Найти тему

Ключи к «сундукам» подсознания

«Аyдиальная пpогpамма сyггестий ассоцииpyет контекст мотивации якоpения в процессе подстройки к бyдyщемy. Аyдиальная пpогpамма сyггестий, аналогично, диссоцииpyется при первой же возможности насыщенности предполагаемых изменений…»

Дочитали ли вы это до конца? И не показалось ли, что ваш покорный слуга впал в маразм? А вот и нет – эта цитата принадлежит перу одного из популяризаторов нейролингвистического программирования (НЛП) Патрика Гиллера (Patrick Hiller), в которой он «ясно и просто» объясняет принципы методики преобразования мира. И ведь какая шустрая «зверушка»! Стоит набрать в поисковике магическую аббревиатуру «НЛП», как перед вами возникнут тысячи и тысячи ссылок. Эту бы энергию да в мирных целях…

А началось все в 1960-х годах, когда не очень удачливый психолог Джон Гриндер (John Grinder), мучаясь от безделья и безденежья, решил проанализировать методы других психологов и психотерапевтов. Он пришел к любопытному выводу: общепринятой и клинически обоснованной методики лечения… нет! Есть направления, в рамках которых каждый практикующий специалист придерживался выбранного по тем или иным причинам способа воздействия. Одни закармливали пациентов химиопрепаратами, другие предпочитали электрошок, а третьи и вовсе то и дело прибегали к лоботомии. При этом каждый считал свои методики единственно правильными и эффективными. Дело, конечно, вовсе не в особой вредности «мозгоправов». Просто каждый пациент одновременно и похож на тысячи других, и уникален настолько, что многократно опробованный и авторитетный метод лечения спокойно может дать осечку.

Переработав массу материала, Гриндер пришел к выводу, что вполне возможно создание некой универсальной психометодики, разумное применение которой позволит врачевать достаточно широкий круг заболеваний и фобий. Не обладая достаточным научным весом, изобретательный специалист пошел по пути знаменитого Рона Хаббарда, отца сайентологии, заявившего однажды: «Хочешь стать богатым? Создай новую религию!»

Итак, мессия есть, осталось найти апостолов. Первым из них стал Рик Бендлер (Richard Bandler), программист, в то время работавший над проектом системы распознавания речи и потому часто обращавшийся за помощью к лингвистам и психологам. А еще он был личностью, хорошо известной полиции: в 10-летнем возрасте Рик пытался убить отчима, подведя под половик оголенный электропровод (все по науке!). В зрелые годы Бендлер плотно подсел на алкоголь и наркотики, неоднократно покушался на убийство жены. И это только малая часть его «художеств»!

Они нашли друг друга. Бендлер как человек не чуждый естественно-научным методам познания (вспомните про провод под половиком), изучив материалы напарника, пришел к выводу, что реальный КПД академической психологии чрезвычайно низок, а львиная доля работ посвящена критике чужих взглядов и методов. Долой «воду»! Если же взять клинически апробированные методики успешных практикующих психиатров, скомпилировать их в некое подобие системы, добавить «остреньких» приправ из смежных дисциплин вроде эриксоновского транса-гипноза, то получится некая «инструкция» по эксплуатации и модернизации сознания. А если назвать ее программированием?

Примерно так оно и появилось – нейролингвистическое программирование, квинтэссенция методик воздействия на чужие мозги: от шаманских камланий до лечения алкоголизма под гипнозом в дорогих швейцарских клиниках. В его основе – так называемые пресуппозиции, некие фундаментальные установки-догматы, в которые во что бы то ни стало надо поверить. Но фактически первая и самая знаменитая НЛП-пресуппозиция: «Карта – не территория» – единственная, остальные представляют собой ее вариации.

-2

Смысл ее в том, что нет такого явления, как объективный опыт, все и вся в этом мире субъективно. Люди ведь оперируют не абсолютно достоверными знаниями об окружающем мире, а только моделями-наборами убеждений относительно реальности, создаваемыми ими в течение жизни. А раз так, то нужно создавать «дружественные карты» – модели, в которых человек получает максимально широкий выбор возможностей. Они к реальности могут не иметь никакого отношения. Как видите, даже краеугольный камень новомодного учения оказался с большим изъяном.

Одна из самых заветных приманок НЛП – тезис о том, что если думать как успешный человек, то и успех придет сам собой. На этом основаны тысячи и тысячи так называемых личностных тренингов, на которых человеку навязываются нетипичные для него модели поведения. Но при этом идеология НЛП вступает в противоречие с самой собой: успешный человек чаще всего становится таким потому, что он поступает не как все. Он принимает нестандартные решения, он видит скрытые связи, реагирует на быстро и кардинально меняющиеся условия. Словом – никакого «аспирина от головы, от кашля и от поноса»!

Психологи академического толка всегда относились к НЛП с опаской, видя в ней не интегрированную систему, а всего лишь авторское переложение давным-давно известных методик. А для широкой публики эта дисциплина стала известной благодаря Россу Джеффрису (Ross Jeffries), идейному вдохновителю многочисленного племени «пикаперов» (от англ. pick up – разг. познакомиться), полупрофессиональных соблазнителей.

