции, которая в СССР уже к концу 50-х была признана тупиковой. В ту пору наша промышленность выпускала карьерные самосвалы капотной компоновки ­– 25-тонный МАЗ-525 (4х2) и 40-тонный МАЗ-530 (6х4), которые, по сути, представляли собой сильно увеличенные копии обычных грузовиков. Большегрузные первенцы советского автопрома имели существенные конструктивные недостатки. Из-за длинной колесной базы машины обладали плохой маневренностью, им был присущ излишний собственный вес, большая металлоемкость, неэффективная трансмиссия, недостаточная мощность двигателя, у МАЗ-525 задний мост имел жесткое крепление, а у МАЗ-530 была балансирная подвеска задней тележки. Вывод был очевиден – для самосвалов сверхвысокой грузоподъемности нужны принципиально иные конструктивные решения, отличные от тех, что применяются на классических грузовиках.

Новая концепция была реализована в самосвале БелАЗ-540, специально разработанном для эксплуатации в карьерах. Это впервые примененная в отечественном автомобилестроении пневмогидравлическая подвеска, обеспечивавшая высокую плавность хода как в груженом, так и в порожнем состоянии. Расположение кабины сбоку от двигателя позволило уменьшить колесную базу и габаритную длину машины, повысив тем самым маневренность. Платформа ковшового типа позволила снизить центр тяжести и улучшить устойчивость автомобиля. Собственная масса БелАЗ-540 по сравнению с МАЗ-525 была уменьшена на 3 т, а грузоподъемность увеличена на 2 т. Максимальная скорость возросла с 30 до 55 км/ч. В дальнейшем БелАЗ продолжил свое развитие по выбранной стезе, а карьерные самосвалы, представлявшие собой увеличенные копии дорожных грузовиков были признаны тупиковой ветвью.

Однако спустя десятилетия концепция МАЗ-530 в современной интерпретации вновь стала актуальной и в России. На протяжении последних более чем десяти лет из КНР к нам ввозятся 3-осные карьерные самосвалы грузоподъемностью 40-80 т. У них классическая лонжеронная рама и, как правило, рессорная подвеска. В отличие от своего предшественника родом из 50-х годов эти машины, в-основном, снабжаются бескапотной либо полукапотной кабиной, но также представлены и капотные варианты.

Как заверяют китайские производители, такие самосвалы представляют собой альтернативу классическим двухосным карьерным самосвалам, они позволяют эффективно выполнять свою работу при низких стартовых затратах на покупку и обслуживание техники. В числе преимуществ по сравнению с обычными карьерными самосвалами (естественно, речь идет только о моделях сопоставимой грузоподъемности) отмечаются: меньшая собственная масса; более дешевые запчасти, в особенности шины, которые интенсивно изнашиваются при горнодобывающих работах; большая экономичность, так как такие самосвалы имеют двигатель меньшего объема по сравнению с классическим карьерником; меньшая ширина, соответственно, им нужны менее широкие технологические дороги. Собственно, врожденные недостатки тоже остались – это существенная габаритная длина, большой радиус поворота, недостаточная ширина кузова, что выступает ограничением при загрузке большими карьерными погрузчиками и экскаваторами.

На выставке компания LiuGong представила карьерный самосвал DW105A в классическом китайском стиле. При собственной массе 35 т машина обладает грузоподъемностью 70 т. Установленный 12,2-литровый дизельный двигатель Yuchai развивает мощность 520 л.с. Коробка передач – либо Fast, либо Allison. Привод осуществляется только на задние мосты. Передняя подвеска – гидропневматическая, задняя – рессорная. Отличительной особенностью самосвала является отсутствие надрамника под кузовом, благодаря чему машина имеет малую высоту бортов кузова и низкий центр тяжести груженой машины.

-4

Добавлю, что тема карьерных самосвалов для LiuGong достаточно новая. В конце 2000-х я посетил нескольких заводов этой компании, выпускающих погрузочную, землеройную и дорожно-уплотнительную технику. Тогда о самосвалах еще и речи не было. Сейчас у производителя более 20 предприятий, расположенных не только в Китае, но и в Бразилии, Индии и Аргентине, а продуктовая линейка охватывает практически всю гамму строительной, дорожной, складской и карьерной техники. Кстати, одних только погрузчиков компания за всю свою историю (основана в 1958 году) выпустила около полумиллиона.

