Найти тему
НУАР-NOIR

Шёлковый чулок без намёка на пин-ап

-2

Этот фильм ещё раз подтвердил, что Лондон очень грязный (и внешне, и внутренне) город. Мысль не нова, если учесть, что она проходила фоновой идеей через множество выдающихся «сумрачных проектов»: от «Соломона Кейна» до мини-сериала «Табу», однако она выглядит новаторской, если учесть, что подана в контексте истории о Шерлоке Холмсе.

Британское телевидение столько раз предпринимало вольные экранизации повестей и рассказов Конан Дойла, что не хватит места на простое перечисление. Однако фильм 2004 года «Шерлок Холмс и дело о шёлковом чулке» несколько выделяется из этой бесконечной вереницы.

Дело даже не в том, что этот телевизионный проект собрал известное количество наград, а в том, что он вдохновил многих кинематографистов, как серьезных, так и не очень. Следы «шёлкового чулка» можно обнаружить на обширном кино-пространстве, образованном, с одной стороны, шедеврами уровня «Престижа» Кристофера Нолана, и замыкающем его эпигонством вроде «Игры Ганнибала» от Дэвида Реймонда.

А всё потому, что режиссер Саймон Джонс (вспоминайте «Подпольную империю» и «Джессику Джонс») вывел Шерлока Холмса за пределы классического английского детектива, прогрузив его (не меняя эпохи) в реалии, присущие триллеру. А принимая во внимание количество грязных улиц, мелькающих в кадре, тот явно подан как производная от нуара.

В итоге загадка, с которой предстоит столкнуться сыщику, не имеет рациональной трактовки, поскольку речь идёт о серийном убийце-похитителе, являющемся буквальным воплощением всевозможных девиаций. К слову сказать, проблему личностных патологий Холмсу помогает постигнуть супруга Ватсона, которая по сюжету сделана начинающим психологом континентального происхождения (мол, привет Вене и доктору Фрейду).

В этой связи даже есть забавный момент, а именно, перечисление всевозможных «отклонений» пикантного свойства, которые могут приводить к уголовным последствиям. И как раз в этот момент в комнату с подносом входит Ватсон: «Стоит вас оставить на минуту, как вы уже обсуждаете что-то интересненькое».

Жертвами маньяка становятся молоденькие «великосветские дебютантки», то есть девушки 16-17 лет из благородных и состоятельных семей, которые только-только готовятся «появится на людях».

Вы с самого начала понимаете, что преступник задумал хитрую игру, так как каждую свою последующую жертву он облачает в одежду предыдущей. То есть устроил летальные «пятнашки». И именно по этой причине поначалу найденное в Темзе тело девушки приняли за погибшую представительницу «древнейшей профессии», а вовсе не за дочку какого-то лорда.

Для подобного рода мрачного преображения наследия Конан Дойла есть даже обоснование. Так как история вынесена за границы «викторианской культуры». Дело происходи в 1902 году, правит Эдуард Седьмой, а потому «классическое преступление» сменяет «злодейство нового типа».