-3

Синтез НЛП и гипнотических методик в определенной степени был неизбежен. Более того, многие психологи считают, что НЛП – «калька» гипнотических методов Эриксона, переложенная на популярные области применения, тот же «пикап», например. И, вопреки сложившемуся убеждению, с Милтоном Эриксоном «отцы НЛП» вообще не сотрудничали, а изучали его только «со стороны». Недаром сам Эриксон отозвался о работах Бендлера и Гриндера весьма нелицеприятно: «Они думают, что нашли жемчужину, но на самом деле взяли всего лишь раковину».

-4

Впрочем, довольно. Оставим предмет его апологетам и популяризаторам. Главное, что надо помнить: нейролингвистическое программирование – не наука в классическом понимании, несмотря на мудреное название. Это просто система психологических приемов, помогающих уверенней чувствовать себя (и только себя) в непростом мире. Если не возлагать на нее слишком радужных надежд, то затраты на НЛП могут себя оправдать. Да и, в конце концов, Нагорная проповедь и «Моральный кодекс строителя коммунизма» – это тоже программирование.

Другой вопрос – методы. Менторство и схоластика здесь не подойдут никоим образом, как, впрочем, и в любой другой области знаний и умений. Чаще всего НЛП преподносится в форме тренингов и ролевых игр. А они, при всей своей эффектности, рассчитаны больше на коллективное взаимодействие. Получается замкнутый круг: лучше себя на таких занятиях чувствуют те, кто и так в любой компании как рыба в воде. А что же делать тем, для кого просто «стрельнуть» сигарету на улице мучительно стыдно? И таких ведь больше.

В «нулевых» методики вроде НЛП, пытающиеся подобрать ключи к подсознательному, обрели в нашем отечестве особую популярность. Россия для психологии даже академического толка – непаханое поле. Это там, в странах, исповедующих оголтелый индивидуализм, принято печься о своем психическом здоровье, дабы в стремлении добиться успеха любой ценой не съехать с катушек и не устроить стрельбу в каком-нибудь колледже. Это там принято с переходом на другую социальную ступень полностью менять круг общения, оставлять за бортом прежние знакомства и привязанности. В конце концов, откуда пришли брачные контракты, полностью отвергающие отечественное «муж да жена – одна сатана»?

А у нас, взращенных на принципах коллективизма и перманентного кухонного сопротивления власти? У нас все проще, и самый лучший сеанс психоанализа уже не одну сотню лет начинается с вопроса: «Третьим будешь?» И дело совсем не в бутылке, а в «эмпатичности» нашего сознания, то есть в способности очень быстро и достаточно глубоко вникать в невзгоды и неурядицы собеседника, порой совершенно случайного. Но сегодня все по-другому. Не лучше и не хуже, просто по-другому, хотим мы этого или нет. Самое главное – теперь мы вынуждены принимать самостоятельные решения. А к этому очень многие просто не приучены.

Отсюда и проистекает большинство конфликтов, как внутренних, так и внешних. Стоит взять, например, ставшее стереотипным утверждение об особенностях нашего менталитета. Положа руку на сердце, хотя бы самому себе ответьте честно: разве это не синоним нашей лени и безалаберности? Мы все никак не можем понять, что «авось» уже давно никуда никого не вывозит.

Очень ярко и выпукло глубину кризиса менталитета показала реформа образования. С тем, что надо что-то делать, согласны почти все. Но стоит кому-то начать, как сразу общество взрывается воплями возмущения: «Довели страну! Реформаторов – на кол! Не трогайте систему!» – и прочее. (Заметьте, что у адептов советско-прусской школьной системы грамматические ошибки отнюдь не редкость!) А ведь во многом Советский Союз проиграл историческое противостояние из-за крайней архаичности и негибкости образовательной системы. («Как подумаю, какой я инженер, так страшно в поликлинику идти!») Да, она давала хорошую фундаментальную подготовку. Да, она была доступна и бесплатна. Но при этом практически не формировала навыки самостоятельного поиска информации. А в условиях изменяющегося и нестабильного мира без этого просто не выжить! В постперестроечное безвременье к замшелости системы прибавился и еще один мощный патогенный фактор – коррупция…

-5

Иллюстрация: Uday Deb, timesofindia.indiatimes.com

Итог – миллионы и миллионы «типа студентов» (в вузы поступает почти 90 (!) процентов выпускников школы), десятки тысяч преподавателей, давно забывших о нормальной научной работе, и тысячи «недовузов», больше похожих на насосы по выкачиванию денег из родительских карманов.

При чем же здесь НЛП? На первый взгляд – абсолютно ни при чем. Между тем, если отвлечься от рекламного треска, это один из способов научиться хотя бы грамотно ставить задачи и находить оптимальные способы их решения. Понятно, что о науке тут речь не идет (уж очень плохо психология формализуется и поддается моделированию). Но если воспринимать НЛП как психологические рекомендации, достаточно широко апробированные, то почему бы и нет? Естественно, в очень ограниченных пределах и как сугубо прикладное средство.