Еще один типичный представитель инженерной школы КНР – карьерный самосвал Zoomlion ZT96А. Его грузоподъемность составляет 60 т при снаряженной массе 30 т. Он также имеет колесную формулу 6х4. Привод осуществляется от двигателя Yuchai объемом 12,15 л мощностью 480 л.с. Коробка передач – механическая, Fast. Подвеска всех осей – рессорная. В отличие от многих других китайских карьерников эта модель имеет U-образный, а не коробчатый кузов.

-5

В экспозиции Tonly было представлено два самосвала. Модель Tonly TL859 выделяется среди демонстрировавшихся на выставке карьерников полным приводом. При снаряженной массе 26 т машина берет на борт 40 т груза. Набор ключевых агрегатов типичен для Поднебесной: двигатель – Weichai (460 л.с.), коробка передач – Fast (автомат), мосты – Hande. Подвеска – рессорная.

-6

Второй самосвал – TLD65 ­– имеет колесную формулу 6х4. Его грузоподъемность те же 40 т, но снаряженная масса на 1 т меньше, чем у полноприводного варианта. По агрегатам фактически все тоже самое, только двигатель меньшей мощности – 430 л.с. По информации производителя, особенность карьерных самосвалов Tonly в том, что они имеют конструкцию рамы на так называемом гибком соединении. В основе рамы усиленный трехслойный швеллер из высокопрочной стали Wisco W610L, а передний и задний сегменты рамы соединены высокопрочной гибкой конструкцией.

-7

Для Tonly карьерные самосвалы – это основная продукция. Компания специализируется на них с 2004 года. Объемы выпуска впечатляют – до 8500 единиц в год. Модельный ряд включает машины грузоподъемностью от 20 до 70 т. На карьерах КНР в опытно-промышленной эксплуатации находятся беспилотные самосвалы. В России самосвалы Tonly также нашли применение. В Хабаровском крае 24 полноприводных 3-осных самосвала работают на побережье Охотского моря, где перевозят вскрышные породы. Кроме того, техника эксплуатируется на строительстве железной дороги Эльга – Чумикан в Хабаровском крае и на Солнцевском угольном разрезе в Сахалинской области.

Китайская компания Lovol Heavy Industry была основана в 1998 году и начинала свою деятельность как производитель рисоуборочных комбайнов. В 2004 году она освоила выпуск строительной техники – фронтальных погрузчиков и экскаваторов. В дальнейшем модельный ряд пополнился 3-осными карьерными самосвалами. Один из них – LT90 с колесной формулой 6х4 – был представлен на СТТ Ехро 2024. При грузоподъемности 60 т эта машина весит 32 т. Lovol, будучи частью государственного холдинга Weichai, применяет собственные агрегаты – двигатель Weichai (мощностью 430 л.с.), механическую коробку передач Fast, мосты – Hande, а также гидравлическое оборудование. Как отмечается в характеристиках, рама с двойными балками имеет «гибкую» конструкцию и характеризуется высокой устойчивостью к изгибу и кручению.

-8

У самосвала LGMG CMT96, в отличие от других показанных на выставке китайских карьерников, полукапотная компоновка и размещенная по центру кабина. Машина с колесной формулой 6х4 имеет грузоподъемность 65 т и снаряженную массу 34 т. Она оснащена 12,5-литровым двигателем Weichai мощностью 530 л.с., коробкой передач Fast и мостами Shandong Pengxiang Automobile.

-9

Жаль, что на выставке не присутствовали карьерные самосвалы российского производства. Такую технику с 2013 году выпускает машиностроительный завод «Тонар». На сегодняшний день это две 3-осные модели – грузоподъемностью 45 и 60 т. Первоначально предприятие использовало китайскую бескапотную кабину, затем освоило собственное производство капотных кабин. Двигатели, коробки передачи и мосты на самосвалах применяются китайские. Выпуск такой техники очень небольшой, за весь период изготовлено менее 100 самосвалов.

