Найти тему

Как это делается. О разработке "технологий" в моделизме на примере изготовления еще одного варианта нактоуза в сотом масштабе

Обычно, судомоделисты весьма щепетильны в вопросах тщательности изготовления модельных элементов, имеющих непосредственное отношение к конструкции прототипа создаваемой модели. При этом я говорю об устройстве корпуса корабля и его надстроек, особенностях рангоута, проводке такелажа. Несколько иначе, на мой взгляд, дело обстоит применительно к работе над мелочевкой объединяемой таким понятием как “дельные вещи”. Здесь нередко допускаются существенные упрощения в деталировке, используются общеизвестные схематичные конструктивные решения воспроизводимых элементов. Не думаю, что причина наблюдаемой тенденции проистекает из отсутствия интереса к деталям подобного рода. Скорее всего, таких причин две – отсутствие необходимого объема информации по интересующей детали, а также уже готовых разработок технологических приемов изготовления подобных элементов для масштаба воссоздаваемой копии. При этом на поиски нужной информации порой можно потратить годы кропотливой работы и, естественно, не у всех на это хватает упорства. А иногда всю ее полноту и к тому же сразу предоставляют артефакты музейного хранения. К тому же их удается не только подробно рассмотреть со всех сторон, но и еще тщательно измерить. В этом случае остается лишь придумать, как это все попроще сделать да поэффектнее подать. Вот об одном из таких случаев и пойдет речь в этой статье.

Лет восемь назад мне предложили поучаствовать в разработке “технологии” изготовления нактоуза для модели в масштабе 1/100 по конструкции аналогичного изображенному на следующей картинке.

-2

В “техническом задании” помимо общих пожеланий, касающихся, в том числе, способа изготовления (без привлечения станочного оборудования), приводились результаты замеров изделия, предлагаемого в качестве прототипа.

-3

С учетом приведенных значений, размеры части модели нактоуза из листового цветного металла в указанном масштабе не должны были превышать четырех миллиметров. Понятно, что попытка отработки этапов техпроцесса ее изготовления сразу в сотом масштабе вряд ли завершилась бы получением желаемого результата. Поэтому все этапы работы предварительно отрабатывались на модели примерно вдвое большего размера.

Связь модели с прототипом помимо общности в форме их элементов, материалов, использованных для изготовления, по возможности должна также угадываться в признаках работ, без выполнения коих было бы невозможно получение подобных изделий в конкретный временной период. Судя по всему, реальный купол нактоуза был сделан с использованием приемов работы характерных для жестяночного ремесла. На следующей картинке с внутренней стороны купола хорошо видно место соединения отдельных листов металла в технике двойного стоячего фальца (отчетливо виден гребень по задней стенке).

-4

В модельке нактоуза отсылкой к использованию подобных техник в его изготовлении должен был стать способ соединения конуса купола и основания путем запрессовывания нижний кромки конуса в горловине на поверхности основания.

-5

Основание решено сделать из двух деталей соединенных между собой пайкой. Последовательность операций по изготовлению восьмигранника основания представлена на следующих картинках. Каких-либо пояснений, я думаю, здесь не требуется. Отмечу лишь, что сложенная вдвое кромка фольги призвана обеспечить аккуратность обработки края детали снизу основания и сохранение качества лицевой поверхности этой детали. И еще. При отгибании поверхности используемой для формирования лепестков (располагающихся перпендикулярно лицевой стороне) необходимо следить, чтобы их поверхность не выступала выше верхнего края лицевой стороны.

Сверху на восьмигранник припаивается деталь с горловиной для запрессовки в нее основания конуса. Горловина формируется на кусочке фольги с помощью проволочного колечка необходимого диаметра. После выдавливания с его помощью выпуклого рельефа на фольге, путем стачивания вершины гребня удаляется середина “бублика”. Далее любым приемлемым для вас способом детали совмещаются и временно фиксируются в необходимом положении. Спаивание деталей проще всего выполнить путем прогревания их жалом паяльника без припоя. Процесс изготовления представлен на картинках в галерее.

После пайки излишки фольги, выступающие за пределы восьмигранника, аккуратно подрезаются. На этом этапе остается изготовить из фольги конус нужных размеров и установить его в горловину. Сделать это можно разными способами, но проще всего скрутить деталь из ее выкройки на фольге, соединив при этом края с помощью одного из вариантов жестяночного замка. После пропаивания шва с внутренней стороны, его элементы снаружи срезаются на уровне внешней поверхности.

Изготовление конуса с некоторым превышением размера по высоте облегчает подгонку его нижней кромки под имеющуюся окружность горловины. Это достигается аккуратной подрезкой конуса по окружности снизу. После размещения конуса в горловине по месту ее края обжимаются вокруг установленной детали металлической линейки.

Перед установкой конуса на лепестках основания можно поместить компас.

-9

Остекление колпака можно имитировать с помощью небольшого конуса скрученного из тонкого прозрачного пластика и установленного внутри конуса из фольги.

-10

А вот примерно такой вид может иметь эта деталь в масштабе 1/48.

-11

По итогам произведенных работ остался только один вопрос, на который предстоит ответить. Можно ли воспользовавшись предлагаемым подходом сделать подобную деталь, но вдвое меньшего размера? Оказалось можно.

Ширина этого основания составляет 3,7 мм.

-12

Высота детали в сборе 4,1 мм.

-13
-14

А на сегодня пока все. Удачи всем и успехов в творчестве.