Еще из интересного – впервые в России на широкой публике был представлен китайский шарнирно-сочлененный самосвал. Модель Sany SAT40C с колесной формулой 6х6 характеризуется грузоподъемностью 41 т при собственной массе 34 т. На ней установлен двигатель Weichai мощностью 530 л.с. и автоматическая коробка передач.

-10

Как покажет себя эта машина в эксплуатации по сравнению с доминировавшими на российском рынке до 2022 года западными брендами, покажет время. Стоит напомнить, что завод «Тонар» не так давно тоже освоил производство шарнирно-сочлененных самосвалов грузоподъемностью 35 и 45 т (в прошлом году самосвал показывали на СТТ Ехро). А вот о дебютировавшем в 2021 году сочлененном самосвале КАМАЗ пока нет никаких вестей.

Компанию карьерным самосвалам составили гидравлические экскаваторы для горных разработок. В этой категории техники был представлен экскаватор LiuGong 9125F эксплуатационной массой 122 т с 7-кубовым ковшом. Он укомплектован двигателем Cummins QSK23 мощностью 771 л.с.; электронным управлением гидросистемой, обеспечивающим согласованную и эффективную работу гидронасосов, гидрораспределителя, двигателя и джойстиков управления; а также системой охлаждения с автоматической регулировкой скорости вращения вентиляторов в зависимости от температуры масла в гидросистеме и антифриза двигателя. Три таких экскаватора уже работают в России, в Забайкальском крае. С начала года наработка на машинах достигла свыше 2000 м/ч.

-11

Близкий по характеристиками экскаватор представила компания Zoomlion. Модель ZE1250G имеет эксплуатационную массу 116 т и ковш (в зависимости от комплектации) 7-10 м3. Двигатель установлен такой же, как и на LiuGong 9125F – Cummins QSK23 мощностью 771 л.с.

-12

Еще один «горняк» – экскаватор Lovol FR1000F эксплуатационной массой 100 т с ковшом 7 м3. Он, в отличие от двух предыдущих моделей, оснащен двигателем Weichai мощностью 775 л.с. В наличие: интеллектуальная система управления гидравликой и двигателем и независимая система охлаждения двигателя и масла в гидросистеме.

-13

Карьерные бульдозеры также присутствовали на выставке. Компания LiuGong показала новую модель 70-тонного бульдозера LD60D. Машина оснащена 610-сильным двигателем Cummins QSX19 и гидромеханической трансмиссией. По информации производителя, коробка передач может работать как в автоматическом, так и в ручном режиме, а двухскоростная система поворота обеспечивает высокую маневренность. В стандартной комплектации машина оснащена камерой заднего вида.

-14

Бульдозер DH46C3 RS, представленный Shantui, классом поменьше. Эксплуатационная масса этой машины (с рыхлителем) – 56 т. Двигатель – Cummins QSX15 мощностью 460 л.с. Отличительная особенность ­– гидростатическая трансмиссия Linde с электронным управлением. «Гидростат» позволяет выполнять бесступенчатое изменение скорости и делать повороты на месте на 360° под нагрузкой без потери мощности.

-15

Также на выставке был замечен единственный самый крупный фронтальный погрузчик – LiuGong 8128Н. Его эксплуатационная масса составляет 52,1 т. Привод осуществляется от двигателя Cummins QSX19 мощностью 541 л.с.

-16

Стоит отметить, что российской промышленностью выпускаются как тяжелые карьерные гусеничные бульдозеры, так и карьерные фронтальные погрузчики. На такой технике специализируется чебоксарский завод «Промтрактор».

Мое внимание на СТТ Ехро 2024 привлекла не только карьерная техника, которую трудно было не заметить даже на исполинской выставочной площади 200 тыс. м2, но и некоторые китайские компактные машины, производство которых не налажено российской промышленностью.

Чего только стоит колесно-гусеничный экскаватор Xiniu X9! До недавних пор я не знал о существовании такой техники, а оказалось, что она есть. Главная особенность этой модели – платформа, включающая в себя одновременно гусеничный и колесный ход. По задумке создателей гусеничный ход должен обеспечивать экскаватору достаточную проходимость и устойчивость. Колеса же позволяют экскаватору перемещаться со скоростью до 25 км/ч, что актуально при работе в городских условиях. В основе экскаватора гусеничная тележка, дополненная спереди и сзади пневмоколесным ходом. Подвеска передних колес представляет собой гидравлически опускаемый жесткий каркас с качающейся балкой, на которой установлен гидроцилиндр и рычаги для поворота колес в положении "колесный ход". Передние колеса неведущие. Задняя подвеска, также как и передняя, состоит из жесткого каркаса с функцией гидравлического подъема и опускания, с жестко установленном ведущим мостом. Масса экскаватора – 9 т. Объем ковша – 0,3 м3. На нем установлен дизельный двигатель Yanmar мощностью 63 л.с. и гидросистема Bosch Rexroth с интеллектуальной системой управления.

А вот экскаватор-погрузчик Hengwang HW08-12 – это типично китайская фишка. Аналогичную технику мне доводилось видеть во время своих предыдущих поездок в Поднебесную. Его главная отличительная особенность в том, что экскаватор-погрузчик сделан на базе фронтального погрузчика с шарнирно-сочлененной рамой. Спереди как обычно установлен погрузочный ковш, а вот экскаваторное оборудование смонтировано позади моторного отсека. Не знаю, насколько удобна и эффективна в работе такая техника, но в Китае, в отличие от Европы, она получила довольно широкое распространение. Данная модель имеет массу всего 3,2 т. Объем ковша погрузчика – 0,4 м3, объем ковша экскаватора – 0,08 м3. Двигатель – 34 л.с.

-18

Компактные колесные экскаваторы тоже популярны в Китае, в отличие от нас. Одна из таких машин ­– LGCE E765F – была представлена на выставке. Эксплуатационная масса этого экскаватора – 5,7 т. Емкость ковша – 0,21 м3. Максимальная глубина копания – 3495 мм. Двигатель – Yanmar мощностью 53 л.с.

-19

Отмечу, что в России более востребованы гусеничные мини-экскаваторы, объем рынка которых в последние несколько лет вырос до внушительных 4000-5000 единиц в год (включая б/у технику). Кстати говоря, ни гусеничных, ни колесных полноповоротных мини- и миди-экскаваторов российская промышленность не выпускает. В 1990-2000-е годы Тверской экскаваторный завод разработал колесные экскаваторы массой 6 и 8 т, однако они так и не пошли в массы.

Компактный фронтальный погрузчик Harvey Tigre HT 912, производства компании Qingzhou Yare Wheel Machinery, можно условно отнести к категории мини-погрузчиков, ведь его грузоподъемность всего 1 т. Хотя, чисто внешне он не очень ассоциируется с категорией «мини». Тем не менее, такая техника вполне успешно конкурирует с более привычными и распространенными у нас мини-погрузчиками с бортовым поворотом. Просто, для справки: Россия в год импортирует порядка 1000 компактных погрузчиков (грузоподъемностью до 1,5 т). При этом, суммарный объем российского рынка мини-погрузчиков с бортовым поворотом, включающий отечественное производство и импорт, колеблется в среднем от 2000 до 4000 ед. в год.

-20

Если в России продают автокран на среднетоннажном шасси – значит это кому-нибудь нужно. Думаю, те, кто постарше, помнят, что во времена СССР самыми массовыми были механические автокраны грузоподъемностью 6,3 т на шасси ЗИЛ-130. В 90-е годы появились более современные гидравлические модели грузоподъемностью 8 и 12 т на шасси ЗИЛ-4331, правда, таких машин было выпущено совсем немного. В дальнейшем тема отечественных малотоннажных кранов приказала долго жить.

А вот в Поднебесной, несмотря на то, что уже освоили производство автокранов грузоподъемностью 4000 т(!!!), малотоннажники по-прежнему востребованы (сам неоднократно видел их во время поездок в Китай). Лишнее тому подтверждение – автокран XJCM QY12F на среднетоннажном шасси Dongfeng, показанный на выставке СТТ Ехро 2024. Его грузоподъемность – 12 т. При этом, он оснащен аж 4-секционной 32-метровой телескопической стрелой. Такой стреле многие отечественные 25-тонники могут позавидовать. По словам продавца, грузовысотные характеристики этой модели превышают характеристики 16-тонных отечественных автокранов.

-21

Еще одна интересная тема, представленная на СТТ Ехро 2024, – самоходные бетоносмесители с самозагрузкой. Эти компактные машины выполняют роль бетонного мини-завода непосредственно на строительном объекте. Они объединяют в себе 5 функций: загрузку материала собственным ковшом, дозирование, смешивание, транспортировку и выгрузку. Применяются в тех случаях, когда требуется приготовление бетона непосредственно на месте строительства. Например, в тех случаях, когда работы ведутся на отдаленных объектах, вдалеке от стационарных бетонных заводов.

До событий 2022 года такую технику поставляли, в-основном, итальянские компании Carmix и Fiori, а также ряд других. Далее началось тотальное «импортозамещение» китайскими аналогами. "А где же всё это время была отечественная техника", – спросите вы. С сожалением приходится констатировать, что в России серийное производство самоходных бетоносмесителей с самозагрузкой так и не было налажено. Единственное предприятие, проявлявшее активность в данном направлении, – "КОМЗ-Экспорт", которое специализируется на производстве автобетоносмесителей. С начала 2000-х годов завод изготавливал единичные образцы бетоносмесителей с самозагрузкой. В середине 2010-х годов проект был реанимирован и существенно переработан. Увы, Каменск-шахтинский завод так и не смог запустить в массы свою перспективную разработку.

Один из показанных на этот раз самоходных бетоносмесителей с самозагрузкой – XCMG SLM4. Машина оснащена смесительным барабаном с полезной вместимостью 4 м3. Объем ковша составляет 700 л, резервуара для воды – 900 л. Для обеспечения точности дозировки при замесах применена электронная система взвешивания, обеспечивающая погрешность не выше 2 %. Двигатель – Yuchai мощностью 123 л.с. Для удобства выгрузки бетона смесительный барабан имеет функцию поворота в горизонтальной плоскости, а также механизм наклона для ускоренной выгрузки смеси.

-22

Бетоносмеситель с самозагрузкой AIMIX AS-3.5 имеет полезную вместимость барабана 3,5 м3. Оснащен двигателем мощностью 123 л.с. На нем имеются все присущие современным машинам данного типа особенности, включая, поворот в горизонтальной плоскости и наклон барабана, а также электронная система дозирования.

-23

3,5-кубовый бетоносмеситель с самозагрузкой Jufeng JBC-35 имеет функцию поворота в горизонтальной плоскости не только смесительного барабана, но и кабины. Такой функционал обеспечивает удобство контроля при выгрузке смеси. На машине установлен двигатель 115-сильный двигатель Yuchai и итальянская компьютерная система дозирования и взвешивания.

-24

И в заключение буквально несколько слов об электромобильности строительной техники. Надо сказать, что на нынешней выставке были показаны не только малотоннажные электромобили, кроме них презентовали электрический седельный тягач фирмы Sany, а также строительные машины с электрическим приводом. Тренд на отказ от углеродных источников энергии захватил и этот сегмент.

Компания LiuGong представила 20-тонный электрический фронтальный погрузчик 856HE MAX с 3,5-кубовым ковшом. Машина оснащена интеллектуальной системной управления, питаясь от блока из трех батарей, разработанных ведущим китайским производителем CATL. Время работы литий-железо-фосфатной батареи емкостью 350 кВт⋅ч и возможностью быстрой зарядки за 1,3 ч (240 кВт) составляет 10,2 ч «легкого» применения и 7,2 ч «тяжелого» применения.

-25

Премьерой компании XGMA также стал электрический фронтальный погрузчик – модель XG958EV. По информации производителя, 18,5-тонной машине, оснащенной 3-кубовым ковшом, в режиме быстрой зарядки достаточно всего 1 часа, чтобы затем можно было работать в течение 10 часов.

-26

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!

Обещанные ссылки на предыдущие статьи об ЕХРО 2024: